В ИРНИТУ провели опыты по применению запатентованного сверла для сборки агрегатов самолета SJ-100
23 Май 2024
Сотрудники Иркутского политеха провели технологическое опробование выполнения отверстий на образцах, имитирующих смешанные пакеты конструкции в зоне установки кронштейнов навески пилона ОЧК (отъёмная часть крыла) самолёта SJ-100. Образец для испытаний представлял собой смешанный четырехслойный пакет: «титановый сплав – алюминиевый сплав - алюминиевый сплав - титановый сплав».
Научное руководство данного проекта осуществлял Николай Чащин, инженер-исследователь Георгий Матлыгин отвечал за метрологические измерения.
Как отметил Николай Чащин, на данный момент в производстве воздушных судов сверление и разделка отверстий в смешанных пакетах под болты крепления производится при помощи ручных пневматических дрелей. «В таких условиях для формирования отверстий может потребоваться свыше восьми переходов. Несмотря на большое количество переходов, добиться требуемого качества отверстий не всегда возможно. Этому препятствуют ограниченный подход и сложность формирования отверстий в металлических сплавах, входящих в состав смешанных пакетов. Поэтому существует производственная необходимость в разработке новых технологических решений, обеспечивающих возможность получения высокоточных отверстий в смешанных пакетах в условиях ограниченного подхода», - сообщил Николай Чащин.
Экспериментальные исследования по обработке высокоточных отверстий проводились на площадке двух научно-исследовательских лабораторий ИРНИТУ - «Цифровые технологии производства изделий из полимерных композиционных материалов» и «Технологии высокопроизводительной механической обработки». Оснащение научных подразделений позволяет решать самые современные задачи в области исследований высокопроизводительной механообработки, проводить эксперименты по измерению сил резания, температуры в рабочей зоне, анализа качества поверхности материала и др. В частности, политеховцы использовали дрель с автоматической подачей режущего инструмента, трехкоординатно-измерительную машину (КИМ), а также профилометр – прибор, рассчитывающий параметры микрорельефа (шероховатость, волнистость).
В ходе работы над проектом сначала был проведен анализ конструкторской документации (КД) и определен состав смешанного пакета («титановый сплав – алюминиевый сплав – алюминиевый сплав – титановый сплав»).
Испытания представляли собой последовательную обработку сквозных отверстий на оптимальных режимах резания. При этом контролировались диаметральная точность отверстий и шероховатость поверхности.
Выбор сверла обычно осуществляется с учетом требуемого квалитета точности. Особенность исследования заключалась в том, что сотрудники ИРНИТУ использовали сверло собственной конструкции, запатентованное в соавторстве с иркутскими авиастроителями. Данное ступенчатое сверло разработано для обработки отверстий в смешанных пакетах, содержащих металлы и полимерные композиционные материалы. Инструмент успешно опробован и применяется для сборки самолета МС-21 на филиале ПАО «Яковлев» – Иркутский авиационный завод.
«На производстве в заданном по проекту узле самолета необходимо просверлить около 70 отверстий. Мы выполнили своим ступенчатым сверлом несколько отверстий в образцах-имитаторах смешанного пакета, определили их точность - провели полный контроль диаметра трехточечным нутромером и выборочный контроль с использованием КИМ. Шероховатость обработанных отверстий измерили в каждом слое профилометром.
В результате сделан вывод: геометрия ступенчатого инструмента ИРНИТУ подходит для получения отверстий по 9 квалитету в исследуемом смешанном пакете. Для повышения точности диаметров (до 7 квалитета) нам необходимо доработать геометрию режущего инструмента и оптимизировать режимы резания», - сказал Николай Чащин.
Таким образом, отечественный режущий инструмент подтвердил свою работоспособность и может вывести технологию сборки агрегатов самолётов на новый уровень.
Иркутские политеховцы намерены модифицировать ступенчатое сверло под задачи заказчика и продолжить сотрудничество с ПАО «Яковлев».
7 Ноябрь 2024
Генеральным директором Объединенной авиастроительной корпорации, в структуру которой входит Филиал ПАО "Яковлев" - Иркутский авиационный завод (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) назначен Вадим Александрович Бадеха.
5 Ноябрь 2024
ИРНИТУ (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) в составе экспозиции Минобрнауки России принял участие в международной образовательной выставке China Education EXPO (СЕЕ), которая проходила 30 октября - 2 ноября в Пекине. Это крупнейшее мероприятие по зарубежному образованию в Юго-Восточной Азии, направленное на расширение международных связей в сфере предоставления образовательных услуг.
5 Ноябрь 2024
В Иркутском политехе (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) 1 ноября работодатели из разных регионов провели для студентов карьерные треки, лекции, квизы и предложили решить кейсы. Мероприятия с участие более 80 компаний вошли в программу марафона, организованного вузовским Центром карьеры.
1 Ноябрь 2024
Несколько комплектов опытных МС-21 находится сегодня в Летно-испытательном и доводочном комплексе ПАО «Яковлев». Практически в режиме нон-стоп по каждому образцу проводится широкий перечень работ. Внедрение конструктивных улучшений, проверка работоспособности отечественных систем, которые заменят импортные аналоги, наземные и летные испытания…
За подробностями мы обратились в цех эксплуатации и ремонта Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России), чьи специалисты постоянно находятся в Жуковском, напрямую участвуя в усовершенствовании гражданского авиалайнера.
31 Октябрь 2024
В рамках подписанного соглашения Иркутского регионального отделения СоюзМаш Росиии с Иркутской областной станцией переливания крови 30 октября в здании заводоуправления Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) в торжественной обстановке наградили сотрудников ИАЗ и медицинских учреждений Иркутска, внесших большой вклад в развитие здравоохранения и донорского движения Приангарья.
31 Октябрь 2024
В конце октября в Москве прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Стратегические сценарии развития демонстрационного экзамена».
30 Октябрь 2024
В рамках всероссийской акции «Неделя без турникетов» студенты Иркутского авиационного техникума (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) посетили Восточно-Сибирское Речное Пароходство.
28 Октябрь 2024
Прикоснуться к современному искусству смогли сотрудники Иркутского релейного завода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) во время экскурсии в художественную галерею Виктора Бронштейна заводчане познакомились с живописью, графикой и скульптурами местных художников, главными из которых стали работы известного мастера Даши Намдакова.
28 Октябрь 2024
Всероссийская профориентационная акция «Неделя без турникетов» близится к завершению. За четвертую неделю ее проведения на машиностроительных предприятиях Прибайкалья побывали более 1200 студентов и школьников региона. Около 1000 из них познакомились с производством самолетов на Филиале ПАО «Яковлев» – Иркутском авиационном заводе (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России).
24 Октябрь 2024
Один из самых сложных и многономенклатурных участков в цехе заготовительно-штамповочного производства Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) – группа по изготовлению деталей из листового материала методом штамповки и формовки. Эту работу выполняют настоящие профессионалы во главе с мастером Евгением Герасимовым. Он успешно руководит группой уже двенадцать лет и в этом году был удостоен звания «Лучший мастер года».