Как США пытались задушить проект МС-21, но у них ничего не вышло
16 Февраль 2023
Российский проект среднемагистрального самолёта МС-21 раздражает США с момента своего появления. Как выяснилось из обсуждений к нашим статьям, многие читатели не в курсе, что за последние 5 лет против МС-21 было введено сразу 3 пакета санкций. Разберём подробнее как США стремились загубить перспективный российский проект в угоду своему давно устаревшему Боингу 737.
Пакет №1. Композитное крыло (2018-2020)
Лёгкое и прочное композитное крыло большого удлинения, повышающее аэродинамическое качество самолёта, является одним из конкурентных преимуществ МС-21. Его конкуренты, разработанные в 60-х (Б-737) и 80-х (А-320) годах прошлого века, имеют металлическое крыло.
Предпосылки для санкций. В мае 2018 года взлетел второй лётный экземпляр МС-21. Сообщения об успешном продвижении сертификации двигателя ПД-14 (сертификат получен в конце 2018 года) и статических испытаний планера МС-21 в ЦАГИ.
Проблема. В сентябре 2018 года были введены санкции против производителя крыла МС-21- ульяновского "Аэрокомпозита". Были запрещены поставки смолы из Бельгии (Solvay) и углеволокна из Японии (Toray). Эти же компании являются поставщиками второго уровня для Боинга.
Решение. В январе 2019 года появилась первая информация о подключении "Росатома" к разработке российских композитов на замену импортным материалам.
Результат. Уже летом 2021 года на авиасалоне МАКС-2021 дочка Росатома компания ЮМАТЕКС сообщила об отгрузке в Ульяновск 5 комплектов композитных материалов для серийных самолётов МС-21. Комплект для опытного крыла был отправлен "Аэрокомпозиту" ещё в 2020 году. В том же году материалы прошли полный цикл испытаний. На сегодня ЮМАТЕКС является крупнейшим поставщиком композитов в России и входит в мировой Топ 10.
Итог. Проблема успешно решена. Задержка проекта примерно на 2 года. С 2018 года началась проработка программ по импортозамещению зарубежных комплектующих для МС-21 и Суперджета.
Пакет №2. Иркут и его поставщики (2020-2022)
В 2020 году стало ясно, что первый пакет санкций не оправдал "оказанного ему высокого доверия". Он лишь задержал, но не смог остановить проект МС-21. Поэтому США решили продолжить давление на наш авиапром.
Предпосылки для санкций. Сертификация МС-21 ускоряется. В испытаниях участвуют уже 5 лётных экземпляров. В декабре 2020 года впервые взлетел МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14.
Проблема. В декабре 2020 года США вводят экспортные ограничения на продукцию "двойного назначения" в Китай, Россию и Венесуэлу. Под санкции попадает практически весь российский авиапром - Ростех и его холдинги ОАК и ОДК, Иркут, Туполев, ВСМПО-Ависма и ещё 40 компаний. Весьма показательно, что Иркут упоминается в санкционном списке аж 3 раза (!!!), а ОАК - дважды (!!). Становится ясно, что импорт авиакомпонентов для МС-21 может быть остановлен в любой момент.
Решение. Интенсификация программ по импортозамещению для всех российских авиапроектов (МС-21, Суперджет, Ил-114-300, ЛМС-901 "Байкал", вертолёты). Курируют авиапром лично премьер Мишустин и его заместитель Белоусов. В Правительстве регулярно проходят совещания по вопросам развития авиапромышленности. 2 раза в год Правительство докладывает об успехах и проблемах авиации Президенту.
Результат. На авиасалоне МАКС-2021 импортозамещение становится одной из ключевых тем. Озвучены примерные сроки реализации программ: 2023 год - Суперджет, 2024 год для МС-21, 2025 год для "Байкала".
Итог. Запущена комплексная программа для решения проблемы. Российский авиапром продолжает стабильно работать, но пришло понимание, что западные "партнёры" нам вовсе не партнёры. Задержка проекта МС-21 ещё на 2 года.
Пакет №3. Всё и сразу (2022-2024)
До начала 2022 года США постепенно вводили санкции против МС-21 по всем правилам ведения торговой войны - создавай новую проблему по мере решения предыдущей. Но после начала СВО у Запада случилась истерика, и они в спешке решили вывалить все санкции сразу. И это была их стратегическая ошибка! Больше шантажировать и пугать Россию нечем!!!
Кстати, скорость введения санкций и их количество красноречиво свидетельствуют о том, что санкции готовились заблаговременно. США нужен был только повод для их объявления.
Предпосылки для санкций. В ноябре 2021 года МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14 посетил авиасалон в Дубае (ОАЭ). МС-21-300 сертифицирован в декабре 2021 года, показав при этом отличный суточный налёт. Взлетел первый серийный МС-21 с крылом из российских композитов. Авиакомпания "Россия" готовится к началу эксплуатации самолёта.
Проблема. Начиная с весны 2022 года США и послушно следующие за ними страны "коллективного запада" ввели тысячи различных ограничений на любые виды сотрудничества с Россией. По задумке запада введённые санкции должны были полностью остановить российские авиакомпании и аэропорты, а также парализовать производство и ремонт авиационной техники. Однако, ничего страшного не произошло. Ничего не остановилось, в том числе благодаря правильным выводам и решениям, принятым после первых двух санкционных пакетов.
