Студентка ИРНИТУ Анастасия Божко считает перспективным создание производств по получению жидкого топлива из угля
20 Май 2018
Курируют исследовательскую работу А. Божко профессора кафедры управления промышленными предприятиями Института экономики, управления и права ИРНИТУ Геннадий Щадов и руководитель студенческого научно-исследовательского общества «Инноватика: инвестиционный инжиниринг» Владимир Конюхов.
По информации будущего химика-технолога А. Божко, в настоящее время примерно половина всей энергии, производимой в мире, вырабатывается из нефти, в том числе, практически вся энергия для автономных подвижных потребителей.
«Цены на нефть быстро растут, ее запасы приращиваются все медленнее, а добыча становится все дороже. По подсчетам экспертов Всемирного энергетического совета разведанных запасов нефти человечеству может хватить на 56 лет, газа – на 60 лет, а угля – минимум на 270 лет.
Сегодня российская угольная отрасль – это 354 млн тонн добычи угля ежегодно, 165 тысяч рабочих мест и 500 тысяч – в смежных отраслях, около 54 млрд рублей налогов и отчислений.
По объемам добычи угля Россия занимает пятое место в мире после Китая, США, Индии и Австралии. Для производства энергии и тепла используется ¾ добываемого угля, ¼ - в металлургии и химической промышленности. Экспортируется сырье в основном в Японию и Республику Корея», - сообщила студентка.
Анастасия Божко выяснила, что из угля получают более 400 различных продуктов, стоимость которых в 20-25 раз выше стоимости самого угля. Так, например, при коксовании (нагрев без доступа воздуха) получают коксовый газ, содержащий метан, водород, аммиак, этилен, пары бензина и толуола. Кроме того, среди основных продуктов можно назвать каменноугольную смолу, надсмольную воду и кокс, представляющий собой практически чистый углерод. А далее синтезируются побочные продукты: взрывчатые вещества, пластмассы, красители и лекарственные вещества.
«Таким образом, внедрение инновационных технологий в области переработки позволит извлекать наибольшее количество полезных компонентов из угольной массы, обеспечивая максимальную добавочную стоимость.
Еще в СССР строились предприятия по производству синтетического топлива из угля. Однако оборудование стоило очень дорого, а сложная технология приводила к тому, что в процессе многих стадий лишь 35-40% энергии, заключенной в угле, переходило в конечные жидкие продукты. Это и определило прекращение в 40-х годах производства синтетических топлив, реконструкцию предприятий в нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы.
Между тем, когда речь идет об уменьшении запасов нефти, во всем мире ведутся поиски альтернативных методов получения продуктов, синтезируемых из этого углеводорода.
Я считаю, что проекты по производству жидкого топлива из угля становятся все более перспективными. Они могут быть технологически усовершенствованы с целью повышения качества и снижения энергозатрат. Запустив проект по переработке угля в фенолы, крезолы, ксинолены, спрос на которые очень велик (сырье для производства хай-тек пластика), можно получить хорошую прибыль», - считает А. Божко.
Студентка привела в качестве примера крупнейший в мире завод по переработке угля в жидкое топливо, построенный в Китае. Общий объем капиталовложений в реализацию проекта составил около 55 млрд юаней. Ежегодно завод способен превращать 20 млн тонн угля в 4 млн тонн нефтяных продуктов, включая дизельное топливо, сжиженный газ, серу, различные спирты, сульфат аммония.
Что касается технологий, то, по мнению докладчицы, для превращения органической массы угля в нефтеподобное вещество нужно решить три химические задачи: удалить кислород, азот и серу; добавить водород до соотношения водорода и углерода в нефти; разукрупнить макромолекулы органической массы угля до молекулярного веса компонентов нефти.
«Иркутско-Черемховский бассейн тянется вдоль Верхнего Саяна от Нижнеудинска до Байкала. Запасы угля составляют около 7,5 млрд тонн. Месторождение удалено от крупных потребителей, местный уголь используется в основном на иркутских предприятиях. Поэтому проект по применению угля в качестве минерального ресурса для получения жидкого топлива может сыграть значимую роль в социально-экономическом развитии нашего региона. Общая сумма затрат на реализацию проекта составит примерно 5 млрд рублей.
В настоящее время мы можем решить многие задачи и обойти трудности в переработке угля, которые существовали 60-80 лет назад, используя новую технологию производства, передовое оборудование и высококвалифицированных специалистов», - подчеркнула А. Божко.
Научная статья по данному направлению студентки А. Божко и профессора В. Конюхова будет опубликована в журнале «Молодежный вестник ИРНИТУ».
7 Октябрь 2024
Музей истории Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) принимал долгожданных гостей – представителей заводских династий.
4 Октябрь 2024
В рамках стартовавшей всероссийской акции «Неделя без турникетов» состоялась профориентационная встреча 65 учеников девятых классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 43 имени главного маршала авиации А. Е. Голованова с амбассадорами федерального проекта «Профессионалитет» от ГАПОУ ИО «Иркутский техникум авиастроения и материалообработки» (входит в состав Иркутского РО СМР).
4 Октябрь 2024
В цехе окончательной сборки Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) Генеральный директор «Яковлева», член Бюро Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» Андрей Богинский проверил работы в рамках оперативного недельного графика по самолету МС-21 0012.
4 Октябрь 2024
За четыре дня проведения акции «НЕДЕЛЯ БЕЗ ТУРНИКЕТОВ» на предприятиях, входящих в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России, побывали более 1000 школьников и студентов, а также сопровождающих лиц (родители, преподаватели).
3 Октябрь 2024
В Совете ветеранов Иркутского авиазавода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) прошла выставка работ заводских ветеранов. Живопись в разных техниках и алмазная мозаика, резные деревянные фигуры и плетеные корзины всевозможно назначения, уютные вязаные носки и варежки, шали и наволочки, глиняные фигурки и посуда, оформленная в технике декупаж – 16 заводских умельцев представили на выставке 145 своих прекрасных творческих работ.
3 Октябрь 2024
Основными темами рабочей встречи стали: реализация инфраструктурного проекта по реконструкции котельной № 1 Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) и совместная профориентационная работа с учащимися Иркутского суворовского военного училища.
2 Октябрь 2024
В рамках всероссийской акции «Неделя без турникета», а также ко Дню среднего профессионального образования студенты ГАПОУ ИО «Иркутский техникум авиастроения и материалообработки» (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) провели профориентационную беседу с учащимися 9А класс МБОУ г. Иркутска СОШ № 37.
1 Октябрь 2024
1 октября, в первый день акции «Неделя без турникетов» на Иркутском авиазаводе (входит в состав Иркутского РО СМР) побывали более 45 учащихся Вальдорфской школы.
1 Октябрь 2024
С 1 по 31 октября в рамках акции предприятия Приангарья откроют свои двери для школьников и студентов региона. Акция направлена на повышение эффективности взаимодействия работодателей с образовательной системой, ознакомление учащихся и студентов с предприятиями, профессиями, востребованными на современном производстве в регионе.
30 Сентябрь 2024
С 26 по 28 сентября в Доме молодежи проходил Форум работающей молодежи Иркутской области, в котором приняли участие более 150 молодых специалистов крупных компаний и бюджетных организаций региона. На площадках форума работали экспозиции ГК «Росатом», ООО «Иркутская нефтяная компания», ОАО «Российские железные дороги», ООО «Саянский Бройлер», ПАО «Сбербанк», Филиала ПАО «Яковлев» – Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России).