«Су-30МКИ» против «Rafalе»: битва за 20 миллиардов долларов

25 Февраль 2015

В индийском городе Бангалор разворачивается финальный этап схватки за право переоснастить военно-воздушные силы Индии новыми истребителями. Цена вопроса – 20 млрд долларов. Эти деньги предназначались для французов, но сейчас они могут достаться российским авиастроителям
В эти дни на авиабазе, расположенной в пригороде индийского городе Бангалор,  проходит десятая авиационно-космическая выставка «Аэро Индия-2015».  Свою продукцию на ней представляют более 600 компаний из 33 стран мира, производящих военные самолеты, зенитно-ракетные системы, системы связи и т.д. Но особое внимание в Бангалоре приковано к французским истребителям Rafalе и российским истребителям Су-30МКИ, поскольку именно они находятся в эпицентре скандала, связанного с желанием индийских военных переоснастить парк своих самолетов новыми истребителями.
В России принято считать, что Индия является самым главным и самым надежным покупателем российского оружия. Действительно, более 70% вооружения, боевой техники индийской армии, ВВС, ВМС – российского и советского производства. По оценкам Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, за 2013 год объем выполненных Россией обязательств по поставкам Индии вооружений и военной техники составил  почти 5 млрд долларов.
Но при этом с недавнего времени индийцы начали проводить политику диверсификации поставщиков вооружения. Одним из последствий  этой политики и явились итоги тендера на поставку  индийским  ВВС 126 истребителей, который был проведен на рубеже 2011-2012 годов. Россия предложила на этот тендер Миг-35 (модернизированный вариант Миг-29), но победу одержала французская компания Dassault Aviation с истребителем Rafalе.
Однако, за прошедшие три года ни один Rafalе в составе индийских ВВС так и не появился. И причин тому несколько. Во-первых, за это время эти самолеты для индийских военных подорожали вдвое – с 10 млрд долларов до почти 20 млрд долларов. Во-вторых, стороны так и не смогли толком договориться о производстве этих машин в Индии, на заводах индийской компании HAL. По имеющейся информации, французы, например, отказались делиться с HAL технологиями производства некоторых узлов этого самолета, и отказались распространять свои гарантийные обязательства на машины, которые были бы изготовлены в Индии. В третьих, в последнее время много говорилось о том, что при подведении итогов этого тендера была неточно рассчитана стоимость эксплуатации этих машин на 30-40-летнюю перспективу.
«Индийская сторона ошиблась при подсчете издержек при обслуживании Rafale на протяжении всего срока их эксплуатации» - пишет, например, индийская газета Business Standard. Ну и наконец, совсем неприятным сюрпризом для индийских военных стала позиция Франции по поводу вертолетоносцев «Мистраль», которые за российские деньги строились на французских верфях, но так пока и не переданы России. То есть Франция в деле с «Мистралями» показала себя как откровенно ненадежный поставщик вооружения, что не могло не натолкнуть индийских военных на невеселые размышления.
Поэтому еще в ноябре прошлого года министр обороны Индии Манохар Паррикар заявил, что «наиболее адекватным предложением для удовлетворения потребностей ВВС страны является истребитель Су-30МКИ». Эта российская машина уже производится для индийских ВВС по российской лицензии на заводах корпорации HAL. Причем, ее стоимость составляет 3,58 млрд рупий (57,5 млн дол) – это вдвое меньше, чем стоит Rafalе.
Российская сторона к такому повороту дела оказалась готова. «Какой самолет лучше - решать заказчику. Но мы с уважением отнесемся к любому решению индийской стороны. Тем не менее, Индия производит наш самолет уже сейчас, под них построены заводы. Передана документация, сформированы авиабазы, инфраструктура для эксплуатации этих самолетов, обучены летчики и технический персонал» - подчеркнул, будучи в Бангалоре, президент «Объединенной авиастроительной корпорации» Юрий Слюсарь. «В случае решения не в пользу Rafale мы выражаем нашу готовность и способность заменить его на Су-30МКИ. В Индии уже развернуты мощности по производству этого самолета и по его обслуживанию, а также по обучению персонала. И это будет гораздо экономичнее для индийской стороны», - убежден и заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» Сергей Гореславский.
В итоге французы пригнали в этом году на выставку в Бангалор аж три истребителя Rafale и, не жалея топлива, почти неделю показывают возможности этих самолетов «в действии».  Россияне, со своей стороны, на «Аэро Индии-2015»  продолжают убеждать своих индийских партнеров в необходимости углублять совместное военно-техническое сотрудничество. 19 февраля, например, ВВС Индии был торжественно передан первый истребитель Су-30МКИ, вооруженный воздушной версией сверхзвуковой крылатой ракеты BrahMos-А (эта ракета является плодом совместного творчества российских и индийских конструкторов). На закупку этих ракет для Су-30МКИ индийское правительство выделяет более 1 млрд долларов.
Продолжается совместная работа над созданием  двухместного перспективного многофункционального истребителя Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA) и многоцелевого транспортного самолета. «Истребитель FGFA разрабатывается на базе российского ПАК ФА в соответствии с предъявляемыми индийской стороной техническими требованиями. В развитии программы предусмотрены проектирование и разработка двухместного варианта самолёта и интеграция передового двигателя с увеличенной тягой. Предполагается сотрудничество в области совместного маркетинга комплекса в третьи страны», — заявил по перспективах FGFA замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Анатолий Пунчук.
Окончательное решение по истребителям Rafale, по словам министра обороны Индии Манохара Паррикара, будет принято в начале марта, после того, как индийские военные получат детальный анализ тендерного предложения Dassault Aviation. Но, очевидно, решение это будет не в пользу французов. С другой стороны, и для россиян эта история, наверное, послужит хорошим уроком на будущее.
Названы еще 5 НОЦ мирового уровня, которые получат государственную поддержку