Решение. В июне 2022 года Правительством России утверждена новая комплексная программа развития авиатранспортной отрасли до 2030 года. Одной из главных целей программы заявлено "обеспечение технологического суверенитета в авиатранспортной отрасли Российской Федерации". Этим документом официально оформлены принятые в предыдущие годы решения о полном переходе на российские комплектующие во всех авиационных проектах. Вопрос кооперации с западом окончательно закрыт.
Результат. Проект МС-21 по-прежнему продвигается вопреки любым санкциям. Очевидно, что версия МС-21-300 с американскими двигателями более не актуальна. Версия МС-21-310 с российскими двигателями, сертифицированная в декабре 2022 года, тоже. В серию теперь пойдёт только полностью русифицированная версия МС-21-310 РУС. Лётные и стендовые испытания российских систем продолжаются. Подробная информация, скорее всего, будет озвучена в ходе авиасалона МАКС-2023.
Итог. Несмотря на суммарную задержку примерно на 5 лет, проект МС-21 жив. Самолёт теперь полностью избавлен от любых "западных капризов". Российский авиапром постепенно набирает обороты, модернизирует производства и обеспечен гарантированными заказами на ближайшие 15-20 лет. Процесс активного вытеснения зарубежных самолётов с российского рынка начался.
10 Январь 2025
Вчера, 09 января, первый вице-президент Союза машиностроителей России, глава думского Комитета по промышленности и торговле Владимир Гутенев и глава Самарской области, член Бюро Союза машиностроителей России Вячеслав Федорищев передали квадрокоптеры военнослужащим 15-го казачьего добровольческого отряда «Ермак».
31 Декабрь 2024
В 2024 году 77 реготделений Союза машиностроителей России провели более чем 6200 различных мероприятий: начиная от формирования мер поддержки промпредприятий и спасения жизней до содействия развития спорта и инфраструктуры в областях.
28 Декабрь 2024
Новый год — это время, когда мы подводим итоги, делимся воспоминаниями и строим планы. Каждый из нас встречает этот праздник по-своему: кто-то в уютном семейном кругу или в компании близких друзей, кто-то на рабочем месте, а кто-то, защищая страну, с боевыми товарищами. Но в этот день нас всех объединяет надежда. Именно это чувство придает силы в любой ситуации, помогает преодолевать вызовы и достигать новые высоты.
28 Декабрь 2024
Уважаемые коллеги!
Примите самые искренние поздравления с наступающим Новым годом и светлым праздником Рождества Христова!
Подводя итоги уходящего года, хочу отметить, что машиностроители много и плодотворно трудились в уходящем году.
25 Декабрь 2024
20 декабря в распределительный пункт Правительства Курской области поступили очередные 40 тонн груза в рамках гуманитарной акции «Всегда рядом». Организаторами инициативы выступили Союз машиностроителей России и Лига содействия оборонным предприятиям при поддержке Госкорпорации Ростех.
16 Декабрь 2024
В рамках акции «Всегда рядом» в Курскую область было доставлено 80 тонн продовольствия. Организаторы гуманитарной акции - Союз машиностроителей России и Лига содействия оборонным предприятиям при поддержке Госкорпорации Ростех.
Председатель Курского регионального отделения СоюзМаш, генеральный директор входящей в КРЭТ Госкорпорации Ростех компании «Авиаавтоматика» им.В.В.Тарасова Александр Попов лично передал груз врио губернатора региона Александру Хинштейну.
13 Декабрь 2024
12 декабря Союз машиностроителей России по линии гуманитарной акции «Всегда рядом» передал помощь общей суммой 20,4 млн рублей трем лечебным учреждениям. Мероприятие организовано первым вице-президентом Союза машиностроителей России, председателем Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимиром Гутеневым и вице-президентом СоюзМаш, врио губернатора Ростовской области Юрием Слюсарем.
12 Декабрь 2024
Международный молодежный промышленный форум проводится ежегодно для молодых инженеров и специалистов машиностроительной направленности, студентов и аспирантов технических вузов. В 2025 году Тульская область вновь распахнет свои двери для талантливой молодежи со всего мира. Организаторами форума выступают Союз машиностроителей России, Лига содействия оборонным предприятиям, Правительство Тульской области, Госкорпорация Ростех, Федеральное агентство по делам молодежи.
25 Ноябрь 2024
В октябре 590 предприятий и вузов в 64 регионах России открыли свои турникеты для 257 507 человек, что на 21% больше осени 2023 года. Благодаря проведенной трансформации акции, число участников в текущем году в два раза больше 2022 года (487 462 школьника против 261 533 два года назад).
13 Ноябрь 2024
12 ноября Союз машиностроителей России в рамках акции «Всегда рядом» отправил 60 тонн продовольствия на сумму 11,5 млн рублей в распределительный пункт Правительства Курской области.
Председатель Курского регионального отделения СоюзМаш, генеральный директор Авиаавтоматики им. В. В. Тарасова Александр Попов лично передал груз заместителю губернатора Сергею Стародубцеву.