Чудо-крылья российского «убийцы боингов» проверят на прочность

20 Сентябрь 2016

В Центральном аэрогидродинамическом институте имени Н. Е. Жуковского в Подмосковье начинаются статические испытания одной из главных сенсаций отечественной авиапромышленности, магистрального самолета МС-21. О том, каковы шансы на успех, и в чём главная изюминка лайнера, позволяющая разработчикам надеяться на успех в битве с «боингами» и «аэробусами», - в материале Лайфа с места событий.
В ангаре Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) в подмосковном Жуковском отдельно на специальных опорах стоит фюзеляж МС-21, отдельно - крыло и другие элементы самолета.
Специалисты ЦАГИ начали объединять их в единую конструкцию, которую оснастят датчиками и специальным оборудованием. C их помощью конструкторы будут имитировать разные нагрузки и анализировать «отклик» на них одной из наиболее перспективных отечественных авиаразработок.
Вы не поверите, но по словам конструкторов, крыло самолета будет будет подвергаться таким колебаниям, что его кончик будет подниматься на высоту в три метра.
Испытания будут проводиться в несколько этапов. На первом из них планер будет испытывать статические нагрузки вплоть до максимальных эксплуатационных, идентичных тем, которым МС-21 подвергнется во время реального полета. Этот этап как раз и позволит снять ограничение на проведение летных испытаний.
- Собственно говоря, именно здесь и будет дана путевка в жизнь, одобрение первого полета нашего нового лайнера, – говорит гендиректор ЦАГИ Cергей Чернышев.
Оснащение всей аппаратурой занимает от нескольких недель. Вместе с пробными испытаниями это – это длительный и трудоёмкий процесс.
- На фюзеляже будет установлено больше 1000 датчиков и каждый живет своей жизнью, поставляет информацию, которая в реальном режиме времени анализируется учеными, специалистами и конструкторами. Наша главная задача - не просто приложить усилия, а определить возможные слабые места, которые потребуют усиления. Эта методика была отработана в ЦАГИ длительное время и доказала свою эффективность. Вся программа реализуется в течение четырех-пяти месяцев в зависимости от того, как все пойдет. Это только начальный этап. Для обеспечения первого вылета самолета.
Дальше обширные испытания будут продолжены. Но они станут более детальными, с увеличенными нагрузками. Самолет, отправляясь в первый тестовый полет, будет ограничен в действиях.
- Никаких маневров. Простой взлет, круг, посадка. Со временем и с получением более детальной доказательной базы по прочности этого летательного аппарата ЦАГИ расширяет условия полета. Все это делается в тесном контакте и с летчиками и с корпорацией «Иркут», разработчиком. Вот такая технология постановки на крыло нового лайнера, - рассказывает Сергей Чернышев.
МС-21 не зря называют новой ступенью в развитии отечественной авиации. В самолете впервые для машин ближне и среднемагистрального классов используется крыло, выполненное из полимерных композитных материалов (ПКМ). Нигде в мире нет опыта по созданию таких протяженных объектов с помощью подобной технологии.
- Мы на передней линии научно-технического прогресса, - не без гордости заявляет гендиректор ЦАГИ Сергей Чернышев. - Чтобы быть уверенными, что все нормально, работы по исследованию таких конструкций, начиная с элементарных образцов материалов, панелей и вплоть до прототипов крыла, мы начали около пяти лет назад, широким фронтом. Испытали четыре прототипа. В то время они были изготовлены в Австрии. Но технические решения и методы проектирования использовались наши - отечественные, которые корпорация «Иркут» применила для крыла по российской технологии. Учитывая длительность эксплуатации, авиастроители должны обеспечить как минимум 20 лет бесперебойной и надежной работы планера, а дальше уже по состоянию продлять жизнь самолета – это десятки лет безаварийно работы. Конечно, необходимо очень много знать о том, как себя ведут эти конструкции в условиях повышенной влажности, солевого воздействия, больших перепадов температур и все это при воздействии нагрузок.
Опрошенные Лайфом эксперты уверены, что планер и его композитные элементы выдержат испытания. При этом главный редактор отраслевого портала Avia. ru Роман Гусаров, в беседе с Лайфом высказал мнение, что ключевым вопросом в статическом испытании планера остается вопрос в стабильности производства нового крыла:
- Вопрос не в самих материалах, они прошли испытания. Вопрос в стабильности технологий производства. Поскольку методика для изготовления больших длиномерных панелей ранее не использовалась, то стоит вопрос в качестве и в его стабильности. Мы (Россия) пионеры в этой части. На нас посматривает весь мир. Сама технология сэкономит огромные деньги, она более дешевая. Кессон крыла МС-21 уже испытывался. Вопрос теперь в том, что прочностные испытания крыло пройдет, а вот пройдет ли ресурсные? Для этого нужно время. Какой ресурс будет у крыла? Не будет ли оно расслаиваться со временем? Вот тут, наверное, вопрос. Он открыт. Прочностные? Да. Чтобы пустить это в серию? Надо провести первый этап – проверить на прочность. А потом уже гонять на ресурс. Годами. Проверять.
По его мнению, именно на новом крыле у МС-21 основной идет выигрыш в стоимости в сравнении с «одноклассниками». Boeing стоит от $90 млн, а Airbus - от $97 млн, против предполагаемой цены российского самолета $72-85 млн. В России делают крыло большого удлинения, с хорошими аэродинамическими характеристками и в этом тоже выигрыш.
- Что касается результатов испытаний, то предсказать их со стопроцентной гарантией, конечно, невозможно, - говорит Лайфу исполнительный директор отраслевого агентства АвиаПорт Олег Пантелеев. - Но есть несколько тезисов, которые позволяют рассчитывать на хороший результат. Во-первых, нынешним испытаниям предшествуют длительные работы по проведению прочностных расчётов. Во-вторых, прежде чем проводить испытания планера, компания «Аэрокомпозит» – разработчик и производитель крыла – выполнила тысячи испытаний отдельных образцов, потом были испытания прототипов кессона крыла – главного агрегата, воспринимающего нагрузки. Затем испытывалось в разных условиях, в том числе и с нанесением нормированных повреждений, полукрыло отдельно от планера. Результаты всех этих работ показали высокую сходимость расчётных результатов с экспериментальными данными, а также соответствие испытанных образцов требованиям, заложенным в их конструкцию.
По словам эксперта, безусловно, история авиационной отрасли знает примеры, когда наземные прочностные испытания выявляли проблемы, когда конструкции разрушались при нагрузке, меньше заданной, что свидетельствовало о недостаточной прочности. Равно как и были прецеденты, когда при расчётных нагрузках конструкция не ломалась, держалась до 150-200% от заданных нагрузок. Это тоже не слишком хорошо, так как свидетельствует об излишнем запасе прочности и, соответственно, излишнем весе конструкции.
Что касается стоимости испытаний, то эксперты затруднились ее оценить.
- Прежде всего отмечу, что стоимость проведения испытаний никогда не выделяется из общей величины затрат, связанных с созданием новых воздушных судов, я не встречал подобных оценок ни по одному из самолётов. В то же время очевидно, что нужно изготовить планер воздушного судна, практически полностью идентичный самому изделию, за исключением тех агрегатов и деталей, которые не воспринимают возникающие в полёте и на земле нагрузки. Этот планер подлежит разрушению в ходе испытаний. Кроме того, под каждый самолёт дорабатывается и стендовая база, на которой проводятся испытания. Добавляем сюда издержки на сборку на месте, транспортировку, затраты самого ЦАГИ на обеспечение работ и т. д., - пояснил Олег Пантлеев.
Работы, которые начались в ЦАГИ, являются важным этапом в создании любого воздушного судна. В институте имеется возможность моделирования нагрузок, позволяющих исследовать прочность летательных аппаратов различных типов. Так, в статическом зале института были испытаны Ту-204, Ту-334, Ил-114, Ми-26, SSJ100, «Буран» и многие другие.
Для справки
Иркут МС-21 («Магистральный самолёт XXI века») - отечественный проект ближне-среднемагистрального пассажирского самолета. Торжественная церемония выкатки нового самолёта МС-21 состоялась в Иркутске 8 июня 2016 года. Начало серийного производства запланировано на 2017 год.
Программа семейства ближне-среднемагистральных самолётов МС-21 разрабатывается совместно с ОКБ Яковлева и корпорацией «Иркут».
Корпорация «Иркут» подписала твердые контракты на поставку 175 самолетов МС-21. Портфель «мягких» заказов превышает 100 самолетов. Первый полет ожидается в 2016 году. Сейчас строятся 4 опытных образца. Стоимость программы разработки самолета оценивается в $4.5 млрд.
Семейство самолетов МС-21 включает две модели, спроектированные с высокой степенью унификации. МС-21-200 - рассчитан на перевозку от 132 до 165 пассажиров и МС-21-300 - рассчитан на перевозку от 163 до 211 пассажиров.
Предполагается, что основную конкуренцию самолёту Иркут МС-21 составит китайский СOMAC, вместе с тем, МС-21 претендует на ту же коммерческую нишу, что и Boeing 737 MAX с Airbus 320 neo.
Фоторепортаж см. на стр. https://life.ru/t/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0/903634/chudo-krylia_rossiiskogho_ubiitsy_boinghov_provieriat_na_prochnost
Форум «Инженеры будущего – 2022»: четвертый день Форум «Инженеры будущего – 2022»: четвертый день

