Как США пытались задушить проект МС-21, но у них ничего не вышло

16 Февраль 2023

Как США пытались задушить проект МС-21, но у них ничего не вышло

Российский проект среднемагистрального самолёта МС-21 раздражает США с момента своего появления. Как выяснилось из обсуждений к нашим статьям, многие читатели не в курсе, что за последние 5 лет против МС-21 было введено сразу 3 пакета санкций. Разберём подробнее как США стремились загубить перспективный российский проект в угоду своему давно устаревшему Боингу 737.

Пакет №1. Композитное крыло (2018-2020)
Лёгкое и прочное композитное крыло большого удлинения, повышающее аэродинамическое качество самолёта, является одним из конкурентных преимуществ МС-21. Его конкуренты, разработанные в 60-х (Б-737) и 80-х (А-320) годах прошлого века, имеют металлическое крыло.

Предпосылки для санкций. В мае 2018 года взлетел второй лётный экземпляр МС-21. Сообщения об успешном продвижении сертификации двигателя ПД-14 (сертификат получен в конце 2018 года) и статических испытаний планера МС-21 в ЦАГИ.

Проблема. В сентябре 2018 года были введены санкции против производителя крыла МС-21- ульяновского "Аэрокомпозита". Были запрещены поставки смолы из Бельгии (Solvay) и углеволокна из Японии (Toray). Эти же компании являются поставщиками второго уровня для Боинга.

Решение. В январе 2019 года появилась первая информация о подключении "Росатома" к разработке российских композитов на замену импортным материалам.

Результат. Уже летом 2021 года на авиасалоне МАКС-2021 дочка Росатома компания ЮМАТЕКС сообщила об отгрузке в Ульяновск 5 комплектов композитных материалов для серийных самолётов МС-21. Комплект для опытного крыла был отправлен "Аэрокомпозиту" ещё в 2020 году. В том же году материалы прошли полный цикл испытаний. На сегодня ЮМАТЕКС является крупнейшим поставщиком композитов в России и входит в мировой Топ 10.

Итог. Проблема успешно решена. Задержка проекта примерно на 2 года. С 2018 года началась проработка программ по импортозамещению зарубежных комплектующих для МС-21 и Суперджета.

Пакет №2. Иркут и его поставщики (2020-2022)
В 2020 году стало ясно, что первый пакет санкций не оправдал "оказанного ему высокого доверия". Он лишь задержал, но не смог остановить проект МС-21. Поэтому США решили продолжить давление на наш авиапром.

Предпосылки для санкций. Сертификация МС-21 ускоряется. В испытаниях участвуют уже 5 лётных экземпляров. В декабре 2020 года впервые взлетел МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14.

Проблема. В декабре 2020 года США вводят экспортные ограничения на продукцию "двойного назначения" в Китай, Россию и Венесуэлу. Под санкции попадает практически весь российский авиапром - Ростех и его холдинги ОАК и ОДК, Иркут, Туполев, ВСМПО-Ависма и ещё 40 компаний. Весьма показательно, что Иркут упоминается в санкционном списке аж 3 раза (!!!), а ОАК - дважды (!!). Становится ясно, что импорт авиакомпонентов для МС-21 может быть остановлен в любой момент.

Решение. Интенсификация программ по импортозамещению для всех российских авиапроектов (МС-21, Суперджет, Ил-114-300, ЛМС-901 "Байкал", вертолёты). Курируют авиапром лично премьер Мишустин и его заместитель Белоусов. В Правительстве регулярно проходят совещания по вопросам развития авиапромышленности. 2 раза в год Правительство докладывает об успехах и проблемах авиации Президенту.

Результат. На авиасалоне МАКС-2021 импортозамещение становится одной из ключевых тем. Озвучены примерные сроки реализации программ: 2023 год - Суперджет, 2024 год для МС-21, 2025 год для "Байкала".

Итог. Запущена комплексная программа для решения проблемы. Российский авиапром продолжает стабильно работать, но пришло понимание, что западные "партнёры" нам вовсе не партнёры. Задержка проекта МС-21 ещё на 2 года.


Пакет №3. Всё и сразу (2022-2024)
До начала 2022 года США постепенно вводили санкции против МС-21 по всем правилам ведения торговой войны - создавай новую проблему по мере решения предыдущей. Но после начала СВО у Запада случилась истерика, и они в спешке решили вывалить все санкции сразу. И это была их стратегическая ошибка! Больше шантажировать и пугать Россию нечем!!!

Кстати, скорость введения санкций и их количество красноречиво свидетельствуют о том, что санкции готовились заблаговременно. США нужен был только повод для их объявления.

Предпосылки для санкций. В ноябре 2021 года МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14 посетил авиасалон в Дубае (ОАЭ). МС-21-300 сертифицирован в декабре 2021 года, показав при этом отличный суточный налёт. Взлетел первый серийный МС-21 с крылом из российских композитов. Авиакомпания "Россия" готовится к началу эксплуатации самолёта.

