Как США пытались задушить проект МС-21, но у них ничего не вышло

16 Февраль 2023

Как США пытались задушить проект МС-21, но у них ничего не вышло

Российский проект среднемагистрального самолёта МС-21 раздражает США с момента своего появления. Как выяснилось из обсуждений к нашим статьям, многие читатели не в курсе, что за последние 5 лет против МС-21 было введено сразу 3 пакета санкций. Разберём подробнее как США стремились загубить перспективный российский проект в угоду своему давно устаревшему Боингу 737.

Пакет №1. Композитное крыло (2018-2020)
Лёгкое и прочное композитное крыло большого удлинения, повышающее аэродинамическое качество самолёта, является одним из конкурентных преимуществ МС-21. Его конкуренты, разработанные в 60-х (Б-737) и 80-х (А-320) годах прошлого века, имеют металлическое крыло.

Предпосылки для санкций. В мае 2018 года взлетел второй лётный экземпляр МС-21. Сообщения об успешном продвижении сертификации двигателя ПД-14 (сертификат получен в конце 2018 года) и статических испытаний планера МС-21 в ЦАГИ.

Проблема. В сентябре 2018 года были введены санкции против производителя крыла МС-21- ульяновского "Аэрокомпозита". Были запрещены поставки смолы из Бельгии (Solvay) и углеволокна из Японии (Toray). Эти же компании являются поставщиками второго уровня для Боинга.

Решение. В январе 2019 года появилась первая информация о подключении "Росатома" к разработке российских композитов на замену импортным материалам.

Результат. Уже летом 2021 года на авиасалоне МАКС-2021 дочка Росатома компания ЮМАТЕКС сообщила об отгрузке в Ульяновск 5 комплектов композитных материалов для серийных самолётов МС-21. Комплект для опытного крыла был отправлен "Аэрокомпозиту" ещё в 2020 году. В том же году материалы прошли полный цикл испытаний. На сегодня ЮМАТЕКС является крупнейшим поставщиком композитов в России и входит в мировой Топ 10.

Итог. Проблема успешно решена. Задержка проекта примерно на 2 года. С 2018 года началась проработка программ по импортозамещению зарубежных комплектующих для МС-21 и Суперджета.

Пакет №2. Иркут и его поставщики (2020-2022)
В 2020 году стало ясно, что первый пакет санкций не оправдал "оказанного ему высокого доверия". Он лишь задержал, но не смог остановить проект МС-21. Поэтому США решили продолжить давление на наш авиапром.

Предпосылки для санкций. Сертификация МС-21 ускоряется. В испытаниях участвуют уже 5 лётных экземпляров. В декабре 2020 года впервые взлетел МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14.

Проблема. В декабре 2020 года США вводят экспортные ограничения на продукцию "двойного назначения" в Китай, Россию и Венесуэлу. Под санкции попадает практически весь российский авиапром - Ростех и его холдинги ОАК и ОДК, Иркут, Туполев, ВСМПО-Ависма и ещё 40 компаний. Весьма показательно, что Иркут упоминается в санкционном списке аж 3 раза (!!!), а ОАК - дважды (!!). Становится ясно, что импорт авиакомпонентов для МС-21 может быть остановлен в любой момент.

Решение. Интенсификация программ по импортозамещению для всех российских авиапроектов (МС-21, Суперджет, Ил-114-300, ЛМС-901 "Байкал", вертолёты). Курируют авиапром лично премьер Мишустин и его заместитель Белоусов. В Правительстве регулярно проходят совещания по вопросам развития авиапромышленности. 2 раза в год Правительство докладывает об успехах и проблемах авиации Президенту.

Результат. На авиасалоне МАКС-2021 импортозамещение становится одной из ключевых тем. Озвучены примерные сроки реализации программ: 2023 год - Суперджет, 2024 год для МС-21, 2025 год для "Байкала".

Итог. Запущена комплексная программа для решения проблемы. Российский авиапром продолжает стабильно работать, но пришло понимание, что западные "партнёры" нам вовсе не партнёры. Задержка проекта МС-21 ещё на 2 года.


Пакет №3. Всё и сразу (2022-2024)
До начала 2022 года США постепенно вводили санкции против МС-21 по всем правилам ведения торговой войны - создавай новую проблему по мере решения предыдущей. Но после начала СВО у Запада случилась истерика, и они в спешке решили вывалить все санкции сразу. И это была их стратегическая ошибка! Больше шантажировать и пугать Россию нечем!!!

Кстати, скорость введения санкций и их количество красноречиво свидетельствуют о том, что санкции готовились заблаговременно. США нужен был только повод для их объявления.

Предпосылки для санкций. В ноябре 2021 года МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14 посетил авиасалон в Дубае (ОАЭ). МС-21-300 сертифицирован в декабре 2021 года, показав при этом отличный суточный налёт. Взлетел первый серийный МС-21 с крылом из российских композитов. Авиакомпания "Россия" готовится к началу эксплуатации самолёта.

Проблема. Начиная с весны 2022 года США и послушно следующие за ними страны "коллективного запада" ввели тысячи различных ограничений на любые виды сотрудничества с Россией. По задумке запада введённые санкции должны были полностью остановить российские авиакомпании и аэропорты, а также парализовать производство и ремонт авиационной техники. Однако, ничего страшного не произошло. Ничего не остановилось, в том числе благодаря правильным выводам и решениям, принятым после первых двух санкционных пакетов.