5 Июль 2022

Образовательная программа
Слушатели факультета комплексов высокоточного оружия ближней тактической зоны познакомились с основами мехатроники, обобщённой структурой мехатронных модулей рулевых приводов малогабаритных летательных аппаратов, а также изучили подходы к проектированию мехатронных модулей, основные типы датчиков и исполнительных элементов, применяемые в мехатронных системах ЛА. Кроме того, на практических занятиях участники в командах попрактиковались в программировании микропроцессорных систем управления.

Сотрудничество России и Сирии обсудили на форуме «Инженеры будущего» Сотрудничество России и Сирии обсудили на форуме «Инженеры будущего»

5 Июль 2022

будущего»
3 июля на площадке Международного промышленного форума «Инженеры будущего» состоялся круглый стол «Россия и Сирия: от войны к миру».
В нем приняли участие первый вице-президент Союза машиностроителей России, председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев, первый заместитель губернатора Тульской области Вячеслав Федорищев, Чрезвычайный и Полномочный Посол Сирийской Арабской Республики в Российской Федерации, Его Превосходительство Риад Хаддад, статс-секретарь – заместитель министра науки и высшего образования РФ Петр Кучеренко, заместитель начальника Национального центра управления обороной РФ, генерал-лейтенант Виктор Новожилов, директор «НИИ глазных болезней» Доктор Юсеф Наим Юсеф, ректоры сирийских и российских вузов. Видеообращение к форумчанам направил ректор Дамасского государственного университета Мухаммад Осама Аль-Джаббана.

Информационное противодействие и новый виток эволюции устройств обсудили на форуме «Инженеры будущего» Информационное противодействие и новый виток эволюции устройств обсудили на форуме «Инженеры будущего»

4 Июль 2022

В субботу, 2 июля, на площадке юбилейного Х Международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего» состоялась панельная дискуссия, на которой обсудили очень важную тему – «Информационная среда как основа суверенитета России».

Форум «Инженеры будущего – 2022»: третий день Форум «Инженеры будущего – 2022»: третий день

4 Июль 2022

Образовательная программа
Эксперты авиационного факультета рассказали о системном мышлении, основных моделях и ловушках мышления. Также для будущих инженеров провели деловую игру, которая позволила облегчить усвоение студентами знаний и приобретение навыков в ситуациях, близких к реальным. Участники, моделируя бизнес-процессы, должны были увеличить производство выпуска самолетов, используя бумагу для оригами.  

Открытый диалог с руководителями регионов России состоялся на площадке форума «Инженеры будущего» Открытый диалог с руководителями регионов России состоялся на площадке форума «Инженеры будущего»

4 Июль 2022

01 июля 2022 года в рамках Международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего-2022» состоялся открытый диалог участников с главами регионов России.

Форум «Инженеры будущего – 2022»: второй день Форум «Инженеры будущего – 2022»: второй день

4 Июль 2022

Позади второй день юбилейного X Международного инженерного молодежного форума «Инженеры будущего», который проходит в этом году в Тульской области.
Коротко расскажем об основных событиях этого дня в рамках образовательной, деловой, спортивной и культурных программ.

Форум «Инженеры будущего – 2022»: день первый Форум «Инженеры будущего – 2022»: день первый

4 Июль 2022

30 июня стартовал первый день форума «Инженеры будущего-2022». Программа традиционно разделена на образовательный, деловой, спортивный и культурный блоки.

Международный промышленный форум «Инженеры будущего» открыл Десятилетие науки и технологий Международный промышленный форум «Инженеры будущего» открыл Десятилетие науки и технологий

1 Июль 2022

29 июня состоялось официальное открытие X Международного молодёжного промышленного форума «Инженеры будущего-2022».

Совместное заседание Межведомственных координационных штабов России и Сирии Совместное заседание Межведомственных координационных штабов России и Сирии

21 Июнь 2022

Глава Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев принял участие в совместном заседании Межведомственных координационных штабов России и Сирии, проходившем в режиме телемоста Москва–Дамаск.

Гуманитарная миссия Союза машиностроителей России в Сирии Гуманитарная миссия Союза машиностроителей России в Сирии

17 Июнь 2022

14-16 июня 2022 представители Союза машиностроителей России приняли участие в работе российской межведомственной делегации в Сирийской Арабской Республике, в рамках которой передали гуманитарную помощь нуждающимся и провели ряд двусторонних встреч.