«Су-30МКИ» против «Rafalе»: битва за 20 миллиардов долларов
25 Февраль 2015
В эти дни на авиабазе, расположенной в пригороде индийского городе Бангалор, проходит десятая авиационно-космическая выставка «Аэро Индия-2015». Свою продукцию на ней представляют более 600 компаний из 33 стран мира, производящих военные самолеты, зенитно-ракетные системы, системы связи и т.д. Но особое внимание в Бангалоре приковано к французским истребителям Rafalе и российским истребителям Су-30МКИ, поскольку именно они находятся в эпицентре скандала, связанного с желанием индийских военных переоснастить парк своих самолетов новыми истребителями.
В России принято считать, что Индия является самым главным и самым надежным покупателем российского оружия. Действительно, более 70% вооружения, боевой техники индийской армии, ВВС, ВМС – российского и советского производства. По оценкам Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, за 2013 год объем выполненных Россией обязательств по поставкам Индии вооружений и военной техники составил почти 5 млрд долларов.
Но при этом с недавнего времени индийцы начали проводить политику диверсификации поставщиков вооружения. Одним из последствий этой политики и явились итоги тендера на поставку индийским ВВС 126 истребителей, который был проведен на рубеже 2011-2012 годов. Россия предложила на этот тендер Миг-35 (модернизированный вариант Миг-29), но победу одержала французская компания Dassault Aviation с истребителем Rafalе.
Однако, за прошедшие три года ни один Rafalе в составе индийских ВВС так и не появился. И причин тому несколько. Во-первых, за это время эти самолеты для индийских военных подорожали вдвое – с 10 млрд долларов до почти 20 млрд долларов. Во-вторых, стороны так и не смогли толком договориться о производстве этих машин в Индии, на заводах индийской компании HAL. По имеющейся информации, французы, например, отказались делиться с HAL технологиями производства некоторых узлов этого самолета, и отказались распространять свои гарантийные обязательства на машины, которые были бы изготовлены в Индии. В третьих, в последнее время много говорилось о том, что при подведении итогов этого тендера была неточно рассчитана стоимость эксплуатации этих машин на 30-40-летнюю перспективу.
«Индийская сторона ошиблась при подсчете издержек при обслуживании Rafale на протяжении всего срока их эксплуатации» - пишет, например, индийская газета Business Standard. Ну и наконец, совсем неприятным сюрпризом для индийских военных стала позиция Франции по поводу вертолетоносцев «Мистраль», которые за российские деньги строились на французских верфях, но так пока и не переданы России. То есть Франция в деле с «Мистралями» показала себя как откровенно ненадежный поставщик вооружения, что не могло не натолкнуть индийских военных на невеселые размышления.
Поэтому еще в ноябре прошлого года министр обороны Индии Манохар Паррикар заявил, что «наиболее адекватным предложением для удовлетворения потребностей ВВС страны является истребитель Су-30МКИ». Эта российская машина уже производится для индийских ВВС по российской лицензии на заводах корпорации HAL. Причем, ее стоимость составляет 3,58 млрд рупий (57,5 млн дол) – это вдвое меньше, чем стоит Rafalе.
Российская сторона к такому повороту дела оказалась готова. «Какой самолет лучше - решать заказчику. Но мы с уважением отнесемся к любому решению индийской стороны. Тем не менее, Индия производит наш самолет уже сейчас, под них построены заводы. Передана документация, сформированы авиабазы, инфраструктура для эксплуатации этих самолетов, обучены летчики и технический персонал» - подчеркнул, будучи в Бангалоре, президент «Объединенной авиастроительной корпорации» Юрий Слюсарь. «В случае решения не в пользу Rafale мы выражаем нашу готовность и способность заменить его на Су-30МКИ. В Индии уже развернуты мощности по производству этого самолета и по его обслуживанию, а также по обучению персонала. И это будет гораздо экономичнее для индийской стороны», - убежден и заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» Сергей Гореславский.
В итоге французы пригнали в этом году на выставку в Бангалор аж три истребителя Rafale и, не жалея топлива, почти неделю показывают возможности этих самолетов «в действии». Россияне, со своей стороны, на «Аэро Индии-2015» продолжают убеждать своих индийских партнеров в необходимости углублять совместное военно-техническое сотрудничество. 19 февраля, например, ВВС Индии был торжественно передан первый истребитель Су-30МКИ, вооруженный воздушной версией сверхзвуковой крылатой ракеты BrahMos-А (эта ракета является плодом совместного творчества российских и индийских конструкторов). На закупку этих ракет для Су-30МКИ индийское правительство выделяет более 1 млрд долларов.
