Самолеты, оружие и немного интернета // Кто вошел в первый рейтинг 50 технологических компаний РБК

5 Июнь 2015

Самолеты, оружие и немного интернета // Кто вошел в первый рейтинг 50 технологических компаний РБК
В России живут 140 млн человек, но спрос на инновации создают не они, и даже не сотни тысяч предприятий мелкого бизнеса. Главным инвестором, покупателем и клиентом российского технологического сектора является государство, которое за пять лет потратит на военные цели 20 трлн руб.
Россия, любит повторять генеральный директор «Яндекса» Аркадий Волож, редкая страна, которая запускает в космос собственные спутники и обладает собственным интернет-поисковиком. Еще наша страна строит атомные электростанции, продает авианосцы и обеспечивает 40% транспорта на орбиту Земли.
Все эти очень разные технологии были и остаются предметом национальной гордости и важной, хоть и сравнительно небольшой статьей российского экспорта. Все они производятся компаниями, государственными и частными, которые редко перечисляются через запятую. Советские промышленные гиганты и молодые интернет-компании совсем не похожи друг на друга.
Занимаются они, однако, одним и тем же: используют прикладную науку для решения разных проблем, требуют от своих сотрудников схожих навыков и в целом сравнимы между собой. Этого достаточно, чтобы можно было ставить рядом русские технологические компании вне зависимости от формы собственности и отраслевой принадлежности. Результатом такого исследования стал первый рейтинг технологических компаний РБК.
КАК МЫ ОТБИРАЛИ
Вопрос, что такое технологическая компания, – очень непростой. Все отрасли, от ретейла и финансов до госуправления и промышленного производства, в XXI веке невозможны без миллионов строк программного кода и сложной электроники. Являются ли технологической компанией сотовый оператор или онлайн-биржа авиабилетов?
Для рейтинга РБК мы отбирали компании, которые производят и продают собственные технологии, и эта деятельность приносит им большую часть выручки. Поэтому в наш список не попали, например, крупные интернетретейлеры, которые формируют оборот за счет высокотехнологической перепродажи товаров, произведенных на стороне. В рейтинг не вошли крупные системные интеграторы, потому что в их продажах большую часть составляют вычислительные системы и программы, созданные на стороне – в IBM, Oracle или SAP. Не вошли и мобильные операторы – хотя крупные производители сетевого оборудования, если бы они существовали в России, безусловно, заняли бы место в списке. Определение, которым мы пользовались в работе над рейтингом: технологические компании разрабатывают и производят сложные механизмы, электронику, медицинские препараты или программный код, и эта деятельность приносит им по меньшей мере половину выручки. Таких предприятий – с выручкой больше 10 млрд в год (2013 год) – в России насчитывается чуть больше 100, если учитывать отдельные субъекты, а не целые холдинги вроде Объединенной авиастроительной корпорации или «Алмаз-Антея». 50 самых успешных из них – в рейтинге РБК.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Главный результат исследования – структура технологического сектора в России не слишком отличается от той, что была в СССР.
Первое место в рейтинге занимает компания «Сухой» – благодаря истребителям и бомбардировщикам, а не Superjet, которым занимается отдельная компания. Второе и третье – «Яндекс» и Mail.Ru Group. Интернет-компании взяли призовые места благодаря высокой маржинальности – у промышленных предприятий она несравнимо ниже. Но состав первой тройки не дает полного представления обо всех участниках рейтинга.
Большинство технологических фирм в России контролирует государство, частными являются только 16 предприятий из 50. Чуть больше – 17 участников – не производят техники военного назначения. Получается, две трети русских технологий – это государственный оборонный комплекс. Военный уклон российских технологий заметен и на экспортном рынке: наша страна практически не производит гражданских самолетов и кораблей (доли ОСК и ОАК в мировых масштабах – на уровне статистической погрешности), но является заметным игроком на рынке военного авиа– и судостроения.
