Заглянуть за горизонт
13 Декабрь 2023
– Алексей Викторович, с чем встречаем юбилейную дату?
– Завод скоро отметит 90-летие и, пусть не покажутся громкими мои слова, но последние 15 лет прошли под эгидой бережливого производства. Огромный архив фото из серии «было-стало» наглядно показывает масштаб изменений.
В результате рационального размещения оборудования и оснастки было высвобождено 9,5 тысяч кв. м производственных площадей. Подано более 33 тысяч предложений по улучшению, при среднем уровне реализации 80 процентов. Общий экономический эффект составил свыше 285 млн рублей. Я знаком с работой многих российских предприятий – такими показателями могут похвастать далеко не все.
– Какие направления удалось развить?
– Почти повсеместно внедрена система 5С. Налажена работа по управлению предложениями по улучшению, печатаются каталоги с кайдзен-идеями, разрабатываются темники улучшений. Функционирует система всеобщего обслуживания оборудования – TPM, в процессе внедрения система быстрой переналадки – SMED. Применена производственная визуализация на большинстве групп, участков, цехов. Активно ведется проектная деятельность по развитию производственной системы.
– Расскажете об этом подробнее?
– Если предложения по улучшениям – это решения, дающие быстрый результат, то проекты – более сложный уровень, но и потенциальный эффект от них выше. Недавний пример – значительное сокращение времени полимеризации герметика стыка крыла МС-21. Для этого решили использовать устройство конвекционного нагрева собственной разработки вместо инфракрасного аналога иностранного производства.
Сейчас в работе находятся свыше 100 разноплановых проектов. От «Сокращения потерь конденсата пара в производственном цикле ИАЗ» на энергозаводе до «Оптимизации хранения и выдачи электропроводов в ПРОСКе цеха 206».
– Мысль заводских « кулибиных» не дремлет?
– Об этом я и хотел сказать, как о важном достижении нашей службы – на авиазаводе удалось сформировать уникальную производственную среду. В ее основе персонал, который, во-первых максимально вовлечен в процесс преобразований, во-вторых, обладает необходимыми знаниями. А это уже совершенно иная производственная культура – культура созидания и развития, которая приносит свои плоды. Даже находясь на точках в гарантийных бригадах, иркутские авиастроители преображают рабочие места по Лин-технологиям. Это уже стало образом мышления.
– Конкурс по развитию производственной системы ИАЗ является хорошим индикатором вовлеченности персонала. Чем запомнилось прошедшее соревнование?
– По сравнению с прошлым годом количество участников даже выросло. Участвовало более 1.500 человек, подано 150 заявок – и это отличный показатель. Отмечу, что благодаря обратной связи, конкурс постоянно улучшается, добавляются новые номинации, уточняется система оценок, подбираются интересные памятные призы.
В этом году наравне с теми, кто уже участвовал ранее, было много новых конкурсантов. Приятно порадовал цех 262, который впервые заявился в номинации «Лучший цех» и сразу стал победителем. Большая работа была проведена на складе штамповой оснастки цеха 250 и, как результат, – заслуженное 1-е место в номинации. Приятно то, что в конкурсе принимают участие не только опытные работники предприятия, но и начинающие специалисты. Для них была организована номинация «Лучший молодой автор предложений по улучшению», и в этом году победителем стала работница отдела 322 Анна Душаева, с чем мы ее искренне поздравляем! А вообще никого выделять не хотелось бы – молодцы все!
– Нынче итоги подвели раньше обычного?
– Да, мы осознанно пошли на такой шаг. В прошлые годы подбивали результаты в декабре, когда и без того загрузка на ИАЗ огромная, а сейчас в сентябре. Кроме того, подводя итоги раньше, можно спокойно отправить заводскую команду на конкурс проектов ОАК, который проходит в октябре. На корпоративном конкурсе в ОАК, к слову, наш проект, позволивший оптимизировать процесс стыковки крыла МС-21, стал призером.
– Заметно, что участвовать в общероссийских конкурсах стали гораздо чаще. Кубок по рационализации и производительности, чемпионат профмастерства «Время первых». Выходим на новый уровень?
– Участие в таких конкурсах – отличный способ заявить о себе, дополнительный стимул к профессиональному росту, возможность быть в тренде и брать на вооружение лучшие практики.
Достигнутые результаты очень радуют. За последние три года заводские команды не возвращаются без наград. И даже восьмое место в недавнем конкурсе «Инженерное мышление. Каракури» мы воспринимаем как первое. Для заводчан это был дебют, и соревновались они с компаниями, имеющими большой опыт создания и применения механических устройств (каракури) – Росатом, Роскосмос, КамАЗ.
