Как США пытались задушить проект МС-21, но у них ничего не вышло
16 Февраль 2023
Российский проект среднемагистрального самолёта МС-21 раздражает США с момента своего появления. Как выяснилось из обсуждений к нашим статьям, многие читатели не в курсе, что за последние 5 лет против МС-21 было введено сразу 3 пакета санкций. Разберём подробнее как США стремились загубить перспективный российский проект в угоду своему давно устаревшему Боингу 737.
Пакет №1. Композитное крыло (2018-2020)
Лёгкое и прочное композитное крыло большого удлинения, повышающее аэродинамическое качество самолёта, является одним из конкурентных преимуществ МС-21. Его конкуренты, разработанные в 60-х (Б-737) и 80-х (А-320) годах прошлого века, имеют металлическое крыло.
Предпосылки для санкций. В мае 2018 года взлетел второй лётный экземпляр МС-21. Сообщения об успешном продвижении сертификации двигателя ПД-14 (сертификат получен в конце 2018 года) и статических испытаний планера МС-21 в ЦАГИ.
Проблема. В сентябре 2018 года были введены санкции против производителя крыла МС-21- ульяновского "Аэрокомпозита". Были запрещены поставки смолы из Бельгии (Solvay) и углеволокна из Японии (Toray). Эти же компании являются поставщиками второго уровня для Боинга.
Решение. В январе 2019 года появилась первая информация о подключении "Росатома" к разработке российских композитов на замену импортным материалам.
Результат. Уже летом 2021 года на авиасалоне МАКС-2021 дочка Росатома компания ЮМАТЕКС сообщила об отгрузке в Ульяновск 5 комплектов композитных материалов для серийных самолётов МС-21. Комплект для опытного крыла был отправлен "Аэрокомпозиту" ещё в 2020 году. В том же году материалы прошли полный цикл испытаний. На сегодня ЮМАТЕКС является крупнейшим поставщиком композитов в России и входит в мировой Топ 10.
Итог. Проблема успешно решена. Задержка проекта примерно на 2 года. С 2018 года началась проработка программ по импортозамещению зарубежных комплектующих для МС-21 и Суперджета.
Пакет №2. Иркут и его поставщики (2020-2022)
В 2020 году стало ясно, что первый пакет санкций не оправдал "оказанного ему высокого доверия". Он лишь задержал, но не смог остановить проект МС-21. Поэтому США решили продолжить давление на наш авиапром.
Предпосылки для санкций. Сертификация МС-21 ускоряется. В испытаниях участвуют уже 5 лётных экземпляров. В декабре 2020 года впервые взлетел МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14.
Проблема. В декабре 2020 года США вводят экспортные ограничения на продукцию "двойного назначения" в Китай, Россию и Венесуэлу. Под санкции попадает практически весь российский авиапром - Ростех и его холдинги ОАК и ОДК, Иркут, Туполев, ВСМПО-Ависма и ещё 40 компаний. Весьма показательно, что Иркут упоминается в санкционном списке аж 3 раза (!!!), а ОАК - дважды (!!). Становится ясно, что импорт авиакомпонентов для МС-21 может быть остановлен в любой момент.
Решение. Интенсификация программ по импортозамещению для всех российских авиапроектов (МС-21, Суперджет, Ил-114-300, ЛМС-901 "Байкал", вертолёты). Курируют авиапром лично премьер Мишустин и его заместитель Белоусов. В Правительстве регулярно проходят совещания по вопросам развития авиапромышленности. 2 раза в год Правительство докладывает об успехах и проблемах авиации Президенту.
Результат. На авиасалоне МАКС-2021 импортозамещение становится одной из ключевых тем. Озвучены примерные сроки реализации программ: 2023 год - Суперджет, 2024 год для МС-21, 2025 год для "Байкала".
Итог. Запущена комплексная программа для решения проблемы. Российский авиапром продолжает стабильно работать, но пришло понимание, что западные "партнёры" нам вовсе не партнёры. Задержка проекта МС-21 ещё на 2 года.
Пакет №3. Всё и сразу (2022-2024)
До начала 2022 года США постепенно вводили санкции против МС-21 по всем правилам ведения торговой войны - создавай новую проблему по мере решения предыдущей. Но после начала СВО у Запада случилась истерика, и они в спешке решили вывалить все санкции сразу. И это была их стратегическая ошибка! Больше шантажировать и пугать Россию нечем!!!
Кстати, скорость введения санкций и их количество красноречиво свидетельствуют о том, что санкции готовились заблаговременно. США нужен был только повод для их объявления.
Предпосылки для санкций. В ноябре 2021 года МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14 посетил авиасалон в Дубае (ОАЭ). МС-21-300 сертифицирован в декабре 2021 года, показав при этом отличный суточный налёт. Взлетел первый серийный МС-21 с крылом из российских композитов. Авиакомпания "Россия" готовится к началу эксплуатации самолёта.
