Студентка ИРНИТУ Анастасия Божко считает перспективным создание производств по получению жидкого топлива из угля

20 Май 2018

Перспективы использования угля для получения синтетического жидкого топлива изучает студентка Института высоких технологий ИРНИТУ Анастасия Божко. Она успешно выступила с докладом по данной теме на научно-практической конференции «Повышение эффективности производства и использования энергии в условиях Сибири». Студентка предлагает применить передовые технологии и реализовать проект по возобновлению работы завода в Иркутской области, на котором в 40-е годы из черемховских углей вырабатывалось моторное топливо.

Курируют исследовательскую работу А. Божко профессора кафедры управления промышленными предприятиями Института экономики, управления и права ИРНИТУ Геннадий Щадов и руководитель студенческого научно-исследовательского общества «Инноватика: инвестиционный инжиниринг» Владимир Конюхов.

По информации будущего химика-технолога А. Божко, в настоящее время примерно половина всей энергии, производимой в мире, вырабатывается из нефти, в том числе, практически вся энергия для автономных подвижных потребителей.
«Цены на нефть быстро растут, ее запасы приращиваются все медленнее, а добыча становится все дороже. По подсчетам экспертов Всемирного энергетического совета разведанных запасов нефти человечеству может хватить на 56 лет, газа – на 60 лет, а угля – минимум на 270 лет.
Сегодня российская угольная отрасль – это 354 млн тонн добычи угля ежегодно, 165 тысяч рабочих мест и 500 тысяч – в смежных отраслях, около 54 млрд рублей налогов и отчислений.

По объемам добычи угля Россия занимает пятое место в мире после Китая, США, Индии и Австралии. Для производства энергии и тепла используется ¾ добываемого угля, ¼ - в металлургии и химической промышленности. Экспортируется сырье в основном в Японию и Республику Корея», - сообщила студентка.
Анастасия Божко выяснила, что из угля получают более 400 различных продуктов, стоимость которых в 20-25 раз выше стоимости самого угля. Так, например, при коксовании (нагрев без доступа воздуха) получают коксовый газ, содержащий метан, водород, аммиак, этилен, пары бензина и толуола. Кроме того, среди основных продуктов можно назвать каменноугольную смолу, надсмольную воду и кокс, представляющий собой практически чистый углерод. А далее синтезируются побочные продукты: взрывчатые вещества, пластмассы, красители и лекарственные вещества.
«Таким образом, внедрение   инновационных технологий в области переработки позволит извлекать наибольшее количество полезных компонентов из угольной массы, обеспечивая максимальную добавочную стоимость.

Еще в СССР строились предприятия по производству синтетического топлива из угля. Однако оборудование стоило очень дорого, а сложная технология приводила к тому, что в процессе многих стадий лишь 35-40% энергии, заключенной в угле, переходило в конечные жидкие продукты. Это и определило прекращение в 40-х годах   производства синтетических топлив, реконструкцию предприятий в нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы.

Между тем, когда речь идет об уменьшении запасов нефти, во всем мире ведутся поиски альтернативных методов получения продуктов, синтезируемых из этого углеводорода.

Я считаю, что проекты по производству жидкого топлива из угля становятся все более перспективными. Они могут быть технологически усовершенствованы с целью повышения качества и снижения энергозатрат.   Запустив проект по переработке угля в фенолы, крезолы, ксинолены, спрос на которые очень велик (сырье для производства хай-тек пластика), можно получить хорошую прибыль», - считает А. Божко.
Студентка привела в качестве примера крупнейший в мире завод по переработке угля в жидкое топливо, построенный в Китае. Общий объем капиталовложений в реализацию проекта составил около 55 млрд юаней. Ежегодно завод способен превращать 20 млн тонн угля в 4 млн тонн нефтяных продуктов, включая дизельное топливо, сжиженный газ, серу, различные спирты, сульфат аммония.
Что касается технологий, то, по мнению докладчицы, для превращения органической массы угля в нефтеподобное вещество нужно решить три химические задачи: удалить кислород, азот и серу; добавить водород до соотношения водорода и углерода в нефти; разукрупнить макромолекулы органической массы угля до молекулярного веса компонентов нефти.

«Иркутско-Черемховский бассейн тянется вдоль Верхнего Саяна от Нижнеудинска до Байкала. Запасы угля составляют около 7,5 млрд тонн. Месторождение удалено от крупных потребителей, местный уголь используется в основном на иркутских предприятиях. Поэтому проект по применению угля в качестве минерального ресурса для получения жидкого топлива может сыграть значимую роль в социально-экономическом развитии нашего региона. Общая сумма затрат на реализацию проекта составит примерно 5 млрд рублей.