Наши специалисты были высоко оценены, в итоге их стали приглашать уже в качестве экспертов на самые престижные общероссийские конкурсы профессионального мастерства.
– Достигнуто немало, какие задачи стоят сейчас?
– Если коротко, то сегодня все направлено на обеспечение серийной сборки МС-21. Требуются своевременно и в полном объеме инструмент, материалы, ПКИ, комплектующие, а наша общая задача – организовать максимально эффективное рабочее пространство.
Запланирован на 2024 год совместно с АСП по ГАТ масштабный проект по балансировке сборочных станций. Такт цикла сборки агрегатов самолета должен быть максимально ритмичным, а для этого надо синхронизировать между собой работу участков, цехов.
На заводе реализуются масштабные инвестиционные проекты, уже строятся или готовятся к возведению новые объекты – цехи МСП, ЗШП, склад УМТСК. Служба бережливого производства напрямую участвует в проработке планировок на оптимальное движение материальных потоков, перемещение персонала, рациональное расположение оборудования и оргоснастки. Это предусмотрено принятой в ОАК концепцией развития производственной системы.
В следующем году завод должен передать заказчику 6 серийных МС-21. Много это или мало? Учитывая, что это будет первый в новейшей истории России гражданский авиалайнер такого класса, практически полностью состоящий из систем и агрегатов российского производства – задача грандиозная!
– Что в связи с этим пожелаем авиастроителям?
– Будущее нашего предприятия в ближайшие десятилетия будет связано с созданием новой реальности в гражданском авиастроении России. Стратегические производственные цели ПАО «Яковлев» сформированы, и ИАЗ – в центре событий! Это большая ответственность и вызов, но есть уверенность, что все у нас получится.
Так что желаю почаще заглядывать за горизонт, дерзать и ставить большие цели, а команда службы бережливого производства всегда будет рядом и обязательно поможет!
Беседовал Алексей Черных.
Фото автора
26 Апрель 2024
Во время «Единого дня…» старшеклассники смогли побывать в Иркутском авиационном техникуме авиастроения и материалообработки, Иркутском авиационном техникуме (входят в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) и в Иркутском техникуме машиностроения им. Н.П. Трапезникова, где в этот день были организованы ознакомительные мероприятия, в которых приняли участие порядка 400 учеников 8-9 классов Иркутска, более 50 родителей и 15 преподавателей.
24 Апрель 2024
В цехе агрегатно сборочного производства по гражданской авиационной технике Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) в середине марта начали стыковку переднего полуфюзеляжа следующего серийного комплекта МС-21.
23 Апрель 2024
По традиции Иркутский авиационный завод (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) стал партнером «Тотального диктанта» — предприятием, разделяющим ценности организаторов.
23 Апрель 2024
Сегодня в Филиале ПАО «Яковлев» – Иркутском авиационном заводе (входит в состав Иркутского регионального отделения СМР) прошел выездной День донора.
22 Апрель 2024
ИРНИТУ (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) в рамках Всероссийской акции «Неделя без турникетов» провел несколько занимательных мастер-классов.
22 Апрель 2024
18 апреля, в четверг, во Дворце культуры им. Ю.А. Гагарина прошел финал конкурса «Защити себя сам!». Блеснуть знаниями в Брейн-ринге по охране труда удалось 35 рабочим из разных цехов агрегатно-сборочного производства Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России).
19 Апрель 2024
19 апреля прошел городской субботник от партии «Единая Россия», активисты Совета молодежи, члены Иркутского регионального отделения СоюзМаш России привели в порядок территорию зеленой зоны города.
19 Апрель 2024
В апреле в газовой столице России – городе Новый Уренгой прошла Восемнадцатая межрегиональная специализированная выставка «ГАЗ. НЕФТЬ. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – КРАЙНЕМУ СЕВЕРУ», организованная в рамках в рамках Ямальского нефтегазового форума. Компания «Энерпред» (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) приняла участие в выставке.
19 Апрель 2024
В течение третьей недели всероссийской акции «Неделя без турникетов» интерес к посещению предприятий, входящих в состав Иркутского регионального отделения, только растет.
В третьей недели акции приняли участие около 650 человек.
19 Апрель 2024
19 апреля – в Национальный день донора и День донора машиностроительной отрасли РФ – у здания Правительства Иркутской области работали мобильные пункты заготовки крови и пополнения федерального регистра доноров костного мозга. В масштабной донорской акции приняли участие сотни жителей Иркутска, в числе которых оказалось немало сотрудников Филиала ПАО «Яковлев» – Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России).