Проблема. Начиная с весны 2022 года США и послушно следующие за ними страны "коллективного запада" ввели тысячи различных ограничений на любые виды сотрудничества с Россией. По задумке запада введённые санкции должны были полностью остановить российские авиакомпании и аэропорты, а также парализовать производство и ремонт авиационной техники. Однако, ничего страшного не произошло. Ничего не остановилось, в том числе благодаря правильным выводам и решениям, принятым после первых двух санкционных пакетов.
Решение. В июне 2022 года Правительством России утверждена новая комплексная программа развития авиатранспортной отрасли до 2030 года. Одной из главных целей программы заявлено "обеспечение технологического суверенитета в авиатранспортной отрасли Российской Федерации". Этим документом официально оформлены принятые в предыдущие годы решения о полном переходе на российские комплектующие во всех авиационных проектах. Вопрос кооперации с западом окончательно закрыт.
Результат. Проект МС-21 по-прежнему продвигается вопреки любым санкциям. Очевидно, что версия МС-21-300 с американскими двигателями более не актуальна. Версия МС-21-310 с российскими двигателями, сертифицированная в декабре 2022 года, тоже. В серию теперь пойдёт только полностью русифицированная версия МС-21-310 РУС. Лётные и стендовые испытания российских систем продолжаются. Подробная информация, скорее всего, будет озвучена в ходе авиасалона МАКС-2023.
Итог. Несмотря на суммарную задержку примерно на 5 лет, проект МС-21 жив. Самолёт теперь полностью избавлен от любых "западных капризов". Российский авиапром постепенно набирает обороты, модернизирует производства и обеспечен гарантированными заказами на ближайшие 15-20 лет. Процесс активного вытеснения зарубежных самолётов с российского рынка начался.
Сергей Чемезов: сегодня особенно востребованы работники с реальным опытом и широким набором компетенции
24 Октябрь 2025
21 октября в Москве состоялось расширенное заседание Бюро Союза машиностроителей России и Лиги содействия оборонным предприятиям. Центральной темой обсуждения стала интеграция системы образования в интересах промышленности и обеспечения обороноспособности страны.
СоюзМаш России при поддержке Ростеха запускает новый сезон одного из крупнейших инженерных проектов для школьников
21 Октябрь 2025
20 октября 2025 года стартует отборочный этап многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда». Организаторами выступают Союз машиностроителей России и Лига содействия оборонным предприятиям при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Госкорпорации «Ростех» и Южно-Уральского государственного университета.
Продлен срок приема заявок на Премию им. Б.И.Тихомирова
14 Октябрь 2025
В связи с обращениями участников конкурса на присуждение ежегодной Премии имени Бориса Ивановича Тихомирова Союзом машиностроителей России совместно с АО «Технодинамика» принято решение продлить срок приема заявок до 10 ноября 2025 года.
В октябре стартует осенний этап Всероссийской акции «Неделя без турникетов»!
2 Октябрь 2025
С 2015 года Союз машиностроителей России дважды в год проводит эту профориентационную инициативу на базе крупнейших предприятий.
За 10 лет участие приняли более 2,7 млн человек, а свои двери открыли 15 000 предприятий по всей стране.
Завершился II этап XV Национальной научно-технической конференции: определены 49 финалистов
1 Октябрь 2025
В Москве подвели итоги второго этапа XV Национальной научно-технической конференции, организатором которой традиционно выступает Союз машиностроителей России. Эксперты отрасли выбрали 49 лучших проектов, которые продолжат борьбу за победу в финале.
Дорогие друзья! Поздравляю вас с наступающим Днём машиностроителя!
26 Сентябрь 2025
Дорогие друзья!
Поздравляю вас с наступающим Днём машиностроителя!
Дорогие друзья! От всей души поздравляю вас с Днём машиностроителя!
26 Сентябрь 2025
Дорогие друзья!
От всей души поздравляю вас с Днём машиностроителя!
ЗАВЕРШИЛСЯ XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ФОРУМ «ИНЖЕНЕРЫ БУДУЩЕГО – 2025»
4 Июль 2025
2 июля на тульской земле состоялась торжественная церемония закрытия XIII Международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего». Участниками масштабного мероприятия стали 1 500 молодых специалистов, студентов и экспертов из 56 регионов России и 75 иностранных государств, включая страны БРИКС.
В Туле стартовал XIII международный молодежный промышленный форум «ИНЖЕНЕРЫ БУДУЩЕГО»
26 Июнь 2025
Сегодня, 24 июня, на территории Тульской области начал работу XIII Международный молодёжный промышленный форум «Инженеры будущего» - крупнейшая образовательная и коммуникационная площадка для молодых специалистов инженерно-технического профиля.
Владимир Гутенев передал бойцам коптеры и необходимое для фронта
3 Июнь 2025
Сегодня, 02 июня, первый вице-президент Союза машиностроителей России, глава думского Комитета по промышленности и торговле Владимир Гутенёв начал свою рабочую неделю в Самарской области с помощи бойцам в рамках гуманитарной акции #ВсегдаРядом. В ходе визита была передана очередная партия гумпомощи на сумму свыше 5,3 млн. рублей бригаде спецназначения Центрального военного округа, выполняющей задачи в зоне СВО. Это мероприятие подчеркивает приоритетность поддержки защитников Отечества в рамках региональной работы депутата.