Чудо-крылья российского «убийцы боингов» проверят на прочность

20 Сентябрь 2016

В Центральном аэрогидродинамическом институте имени Н. Е. Жуковского в Подмосковье начинаются статические испытания одной из главных сенсаций отечественной авиапромышленности, магистрального самолета МС-21. О том, каковы шансы на успех, и в чём главная изюминка лайнера, позволяющая разработчикам надеяться на успех в битве с «боингами» и «аэробусами», - в материале Лайфа с места событий.
В ангаре Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) в подмосковном Жуковском отдельно на специальных опорах стоит фюзеляж МС-21, отдельно - крыло и другие элементы самолета.
Специалисты ЦАГИ начали объединять их в единую конструкцию, которую оснастят датчиками и специальным оборудованием. C их помощью конструкторы будут имитировать разные нагрузки и анализировать «отклик» на них одной из наиболее перспективных отечественных авиаразработок.
Вы не поверите, но по словам конструкторов, крыло самолета будет будет подвергаться таким колебаниям, что его кончик будет подниматься на высоту в три метра.
Испытания будут проводиться в несколько этапов. На первом из них планер будет испытывать статические нагрузки вплоть до максимальных эксплуатационных, идентичных тем, которым МС-21 подвергнется во время реального полета. Этот этап как раз и позволит снять ограничение на проведение летных испытаний.
- Собственно говоря, именно здесь и будет дана путевка в жизнь, одобрение первого полета нашего нового лайнера, – говорит гендиректор ЦАГИ Cергей Чернышев.
Оснащение всей аппаратурой занимает от нескольких недель. Вместе с пробными испытаниями это – это длительный и трудоёмкий процесс.
- На фюзеляже будет установлено больше 1000 датчиков и каждый живет своей жизнью, поставляет информацию, которая в реальном режиме времени анализируется учеными, специалистами и конструкторами. Наша главная задача - не просто приложить усилия, а определить возможные слабые места, которые потребуют усиления. Эта методика была отработана в ЦАГИ длительное время и доказала свою эффективность. Вся программа реализуется в течение четырех-пяти месяцев в зависимости от того, как все пойдет. Это только начальный этап. Для обеспечения первого вылета самолета.
Дальше обширные испытания будут продолжены. Но они станут более детальными, с увеличенными нагрузками. Самолет, отправляясь в первый тестовый полет, будет ограничен в действиях.
- Никаких маневров. Простой взлет, круг, посадка. Со временем и с получением более детальной доказательной базы по прочности этого летательного аппарата ЦАГИ расширяет условия полета. Все это делается в тесном контакте и с летчиками и с корпорацией «Иркут», разработчиком. Вот такая технология постановки на крыло нового лайнера, - рассказывает Сергей Чернышев.
МС-21 не зря называют новой ступенью в развитии отечественной авиации. В самолете впервые для машин ближне и среднемагистрального классов используется крыло, выполненное из полимерных композитных материалов (ПКМ). Нигде в мире нет опыта по созданию таких протяженных объектов с помощью подобной технологии.
- Мы на передней линии научно-технического прогресса, - не без гордости заявляет гендиректор ЦАГИ Сергей Чернышев. - Чтобы быть уверенными, что все нормально, работы по исследованию таких конструкций, начиная с элементарных образцов материалов, панелей и вплоть до прототипов крыла, мы начали около пяти лет назад, широким фронтом. Испытали четыре прототипа. В то время они были изготовлены в Австрии. Но технические решения и методы проектирования использовались наши - отечественные, которые корпорация «Иркут» применила для крыла по российской технологии. Учитывая длительность эксплуатации, авиастроители должны обеспечить как минимум 20 лет бесперебойной и надежной работы планера, а дальше уже по состоянию продлять жизнь самолета – это десятки лет безаварийно работы. Конечно, необходимо очень много знать о том, как себя ведут эти конструкции в условиях повышенной влажности, солевого воздействия, больших перепадов температур и все это при воздействии нагрузок.
Опрошенные Лайфом эксперты уверены, что планер и его композитные элементы выдержат испытания. При этом главный редактор отраслевого портала Avia. ru Роман Гусаров, в беседе с Лайфом высказал мнение, что ключевым вопросом в статическом испытании планера остается вопрос в стабильности производства нового крыла:
- Вопрос не в самих материалах, они прошли испытания. Вопрос в стабильности технологий производства. Поскольку методика для изготовления больших длиномерных панелей ранее не использовалась, то стоит вопрос в качестве и в его стабильности. Мы (Россия) пионеры в этой части. На нас посматривает весь мир. Сама технология сэкономит огромные деньги, она более дешевая. Кессон крыла МС-21 уже испытывался. Вопрос теперь в том, что прочностные испытания крыло пройдет, а вот пройдет ли ресурсные? Для этого нужно время. Какой ресурс будет у крыла? Не будет ли оно расслаиваться со временем? Вот тут, наверное, вопрос. Он открыт. Прочностные? Да. Чтобы пустить это в серию? Надо провести первый этап – проверить на прочность. А потом уже гонять на ресурс. Годами. Проверять.
По его мнению, именно на новом крыле у МС-21 основной идет выигрыш в стоимости в сравнении с «одноклассниками». Boeing стоит от $90 млн, а Airbus - от $97 млн, против предполагаемой цены российского самолета $72-85 млн. В России делают крыло большого удлинения, с хорошими аэродинамическими характеристками и в этом тоже выигрыш.
- Что касается результатов испытаний, то предсказать их со стопроцентной гарантией, конечно, невозможно, - говорит Лайфу исполнительный директор отраслевого агентства АвиаПорт Олег Пантелеев. - Но есть несколько тезисов, которые позволяют рассчитывать на хороший результат. Во-первых, нынешним испытаниям предшествуют длительные работы по проведению прочностных расчётов. Во-вторых, прежде чем проводить испытания планера, компания «Аэрокомпозит» – разработчик и производитель крыла – выполнила тысячи испытаний отдельных образцов, потом были испытания прототипов кессона крыла – главного агрегата, воспринимающего нагрузки. Затем испытывалось в разных условиях, в том числе и с нанесением нормированных повреждений, полукрыло отдельно от планера. Результаты всех этих работ показали высокую сходимость расчётных результатов с экспериментальными данными, а также соответствие испытанных образцов требованиям, заложенным в их конструкцию.
По словам эксперта, безусловно, история авиационной отрасли знает примеры, когда наземные прочностные испытания выявляли проблемы, когда конструкции разрушались при нагрузке, меньше заданной, что свидетельствовало о недостаточной прочности. Равно как и были прецеденты, когда при расчётных нагрузках конструкция не ломалась, держалась до 150-200% от заданных нагрузок. Это тоже не слишком хорошо, так как свидетельствует об излишнем запасе прочности и, соответственно, излишнем весе конструкции.
Что касается стоимости испытаний, то эксперты затруднились ее оценить.
- Прежде всего отмечу, что стоимость проведения испытаний никогда не выделяется из общей величины затрат, связанных с созданием новых воздушных судов, я не встречал подобных оценок ни по одному из самолётов. В то же время очевидно, что нужно изготовить планер воздушного судна, практически полностью идентичный самому изделию, за исключением тех агрегатов и деталей, которые не воспринимают возникающие в полёте и на земле нагрузки. Этот планер подлежит разрушению в ходе испытаний. Кроме того, под каждый самолёт дорабатывается и стендовая база, на которой проводятся испытания. Добавляем сюда издержки на сборку на месте, транспортировку, затраты самого ЦАГИ на обеспечение работ и т. д., - пояснил Олег Пантлеев.
Работы, которые начались в ЦАГИ, являются важным этапом в создании любого воздушного судна. В институте имеется возможность моделирования нагрузок, позволяющих исследовать прочность летательных аппаратов различных типов. Так, в статическом зале института были испытаны Ту-204, Ту-334, Ил-114, Ми-26, SSJ100, «Буран» и многие другие.
Для справки
Иркут МС-21 («Магистральный самолёт XXI века») - отечественный проект ближне-среднемагистрального пассажирского самолета. Торжественная церемония выкатки нового самолёта МС-21 состоялась в Иркутске 8 июня 2016 года. Начало серийного производства запланировано на 2017 год.
Программа семейства ближне-среднемагистральных самолётов МС-21 разрабатывается совместно с ОКБ Яковлева и корпорацией «Иркут».
Корпорация «Иркут» подписала твердые контракты на поставку 175 самолетов МС-21. Портфель «мягких» заказов превышает 100 самолетов. Первый полет ожидается в 2016 году. Сейчас строятся 4 опытных образца. Стоимость программы разработки самолета оценивается в $4.5 млрд.
Семейство самолетов МС-21 включает две модели, спроектированные с высокой степенью унификации. МС-21-200 - рассчитан на перевозку от 132 до 165 пассажиров и МС-21-300 - рассчитан на перевозку от 163 до 211 пассажиров.
Предполагается, что основную конкуренцию самолёту Иркут МС-21 составит китайский СOMAC, вместе с тем, МС-21 претендует на ту же коммерческую нишу, что и Boeing 737 MAX с Airbus 320 neo.
Фоторепортаж см. на стр. https://life.ru/t/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0/903634/chudo-krylia_rossiiskogho_ubiitsy_boinghov_provieriat_na_prochnost
Экскурсия Премьер -министра РФ по ИАЗ Экскурсия Премьер -министра РФ по ИАЗ