Проблема. Начиная с весны 2022 года США и послушно следующие за ними страны "коллективного запада" ввели тысячи различных ограничений на любые виды сотрудничества с Россией. По задумке запада введённые санкции должны были полностью остановить российские авиакомпании и аэропорты, а также парализовать производство и ремонт авиационной техники. Однако, ничего страшного не произошло. Ничего не остановилось, в том числе благодаря правильным выводам и решениям, принятым после первых двух санкционных пакетов.

Решение. В июне 2022 года Правительством России утверждена новая комплексная программа развития авиатранспортной отрасли до 2030 года. Одной из главных целей программы заявлено "обеспечение технологического суверенитета в авиатранспортной отрасли Российской Федерации". Этим документом официально оформлены принятые в предыдущие годы решения о полном переходе на российские комплектующие во всех авиационных проектах. Вопрос кооперации с западом окончательно закрыт.

Результат. Проект МС-21 по-прежнему продвигается вопреки любым санкциям. Очевидно, что версия МС-21-300 с американскими двигателями более не актуальна. Версия МС-21-310 с российскими двигателями, сертифицированная в декабре 2022 года, тоже. В серию теперь пойдёт только полностью русифицированная версия МС-21-310 РУС. Лётные и стендовые испытания российских систем продолжаются. Подробная информация, скорее всего, будет озвучена в ходе авиасалона МАКС-2023.

Итог. Несмотря на суммарную задержку примерно на 5 лет, проект МС-21 жив. Самолёт теперь полностью избавлен от любых "западных капризов". Российский авиапром постепенно набирает обороты, модернизирует производства и обеспечен гарантированными заказами на ближайшие 15-20 лет. Процесс активного вытеснения зарубежных самолётов с российского рынка начался.
Владимир Гутенев: Возрождение промышленности Донбасса невозможно без квалифицированных инженерно-технических кадров

19 Сентябрь 2022

16 сентября председатель Комитета Госдумы РФ по промышленности и торговле, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев посетил столицу Луганской Народной Республики с рабочим визитом.

Повторное голосование

19 Сентябрь 2022

01 мая 2022 года Союз машиностроителей России совместно с Ассоциацией «Лига содействия оборонным предприятиям» объявили о запуске Конкурса «Я горжусь, что я…» (далее – Конкурс).

Уважаемые коллеги, добрый день! Уважаемые коллеги, добрый день!

9 Сентябрь 2022

Приглашаем Вас подписаться на официальный телеграмм-канал Главы думского Комитета по промышленности и торговле, первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева

Владимир Гутенев: подписанное соглашение ускорит синхронизацию законодательства Республики с российским Владимир Гутенев: подписанное соглашение ускорит синхронизацию законодательства Республики с российским

1 Сентябрь 2022

Сегодня, 30 августа, председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенёв впервые посетил с рабочим визитом столицу Луганской Народной Республики.

Пять автомобилей помощи отправлены из Самары в Снежное (ДНР) Пять автомобилей помощи отправлены из Самары в Снежное (ДНР)

26 Август 2022

Очередная колонна грузовиков с гуманитарной помощью, собранной фондом «Всегда рядом» Союза машиностроителей России и Лиги содействия оборонным предприятиям в контуре инициатив партии «Единая Россия», отправилась из Самары в г. Снежное, ДНР. В составе груза 5 фур бутилированной воды, которой в настоящий момент критически не хватает в республиканском городе.

Владимир Гутенев: важно создать единое законодательное поле для возрождения промышленности Донбасса Владимир Гутенев: важно создать единое законодательное поле для возрождения промышленности Донбасса

25 Июль 2022

22 июля первый вице-президент Союза машиностроителей России, председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Владимир Гутенев, представляющий в парламенте Самарскую область, посетил Донецкую Народную Республику, в частности, г.Снежное, который в мае заключил соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи с Самарским регионом. В рамках подписанного документа оказывается гуманитарная помощь, а также содействие в восстановлении и развитии республиканского города.

Визит генерального директора корпорации «Ростех» С.В. Чемезова Визит генерального директора корпорации «Ростех» С.В. Чемезова

18 Июль 2022

16 июля 2022 г. Иркутский авиационный завод посетил генеральный директор корпорации «Ростех» С.В. Чемезов.

Форум «Инженеры будущего» закрыт Форум «Инженеры будущего» закрыт

11 Июль 2022

6 июля состоялась торжественная церемония закрытия Х Международного промышленного форума «Инженеры будущего».

Последний учебный день форума Последний учебный день форума

7 Июль 2022

Последний учебный день форума был посвящен защитам авторских проектов факультетов.
Мастер-класс по конструированию фейерверков и демонстрации спецэффектов дымовой завесы  прошел в рамках факультета вооружений, боеприпасов и спецхимии.

Форум «Инженеры будущего – 2022»: пятый день Форум «Инженеры будущего – 2022»: пятый день

5 Июль 2022

Участники всех 12 факультетов приступили к образовательному процессу с новым зарядом бодрости и энергии. В рамках факультета вооружений, боеприпасов и спецхимии форумчане сыграли в бизнес-игру, по результатам которой могли получить сувенирные призы от организатора.
О трендах развития мирового судостроения на примерах лучших отечественных и мировых практик слушателям судостроительного факультета рассказал Советник генерального директора АО «ОСК» Владимир Никитин. С ним участники обсудили будущее судостроения и обменялись мнениями.