Большинство компаний рейтинга созданы еще в СССР. Некоторые предприятия указывают на своих сайтах дореволюционный год основания. Это можно считать некоторой натяжкой, но основные производственные мощности «Сухого», «Севмаша» или производителя спутников ГЛОНАСС «ИСС им. академика М.Ф. Решетнева» были сформированы задолго до распада Советского Союза. Самый молодой участник рейтинга – Mail.Ru Group, некоторые крупные активы компании вроде «ВКонтакте» и «Одноклассников» возникли меньше десяти лет назад.
Практически никто из участников рейтинга, даже небольшой гражданской его части, не производит товары и услуги для населения. В мире есть сотни, если не тысячи потребительских высокотехнологических компаний с выручкой за 100 млн долл., но в России таких несколько штук. Особенно удивительно полное отсутствие на огромном отечественном рынке крупных компаний, производящих потребительскую электронику: в Китае и Индии, например, их довольно много.
Наконец, и это вряд ли удивительно с учетом сказанного выше, технологический сектор в России очень маленький. Совокупная выручка 50 участников рейтинга в несколько раз меньше выручки одной крупной сырьевой компании. Вся авиационная промышленность в России зарабатывает меньше, чем один Facebook. Работников инновационных предприятий тоже совсем немного: чтобы создать «25 млн высокотехнологических рабочих мест», обещанных в 2012 году президентом Путиным, число занятых в оборонной промышленности придется увеличить на порядок.
Во всем мире технологические компании стараются меньше работать на государство и больше – на частный бизнес и потребителей. Главные истории успеха – Apple, Google, мобильное подразделение Samsung – иллюстрируют эту тенденцию. Целые отрасли, которые прежде обслуживались государственными предприятиями, переходят в частные руки. Это происходит, например, с космическими запусками: в Америке, Европе и даже Китае, но только не у нас.
В России тягаться с оборонным заказом никто не может, а значит, российские технологии будут все больше милитаризироваться. Символом и средоточием инноваций в России будет не тихо уходящий в небытие инноград «Сколково», а, как и прежде, закрытые территориальные образования, обслуживающие возрастающие аппетиты военных.
КАК МЫ СЧИТАЛИ
Для рейтинга мы отобрали 1357 компаний, занимающихся разработкой и производством уникальных технологических продуктов и технологий. При этом мы использовали данные из СПАРК-Интерфакс (на 12.05.2015), открытые источники и данные самих компаний. Далее мы отсеяли предприятия, у которых более 50% выручки приходится на дистрибуцию сторонней продукции и чья выручка за 2013 год была менее 10 млрд руб. Таким образом мы получили шорт-лист, состоящий из 102 компаний. Для ранжирования предприятий мы использовали три композитных индекса:
1. «Выручка» – это среднегодовое значение показателя за пять лет (с 2010 по 2014 год). В случае если компания не имеет отчетности за прошлый год, индекс рассчитывался на основе четырех лет (2010-2013 годы).
2. «Рентабельность» – это среднегодовое значение уровня рентабельности по чистой прибыли. Для расчета данного показателя мы брали выручку и чистую прибыль предприятия за последние пять лет (или за четыре года, если компания не имеет отчетности за 2014 год). Показатель рассчитан по формуле:
Р = ((Суммарная чистая прибыль за период/Число периодов)/(Суммарная выручка за период/Число периодов)) *100
3. «Диверсификация» – это число сегментов рынка, на которых присутствует продукция компании.
Каждый индекс нормирован по максимальному значению среди аналогичных показателей по всем компаниям из шорт-листа и принимает значение от 0 до 1. Итоговый индекс предприятия – сумма трех нормированных индексов, умноженная на 10 для удобства представления.
В TOP-10 вошли:
№ п/п Компания (Головная структура)
1. Компания «Сухой» (ОАК)
2. Яндекс (Яндекс)
3. Mail.Ru Group (Mail.Ru Group)
4. Корпорация «Иркут» (ОАК)
5. Казанский вертолетный завод (Вертолеты России)
6. Улан-Удэнский авиационный завод (Вертолеты России)
7. Корпорация «МИТ» (ОРКК)
8. ГКНПЦ имени М.В. Хруничева (Роскосмос)
9. Роствертол (Вертолеты России)
10. Уфимское моторостроительное производственное объединение (ОДК)

Организаторы подготовили прорыв в обучении на форуме «Инженеры будущего – 2022» Организаторы подготовили прорыв в обучении на форуме «Инженеры будущего – 2022»

31 Май 2022

В основе программы Факультета развития проектных команд «Технопрорыв» лежит технология подготовки и развития проектно-ориентированных команд.