Продолжается совместная работа над созданием двухместного перспективного многофункционального истребителя Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA) и многоцелевого транспортного самолета. «Истребитель FGFA разрабатывается на базе российского ПАК ФА в соответствии с предъявляемыми индийской стороной техническими требованиями. В развитии программы предусмотрены проектирование и разработка двухместного варианта самолёта и интеграция передового двигателя с увеличенной тягой. Предполагается сотрудничество в области совместного маркетинга комплекса в третьи страны», — заявил по перспективах FGFA замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Анатолий Пунчук.
Окончательное решение по истребителям Rafale, по словам министра обороны Индии Манохара Паррикара, будет принято в начале марта, после того, как индийские военные получат детальный анализ тендерного предложения Dassault Aviation. Но, очевидно, решение это будет не в пользу французов. С другой стороны, и для россиян эта история, наверное, послужит хорошим уроком на будущее.
29 Июль 2021
Председатель ИРО СМР, организовал экскурсию для Премьер – министра РФ Мишустина М.В., в рамках рабочего визита на ИАЗ
29 Июль 2021
Председатель ИРО СМР, организовал встречу Премьер – министра РФ Мишустина М.В., в рамках рабочего визита на ИАЗ.
10 Июнь 2021
Данная встреча призвана дать дополнительный импульс к развитию производства на всех предприятиях машиностроительной отрасли, принимающих участие в кооперативной цепочке.
10 Июнь 2021
Встреча прошла 10 июня на Иркутском авиазаводе, который делегация ЕЭК посетила в ходе рабочей поездки.
4 Июнь 2021
1 июня 2021 года в Крокус Конгресс Холле состоялся очередной отчетно-выборный Съезд Союза машиностроителей России, в ходе которого были подведены итоги работы за 5 лет, а также обозначены основные задачи организации на ближайший период. Мероприятие прошло под председательством президента Союза, генерального директора ГК «Ростех» Сергея Чемезова. На съезд прибыли сотни делегатов и гостей. Среди участников – руководство и члены Бюро СоюзМаш, главы крупных корпораций и предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности, ведущих технических ВУЗов и научно-исследовательских учреждений, представители финансовых и деловых структур России, а также зарубежные гости.
25 Апрель 2021
Владимир Гутенев,
Заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике и промышленности, Первый вице-президент Союза машиностроителей России
В своем Послании к Федеральному собранию Президент России сфокусировался на постковидной эпохе, поддержке и помощи наиболее пострадавшим гражданам и отраслям экономики. Российский лидер предложил большую комплексную программу, которая стимулирует решение демографических проблем, закрывает вопросы помощи неполным семьям и детям.
Особое внимание следует и на те инициативы Главы государства, которые формируют долгосрочный тренд развития.
Наиболее существенными направлениями являются следующие: первое касается беспрецедентно высоких бюджетных расходов на гражданскую науку. Так до 2024 г. на фундаментальные и прикладные исследования, планируется направить более 1,6 трлн рублей, что позволит сформировать прочный фундамент повышения конкурентоспособности российской экономики.
14 Апрель 2021
9 апреля 2021 года под председательством руководителя Союза машиностроителей России, главы Госкорпорации Ростех Сергея Чемезова состоялось выездное расширенное заседание Бюро СоюзМаш и Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям». Мероприятие прошло в Туле, на базе АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова» (АО «КПБ»).
На заседании были подведены итоги деятельности Союза машиностроителей России и Лиги содействия оборонным предприятиям в 2020 году и обозначены задачи на предстоящую перспективу.
31 Март 2021
С 1 марта по 15 мая 2021 года на сайте www.nntk-smr.ru открыт прием инновационных проектов для участия в XI Национальной научно-технической конференции, участником которой может стать автор или авторский коллектив, не более 5 человек, в возрасте до 35 лет.
В рамках сотрудничества Союза машиностроителей России с Московским политехническим университетом в апреле 2021 года победители X Национальной научно-технической конференции получили возможность пройти обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Управление персоналом», в результате успешного освоения которой слушателям будет выдано удостоверение о повышении квалификации.
24 Декабрь 2020
23 декабря Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 757430-7 «О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Поправка, инициированная заместителем председателя Комитета Госдумы по экономической политике Владимиром Гутеневым, устанавливает ответственность за продажу в России технически сложных устройств (смартфоны, компьютеры, телевизоры с функцией «смарт-ТВ») без предварительно установленного российского программного обеспечения, предусмотренного в перечне закона «О защите прав потребителей».
24 Декабрь 2020
Принят законопроект, расширяющий полномочия Правительства в регулировании цен на социально значимые продукты 23 декабря 2020г. Государственная Дума в третьем чтении приняла законопроект, вносящий изменения в закон «О торговле». В третьем, заключительном чтении был принят законопроект № 1024255-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Документ уточняет полномочия Правительства в области госконтроля над розничными ценами на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров и дает возможность Кабинету министров оперативно реагировать на рост цен.