Решение. В июне 2022 года Правительством России утверждена новая комплексная программа развития авиатранспортной отрасли до 2030 года. Одной из главных целей программы заявлено "обеспечение технологического суверенитета в авиатранспортной отрасли Российской Федерации". Этим документом официально оформлены принятые в предыдущие годы решения о полном переходе на российские комплектующие во всех авиационных проектах. Вопрос кооперации с западом окончательно закрыт.

Результат. Проект МС-21 по-прежнему продвигается вопреки любым санкциям. Очевидно, что версия МС-21-300 с американскими двигателями более не актуальна. Версия МС-21-310 с российскими двигателями, сертифицированная в декабре 2022 года, тоже. В серию теперь пойдёт только полностью русифицированная версия МС-21-310 РУС. Лётные и стендовые испытания российских систем продолжаются. Подробная информация, скорее всего, будет озвучена в ходе авиасалона МАКС-2023.

Итог. Несмотря на суммарную задержку примерно на 5 лет, проект МС-21 жив. Самолёт теперь полностью избавлен от любых "западных капризов". Российский авиапром постепенно набирает обороты, модернизирует производства и обеспечен гарантированными заказами на ближайшие 15-20 лет. Процесс активного вытеснения зарубежных самолётов с российского рынка начался.
Организаторы подготовили прорыв в обучении на форуме «Инженеры будущего – 2022» Организаторы подготовили прорыв в обучении на форуме «Инженеры будущего – 2022»

31 Май 2022

В основе программы Факультета развития проектных команд «Технопрорыв» лежит технология подготовки и развития проектно-ориентированных команд.

На заседании Бюро СоюзМаш и Лиги обсудили новые меры поддержки отечественной промышленности На заседании Бюро СоюзМаш и Лиги обсудили новые меры поддержки отечественной промышленности

25 Май 2022

Во вторник, 24 мая, под председательством главы Госкорпорации Ростех, председателя Союза машиностроителей России Сергея Чемезова состоялось расширенное заседание Бюро СоюзМаш и Лиги содействия оборонным предприятиям, на котором обсудили меры поддержки отечественной промышленности в условиях санкционного давления и механизмы укрепления технологического суверенитета.

Впервые на форуме «Автомобильный факультет»: креативное мышление, целеполагание, работа в команде Впервые на форуме «Автомобильный факультет»: креативное мышление, целеполагание, работа в команде

23 Май 2022

Традиционный участник форума АО «АВТОВАЗ» принял решение провести в юбилейном форуме «Инженеры будущего – 2022» свой Автомобильный факультет.

Регистрация в группы обучения форума «Инженеры будущего-2022» пройдет с 23 по 31 мая Регистрация в группы обучения форума «Инженеры будущего-2022» пройдет с 23 по 31 мая

23 Май 2022

23 мая в 11:00 (по мск) для участников открывается регистрация в группы обучения факультетов X Международного молодёжного промышленного форума «Инженеры будущего-2022», который пройдет в Тульской области с 27 июня по 7 июля.

Порядка 200 спортивных и культурных мероприятий  подготовлено  для будущих инженеров Порядка 200 спортивных и культурных мероприятий подготовлено для будущих инженеров

20 Май 2022

Участников Международного молодёжного промышленного форума «Инженеры будущего-2022» с 27 июня по 7 июля ждут не только насыщенные образовательный и деловой блоки, но и развлекательные и спортивные мероприятия.

Голосуем за наших!!! Голосуем за наших!!!

19 Май 2022

1 мая 2022 года Союз машиностроителей России совместно с Ассоциацией «Лига содействия оборонным предприятиям» объявили о запуске Конкурса «Я горжусь, что я…», посвященного рабочим профессиям.

Для участников форума «Инженеры будущего - 2022» будет работать 12 факультетов Для участников форума «Инженеры будущего - 2022» будет работать 12 факультетов

17 Май 2022

Участников Международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего - 2022» ждет интересная и насыщенная образовательная программа, в рамках которой будут представлены новейшие промышленные разработки и технологии отечественного машиностроения.

Владимир Гутенев передал 120 тонн помощи переселенцам Донбасса Владимир Гутенев передал 120 тонн помощи переселенцам Донбасса

16 Май 2022

Сегодня, 13 мая, первый заместитель председателя Союза машиностроителей России, глава Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Владимир Гутенев посетил г. Калуга, где передал порядка 120 тонн помощи для вынужденных переселенцев из ЛДНР, размещенных в ПВР Калужской и Брянской областей.

До старта форума «Инженеры будущего – 2022» осталось два месяца! До старта форума «Инженеры будущего – 2022» осталось два месяца!

5 Май 2022

X Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего - 2022» пройдет с 27 июня по 7 июля на территории базы отдыха «Шахтер» в селе Бунырево (Алексинский район, Тульская область). Официальные организаторы и соорганизаторы мероприятия: Союз машиностроителей России, Госкорпорация Ростех, Правительство Тульской области, Федеральное агентство по делам молодежи, Лига содействия оборонным предприятиям.

Две достойных победы Иркутского авиационного завода. Две достойных победы Иркутского авиационного завода.

28 Апрель 2022

Министерством труда и социальной защиты РФ, Департаментом авиационной промышленности Минпромторга России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз машиностроителей России» и Общественной организацией «Российский профессиональный союз трудящихся авиационной промышленности».