Первопроходцы в каракури
1 Декабрь 2023

Кубок проводится с 2021 года и направлен на проверку навыков бережливого производства, оптимизацию процессов, а также на внедрение новых способов организации труда. Организаторы традиционно подготавливают конкурсные задания на основе реальных практических задач, к примеру, изготовить работоспособное механическое устройство, которое бы облегчало физический труд во время выполнения производственной операции. Так что участники имеют отличную возможность найти решения возникающих в ходе работы вопросов.
Нынче на Кубке было представлено 15 номинаций, в которых соревновались между собой сборные промышленных предприятий, организаций и научных учреждений России. В одной из самых популярных компетенций на конкурсе «Инженерное мышление. Каракури» участвовали 15 команд, в том числе сборные Росатома, Роскосмоса и КАМАЗ, которые обладают большим опытом создания и применения на производстве устройств каракури, а потому считались главными претендентами на победу. С ними предстояло побороться команде Иркутского авиазавода – в ее состав вошли работники предприятия, члены ИРО СМ России Александр Шестаков, Алексей Котляров, Александр Ченских в сопровождении эксперта Алексея Михайлова. Летом они уже участвовали в чемпионате профмастерства «Время первых» и заняли второе место, так что полученные навыки пригодились им в очередном испытании.
ИЗОБРЕСТИ ЗА ТРИ ДНЯ
Организаторы подготовили для конкурсантов непростое задание – необходимо было выгрузить из кузова автомашины три кислородных баллона, расположенных горизонтально, и разместить их на полу в вертикальном положении, не касаясь баллонов руками. Затем – погрузить обратно. Для этого участникам предстояло изготовить механическое устройство (каракури) без электропривода, с помощью которого операторы без особых физических усилий смогут провести данную операцию.
Перед стартом конкурсанты задавали уточняющие вопросы по технической части, при этом, чтобы получить ответы и заработать дополнительные баллы, сформулировать их нужно было правильно. Командам, справившимся с этой нетривиальной задачей, организаторы давали возможность ознакомиться с секретной частью, где прописаны уточнения, например, расположение баллонов в кузове, их размеры, расстояние от пола до борта автомобиля и т. д.
– Открытая часть испытания, которая была известна заранее – имитация задания от заказчика. А поскольку он может что-то упустить, исполнителю перед выполнением заказа важно разобраться во всех деталях, – рассказывает Алексей Михайлов. – Многие команды задавали вопросы не по теме, а вот сборная авиазавода справилась отлично, выяснив все важные нюансы, в частности, что в разгрузке и погрузке баллонов могут участвовать не более двух человек.
Для начала нужно было определиться с конструкцией будущего устройства, и это, по словам представителя команды ИАЗ Александра Шестакова, было самое сложное.
– Важно было выбрать принцип работы приспособления, – рассказывает он. – Поскольку по правилам время на выполнение операции ограничено четырьмя минутами, мы поняли, что целесообразно загружать все три баллона сразу, а не захватывать по одному, поэтому устройство должно быть достаточно крепким. Также предстояло перевернуть баллоны из горизонтального положения в вертикальное – для этого понадобился поворотный механизм.
Разобравшись с деталями, заводчане приступили к работе – собрали металлоконструкции, установили все необходимые элементы, в том числе фиксаторы, чтобы баллоны не выпали во время транспортировки. На все про все отводилось три дня, что очень мало – нашим коллегам немного не хватило времени, чтобы доработать приспособление. В итоге заводчане заняли восьмое место из 15.
– Нашей целью было попробовать свои силы, приобрести знания в сфере создания устройств каракури, с чем мы справились. Главный эксперт Кубка был приятно удивлен, что представители ИАЗ, всего второй раз участвуя в подобных соревнованиях, изготовили практически работоспособную конструкцию, – отметил Алексей Михайлов.
В это же время на площадке в Екатеринбург-Экспо проходил чемпионат высокотехнологичных профессий «Хайтек», в котором в качестве организаторов приняли участие работники нашего завода. Дмитрий Агафонов выступил заместителем главного эксперта, Максим Лухнев – техническим экспертом.
ДАЛЬШЕ – БОЛЬШЕ
Опыт участия заводчан в состязаниях по компетенции «Каракури» показал, что подобные устройства существенно облегчают труд рабочих и вместе с тем способны повысить производительность. По словам участников, на Иркутском авиазаводе большое количество операций, где приспособления для упрощения производственных процессов могли бы найти применение.
– Если представится возможность, в следующем году планируем провести на нашем предприятии соревнования в этой номинации, – рассказал Дмитрий Агафонов. – Уверен, что на ИАЗ много светлых умов, у которых есть немало идей, как улучшить производственные процессы, и которые готовы воплощать их в жизнь.
Алина Климова
Фото участников
7 Февраль 2025
Специальность «Самолёто-и вертолётостроение» в ИРНИТУ (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) получили 19 выпускников. В ходе торжественной церемонии вручения дипломов 7 февраля политеховцев пригласили на работу в авиационные компании Приангарья, Приморского края и Урала.