На заседании Бюро СоюзМаш и Лиги обсудили новые меры поддержки отечественной промышленности На заседании Бюро СоюзМаш и Лиги обсудили новые меры поддержки отечественной промышленности

25 Май 2022

Во вторник, 24 мая, под председательством главы Госкорпорации Ростех, председателя Союза машиностроителей России Сергея Чемезова состоялось расширенное заседание Бюро СоюзМаш и Лиги содействия оборонным предприятиям, на котором обсудили меры поддержки отечественной промышленности в условиях санкционного давления и механизмы укрепления технологического суверенитета.

Впервые на форуме «Автомобильный факультет»: креативное мышление, целеполагание, работа в команде Впервые на форуме «Автомобильный факультет»: креативное мышление, целеполагание, работа в команде

23 Май 2022

Традиционный участник форума АО «АВТОВАЗ» принял решение провести в юбилейном форуме «Инженеры будущего – 2022» свой Автомобильный факультет.

Регистрация в группы обучения форума «Инженеры будущего-2022» пройдет с 23 по 31 мая Регистрация в группы обучения форума «Инженеры будущего-2022» пройдет с 23 по 31 мая

23 Май 2022

23 мая в 11:00 (по мск) для участников открывается регистрация в группы обучения факультетов X Международного молодёжного промышленного форума «Инженеры будущего-2022», который пройдет в Тульской области с 27 июня по 7 июля.

Порядка 200 спортивных и культурных мероприятий  подготовлено  для будущих инженеров Порядка 200 спортивных и культурных мероприятий подготовлено для будущих инженеров

20 Май 2022

Участников Международного молодёжного промышленного форума «Инженеры будущего-2022» с 27 июня по 7 июля ждут не только насыщенные образовательный и деловой блоки, но и развлекательные и спортивные мероприятия.

Голосуем за наших!!! Голосуем за наших!!!

19 Май 2022

1 мая 2022 года Союз машиностроителей России совместно с Ассоциацией «Лига содействия оборонным предприятиям» объявили о запуске Конкурса «Я горжусь, что я…», посвященного рабочим профессиям.

Для участников форума «Инженеры будущего - 2022» будет работать 12 факультетов Для участников форума «Инженеры будущего - 2022» будет работать 12 факультетов

17 Май 2022

Участников Международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего - 2022» ждет интересная и насыщенная образовательная программа, в рамках которой будут представлены новейшие промышленные разработки и технологии отечественного машиностроения.

Владимир Гутенев передал 120 тонн помощи переселенцам Донбасса Владимир Гутенев передал 120 тонн помощи переселенцам Донбасса

16 Май 2022

Сегодня, 13 мая, первый заместитель председателя Союза машиностроителей России, глава Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Владимир Гутенев посетил г. Калуга, где передал порядка 120 тонн помощи для вынужденных переселенцев из ЛДНР, размещенных в ПВР Калужской и Брянской областей.

До старта форума «Инженеры будущего – 2022» осталось два месяца! До старта форума «Инженеры будущего – 2022» осталось два месяца!

5 Май 2022

X Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего - 2022» пройдет с 27 июня по 7 июля на территории базы отдыха «Шахтер» в селе Бунырево (Алексинский район, Тульская область). Официальные организаторы и соорганизаторы мероприятия: Союз машиностроителей России, Госкорпорация Ростех, Правительство Тульской области, Федеральное агентство по делам молодежи, Лига содействия оборонным предприятиям.

Две достойных победы Иркутского авиационного завода. Две достойных победы Иркутского авиационного завода.

28 Апрель 2022

Министерством труда и социальной защиты РФ, Департаментом авиационной промышленности Минпромторга России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз машиностроителей России» и Общественной организацией «Российский профессиональный союз трудящихся авиационной промышленности».