В настоящее время мы можем решить многие задачи и обойти трудности в переработке угля, которые существовали 60-80 лет назад, используя новую технологию производства, передовое оборудование и высококвалифицированных специалистов», - подчеркнула А. Божко.
Научная статья по данному направлению студентки А. Божко и профессора В. Конюхова будет опубликована в журнале «Молодежный вестник ИРНИТУ».
Живая История ИАЗ Живая История ИАЗ

7 Октябрь 2024

Музей истории Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) принимал долгожданных гостей – представителей заводских династий.

В школе 43 поговорили о профориентации В школе 43 поговорили о профориентации

4 Октябрь 2024

В рамках стартовавшей всероссийской акции «Неделя без турникетов» состоялась профориентационная встреча 65 учеников девятых классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 43 имени главного маршала авиации А. Е. Голованова с амбассадорами федерального проекта «Профессионалитет» от ГАПОУ ИО «Иркутский техникум авиастроения и материалообработки» (входит в состав Иркутского РО СМР).

Вот такая у нас светомузыка от МС-21 Вот такая у нас светомузыка от МС-21

4 Октябрь 2024

В цехе окончательной сборки Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) Генеральный директор «Яковлева», член Бюро Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» Андрей Богинский проверил работы в рамках оперативного недельного графика по самолету МС-21 0012. 

Перспектива и мощь! Перспектива и мощь!

4 Октябрь 2024

За четыре дня проведения акции «НЕДЕЛЯ БЕЗ ТУРНИКЕТОВ» на предприятиях, входящих в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России, побывали более 1000 школьников и студентов, а также сопровождающих лиц (родители, преподаватели).

Красота какая… Красота какая…

3 Октябрь 2024

В Совете ветеранов Иркутского авиазавода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) прошла выставка работ заводских ветеранов. Живопись в разных техниках и алмазная мозаика, резные деревянные фигуры и плетеные корзины всевозможно назначения, уютные вязаные носки и варежки, шали и наволочки, глиняные фигурки и посуда, оформленная в технике декупаж – 16 заводских умельцев представили на выставке 145 своих прекрасных творческих работ.

Игорь Кобзев, член Иркутского РО СМР и генеральный директор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский обсудили совместную работу Игорь Кобзев, член Иркутского РО СМР и генеральный директор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский обсудили совместную работу

3 Октябрь 2024

Основными темами рабочей встречи стали: реализация инфраструктурного проекта по реконструкции котельной № 1 Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) и совместная профориентационная работа с учащимися Иркутского суворовского военного училища.

Профориентационная встреча студентов ИТАМ со школьниками Профориентационная встреча студентов ИТАМ со школьниками

2 Октябрь 2024

В рамках всероссийской акции «Неделя без турникета», а также ко Дню среднего профессионального образования студенты ГАПОУ ИО «Иркутский техникум авиастроения и материалообработки» (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) провели профориентационную беседу с учащимися 9А класс МБОУ г. Иркутска СОШ № 37.

В рамках всероссийской акции «Неделя без турникета» ученики Вальдорфской школы первыми посетили ИАЗ В рамках всероссийской акции «Неделя без турникета» ученики Вальдорфской школы первыми посетили ИАЗ

1 Октябрь 2024

1 октября, в первый день акции «Неделя без турникетов» на Иркутском авиазаводе (входит в состав Иркутского РО СМР) побывали более 45 учащихся Вальдорфской школы.

1 октября в Прибайкалье стартовала всероссийская акция «Неделя без турникетов» на предприятиях Приангарья 1 октября в Прибайкалье стартовала всероссийская акция «Неделя без турникетов» на предприятиях Приангарья

1 Октябрь 2024

С 1 по 31 октября в рамках акции предприятия Приангарья откроют свои двери для школьников и студентов региона. Акция направлена на повышение эффективности взаимодействия работодателей с образовательной системой, ознакомление учащихся и студентов с предприятиями, профессиями, востребованными на современном производстве в регионе.

Члены Иркутского РО СМР приняли участие в Форуме работающей молодежи Иркутской области Члены Иркутского РО СМР приняли участие в Форуме работающей молодежи Иркутской области

30 Сентябрь 2024

С 26 по 28 сентября в Доме молодежи проходил Форум работающей молодежи Иркутской области, в котором приняли участие более 150 молодых специалистов крупных компаний и бюджетных организаций региона. На площадках форума работали экспозиции ГК «Росатом», ООО «Иркутская нефтяная компания», ОАО «Российские железные дороги», ООО «Саянский Бройлер», ПАО «Сбербанк», Филиала ПАО «Яковлев» – Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России).