8 Декабрь 2020

Cтали известны еще 5 научно-образовательных Центров мирового уровня (НОЦ), которые при гибридных финансовых вложениях станут мощными базами для технологического развития регионов.
На заседании Совета НОЦ губернаторы презентовали программы НОЦ своих регионов:
1.    НОЦ  «Инженерия будущего» (Самарская область)
2.    НОЦ «ТулаТЕХ» (Тульская область)
3.    НОЦ «Передовые производственные технологии и материалы» (Челябинская область)
4.    НОЦ «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования» (Архангельская область)
5.    НОЦ «Евразийский научно-образовательный центр мирового уровня» (Республики Башкортостан)

Молодежную политику обсудили члены Бюро СоюзМаш России и Лиги содействия оборонным предприятиям Молодежную политику обсудили члены Бюро СоюзМаш России и Лиги содействия оборонным предприятиям

29 Ноябрь 2020

27 ноября 2020 года под председательством руководителя Союза машиностроителей России, главы Госкорпорации Ростех Сергея Чемезова состоялось расширенное заседание Бюро СоюзМаш и Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям». Темой обсуждения стали векторы развития молодежной политики Союза машиностроителей России.

Принят законопроект, по которому информация о госзакупках по ГосОборонЗаказу в рамках 44 ФЗ станет полностью закрытой

27 Ноябрь 2020

25 ноября 2020г. на заседании в Государственной Думе в третьем чтении был принят законопроект № 842570-7 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" (по вопросу планирования закупок по государственному оборонному заказу). Авторами инициативы выступили Председатель Комиссии ГД по правовому обеспечению развития организаций ОПК РФ Владимир Гутенев и член Комитета по обороне, член Комиссии по правовому обеспечению развития организаций ОПК РФ Алексей Хохлов.

27 ноября состоится расширенное заседание Бюро Союза машиностроителей России и Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям»

27 Ноябрь 2020

27 ноября 2020 года под председательством руководителя Союза машиностроителей России, главы Госкорпорации Ростех Сергея Чемезова состоится расширенное заседание Бюро СоюзМаш и Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям». Тема обсуждения: «Молодежная политика Союза машиностроителей России: векторы развития».
Заседание Бюро СоюзМаш России и Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» в связи с особыми эпидемиологическими условиями пройдет  в формате видеоконференции. В онлайн мероприятии примут участие: руководитель СоюзМаш России, глава Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов; Председатель Комиссии Государственной Думы РФ по ОПК, Президент Лиги содействия оборонным предприятиям Владимир Гутенёв. Предполагаются выступления членов Бюро, представляющих крупнейшие корпорации России: генеральный директор, председатель правления ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Юрий Слюсарь;  генеральный директор АО «Рособоронэкспорт» Александр Михеев; генеральный директор АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов; председатель правления, генеральный директор АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» Ян Новиков и другие члены СоюзМаш и Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям».

Ко Дню машиностроителя

24 Сентябрь 2020

Сотрудники предприятий Союза машиностроителей России приняли участие в съемках капитал-шоу "Поле чудес" на Первом канале. Специальный выпуск программы выйдет в эфир 25 сентября в преддверии Дня машиностроителя, который отмечается в России в последнее воскресенье сентября.