29 Июль 2021

Председатель ИРО СМР, организовал экскурсию для Премьер – министра РФ Мишустина М.В., в рамках рабочего визита на ИАЗ

Совещание по визиту Премьер - министра РФ Совещание по визиту Премьер - министра РФ

29 Июль 2021

Председатель ИРО СМР, организовал встречу Премьер – министра РФ Мишустина М.В., в рамках рабочего визита на ИАЗ.

Председатель ИРО СоюзМаш Росси провел и принял участие в работе Комитета по качеству, в котором приняли участие представители  предприятий-поставщиков комплектующих для Иркутского авиазавода Председатель ИРО СоюзМаш Росси провел и принял участие в работе Комитета по качеству, в котором приняли участие представители предприятий-поставщиков комплектующих для Иркутского авиазавода

10 Июнь 2021

Данная встреча призвана дать дополнительный импульс к развитию производства на всех предприятиях машиностроительной отрасли, принимающих участие в кооперативной цепочке.

Председатель ИРО принял участие во встрече с министром по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Артаком  Камаляном Председатель ИРО принял участие во встрече с министром по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Артаком Камаляном

10 Июнь 2021

Встреча прошла  10 июня на Иркутском авиазаводе, который делегация ЕЭК посетила в ходе рабочей поездки.

Владимир Путин участникам Съезда Союза машиностроителей России: «Государство и впредь будет всемерно поддерживать новые, востребованные проекты машиностроительных компаний и предприятий» Владимир Путин участникам Съезда Союза машиностроителей России: «Государство и впредь будет всемерно поддерживать новые, востребованные проекты машиностроительных компаний и предприятий»

4 Июнь 2021

1 июня 2021 года в Крокус Конгресс Холле состоялся очередной отчетно-выборный Съезд Союза машиностроителей России, в ходе которого были подведены итоги работы за 5 лет, а также обозначены основные задачи организации на ближайший период. Мероприятие прошло под председательством президента Союза, генерального директора ГК «Ростех» Сергея Чемезова. На съезд прибыли сотни делегатов и гостей. Среди участников – руководство и члены Бюро СоюзМаш, главы крупных корпораций и предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности, ведущих технических ВУЗов и научно-исследовательских учреждений, представители финансовых и деловых структур России, а также зарубежные гости.

Послание

25 Апрель 2021

Владимир Гутенев,
Заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике и промышленности, Первый вице-президент Союза машиностроителей России
В своем Послании к Федеральному собранию Президент России сфокусировался на постковидной эпохе, поддержке и помощи наиболее пострадавшим гражданам и отраслям экономики. Российский лидер предложил большую комплексную программу, которая стимулирует решение демографических проблем, закрывает вопросы помощи неполным семьям и детям.
Особое внимание следует и на те инициативы Главы государства, которые формируют долгосрочный тренд развития.
Наиболее существенными направлениями являются следующие: первое касается беспрецедентно высоких бюджетных расходов на гражданскую науку. Так до 2024 г. на фундаментальные и прикладные исследования,  планируется направить более 1,6 трлн рублей, что позволит сформировать прочный фундамент повышения конкурентоспособности российской экономики.

Союз машиностроителей России на расширенном Бюро подвел итоги 2020 г. и обозначил перспективный план работы на 2021 г.

14 Апрель 2021

9 апреля 2021 года под председательством руководителя Союза машиностроителей России, главы Госкорпорации Ростех Сергея Чемезова состоялось выездное расширенное заседание Бюро СоюзМаш и Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям». Мероприятие прошло в Туле, на базе АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова» (АО «КПБ»).
На заседании были подведены итоги деятельности Союза машиностроителей России и Лиги содействия оборонным предприятиям в 2020 году и обозначены задачи на предстоящую перспективу.

Кадры для передовых технологий

31 Март 2021

С 1 марта по 15 мая 2021 года на сайте www.nntk-smr.ru открыт прием инновационных проектов для участия в XI Национальной научно-технической конференции, участником которой может стать автор или авторский коллектив, не более 5 человек, в возрасте до 35 лет.
В рамках сотрудничества Союза машиностроителей России с Московским политехническим университетом в апреле 2021 года победители X Национальной научно-технической конференции получили возможность пройти обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Управление персоналом», в результате успешного освоения которой слушателям будет выдано удостоверение о повышении квалификации.

Госдума усиливает защиту прав потребителей в сфере «умных» электронных устройств

24 Декабрь 2020

23 декабря Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 757430-7 «О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Поправка, инициированная заместителем председателя Комитета Госдумы по экономической политике Владимиром Гутеневым, устанавливает ответственность за продажу в России технически сложных устройств (смартфоны, компьютеры, телевизоры с функцией «смарт-ТВ») без предварительно установленного российского программного обеспечения, предусмотренного в перечне закона «О защите прав потребителей».

Принят законопроект, расширяющий полномочия Правительства в регулировании цен на социально значимые продукты Принят законопроект, расширяющий полномочия Правительства в регулировании цен на социально значимые продукты

24 Декабрь 2020

Принят законопроект, расширяющий полномочия Правительства в регулировании цен на социально значимые продукты 23 декабря 2020г. Государственная Дума в третьем чтении приняла законопроект, вносящий изменения в закон «О торговле». В третьем, заключительном чтении был принят законопроект № 1024255-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Документ уточняет полномочия Правительства в области госконтроля над розничными ценами на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров и дает возможность Кабинету министров оперативно реагировать на рост цен.