7 Февраль 2025
В рамках акции #ВсегдаРядом, которую поддерживает в регионе Иркутское РО СМР , штаб помощи бойцам СВО при ИРНИТУ (входит в состав Иркутского РО СМР) передал гуманитарный груз в ЛНР и ДНР. Содействие в доставке гуманитарной помощи оказал Благотворительный фонд «Сила Тыла», который активно взаимодействует с Иркутским РО СМР .

6 Февраль 2025
В цехе окончательной сборки гражданской авиационной техники Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского РО СМР) приступили к одному из самых важных этапов сборки очередного комплекта самолета МС-21 – проверке систем лайнера под током. Работа началась сразу после январских каникул, и на сегодняшний день практически завершена первая часть испытаний – проверка системы электроснабжения.

5 Февраль 2025
В ИРНИТУ (входит в состав Иркутского РО СМР) прошли аттестационные испытания по английскому языку 48 студентов – участников Всероссийского образовательного проекта «Крылья Ростеха».
В течение осеннего семестра студенты в рамках основной и дополнительной образовательной программы изучали английский язык под руководством преподавателей кафедры иностранных языков № 2 Института лингвистики и межкультурной коммуникации. Итогом обучения стал зачёт с целью установления фактического уровня владения иностранным языком в соответствии со стандартами международной системы оценки.

5 Февраль 2025
1-2 февраля в ИРНИТУ (входит в состав Иркутского РО СМР), являющемся вузом-партнером и региональной площадкой по организации и проведению Многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда» в г. Иркутске, прошли заключительные этапы МИО «Звезда» по направлениям «Естественные науки» и «Техника и технология» (технологии материалов).

4 Февраль 2025
В Иркутском техникуме авиастроения и материалообработки ( входит в состав Иркутского РО СМР) состоялось торжественное награждение участников команды «Амбассадоры Профессионалитета».
Директор учреждения Валентина Зяблова от лица министра образования, члена Иркутского РО СМР Максима Парфенова поблагодарила пятерых самых активных студентов и двух преподавателей и вручила им Благодарственные письма.

3 Февраль 2025
28 января сотрудники Иркутской областной станции переливания крови, члены Иркутского РО СМР провели очередную профориентационную экскурсию для 1 подгруппы СД.9-23-3 Медицинского колледжа ЖТ ИрГУПС.

31 Январь 2025
Подведены итоги IХ конкурса научно-технических работ «Подари идее крылья» от ПАО «Яковлев», который проводился в прошлом году. От Иркутского авиазавода (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) в нем приняла участие инженер-технолог отдела клепально-сборочных работ Екатерина Черных и стала призером – заводчанке был вручен диплом II степени в секции «Технология производства».

31 Январь 2025
Сотрудники Иркутского авиазавода (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) за прошлый год подали 474 рацпредложения и 1857 кайдзен-предложений. Большая часть из них успешно внедрена на производстве. Авторами и соавторами предложений по улучшению стали 1215 человек – почти каждый десятый заводчанин, в том числе члены Иркутского реготделения СоюзМаш России.

30 Январь 2025
В конце января прошла пленарная площадка, инициированная Министерством образования Иркутской области, Департаментом образования Иркутска по разработке дополнений и региональных предложений в стратегию развития образования до 2032 года.