Студентка ИРНИТУ Анастасия Божко считает перспективным создание производств по получению жидкого топлива из угля
20 Май 2018
Курируют исследовательскую работу А. Божко профессора кафедры управления промышленными предприятиями Института экономики, управления и права ИРНИТУ Геннадий Щадов и руководитель студенческого научно-исследовательского общества «Инноватика: инвестиционный инжиниринг» Владимир Конюхов.
По информации будущего химика-технолога А. Божко, в настоящее время примерно половина всей энергии, производимой в мире, вырабатывается из нефти, в том числе, практически вся энергия для автономных подвижных потребителей.
«Цены на нефть быстро растут, ее запасы приращиваются все медленнее, а добыча становится все дороже. По подсчетам экспертов Всемирного энергетического совета разведанных запасов нефти человечеству может хватить на 56 лет, газа – на 60 лет, а угля – минимум на 270 лет.
Сегодня российская угольная отрасль – это 354 млн тонн добычи угля ежегодно, 165 тысяч рабочих мест и 500 тысяч – в смежных отраслях, около 54 млрд рублей налогов и отчислений.
По объемам добычи угля Россия занимает пятое место в мире после Китая, США, Индии и Австралии. Для производства энергии и тепла используется ¾ добываемого угля, ¼ - в металлургии и химической промышленности. Экспортируется сырье в основном в Японию и Республику Корея», - сообщила студентка.
Анастасия Божко выяснила, что из угля получают более 400 различных продуктов, стоимость которых в 20-25 раз выше стоимости самого угля. Так, например, при коксовании (нагрев без доступа воздуха) получают коксовый газ, содержащий метан, водород, аммиак, этилен, пары бензина и толуола. Кроме того, среди основных продуктов можно назвать каменноугольную смолу, надсмольную воду и кокс, представляющий собой практически чистый углерод. А далее синтезируются побочные продукты: взрывчатые вещества, пластмассы, красители и лекарственные вещества.
«Таким образом, внедрение инновационных технологий в области переработки позволит извлекать наибольшее количество полезных компонентов из угольной массы, обеспечивая максимальную добавочную стоимость.
Еще в СССР строились предприятия по производству синтетического топлива из угля. Однако оборудование стоило очень дорого, а сложная технология приводила к тому, что в процессе многих стадий лишь 35-40% энергии, заключенной в угле, переходило в конечные жидкие продукты. Это и определило прекращение в 40-х годах производства синтетических топлив, реконструкцию предприятий в нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы.
Между тем, когда речь идет об уменьшении запасов нефти, во всем мире ведутся поиски альтернативных методов получения продуктов, синтезируемых из этого углеводорода.
Я считаю, что проекты по производству жидкого топлива из угля становятся все более перспективными. Они могут быть технологически усовершенствованы с целью повышения качества и снижения энергозатрат. Запустив проект по переработке угля в фенолы, крезолы, ксинолены, спрос на которые очень велик (сырье для производства хай-тек пластика), можно получить хорошую прибыль», - считает А. Божко.
Студентка привела в качестве примера крупнейший в мире завод по переработке угля в жидкое топливо, построенный в Китае. Общий объем капиталовложений в реализацию проекта составил около 55 млрд юаней. Ежегодно завод способен превращать 20 млн тонн угля в 4 млн тонн нефтяных продуктов, включая дизельное топливо, сжиженный газ, серу, различные спирты, сульфат аммония.
Что касается технологий, то, по мнению докладчицы, для превращения органической массы угля в нефтеподобное вещество нужно решить три химические задачи: удалить кислород, азот и серу; добавить водород до соотношения водорода и углерода в нефти; разукрупнить макромолекулы органической массы угля до молекулярного веса компонентов нефти.
«Иркутско-Черемховский бассейн тянется вдоль Верхнего Саяна от Нижнеудинска до Байкала. Запасы угля составляют около 7,5 млрд тонн. Месторождение удалено от крупных потребителей, местный уголь используется в основном на иркутских предприятиях. Поэтому проект по применению угля в качестве минерального ресурса для получения жидкого топлива может сыграть значимую роль в социально-экономическом развитии нашего региона. Общая сумма затрат на реализацию проекта составит примерно 5 млрд рублей.
В настоящее время мы можем решить многие задачи и обойти трудности в переработке угля, которые существовали 60-80 лет назад, используя новую технологию производства, передовое оборудование и высококвалифицированных специалистов», - подчеркнула А. Божко.
Научная статья по данному направлению студентки А. Божко и профессора В. Конюхова будет опубликована в журнале «Молодежный вестник ИРНИТУ».
10 Октябрь 2024
С 8 по 10 октября на Иркутском релейном заводе (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) прошли соревнования по настольному теннису.
9 Октябрь 2024
В минувшую субботу во Дворце культуры имени Ю.А. Гагарина прошла третья игротека 2024 года, организованная Советом молодежи Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского РО СМР) при поддержке Иркутского реготделения СоюзМаш России.
9 Октябрь 2024
Баскетбольный клуб «Авиастроитель» (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) принял участие в финале Всероссийского осеннего корпоративного фестиваля ВФСО «Трудовые резервы-2024», который проходил в г. Сочи.
9 Октябрь 2024
9 октября в рамках Всероссийской акции «Неделя без турникетов» в Иркутском авиационном техникуме (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России прошли профессиональные пробы. Учащиеся 9 класса МБОУ СОШ № 1 г. Иркутска с большим интересом попробовали себя в роли слесаря-сборщика летательных аппаратов, а также познакомились с аддитивными технологиями.
9 Октябрь 2024
В сентябре танцевальный коллектив «СоюзМаш» Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) принял участие во Всероссийском фестивале-конкурсе «Триумф талантов».
9 Октябрь 2024
Готовность к любому авиационному происшествию на таком предприятии как Иркутский авиационный завод (входит в состав Иркутского РО СМР) всегда должна быть стопроцентной. На учениях, организованных службой поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, заводская команда показала, что отлично знает, что делать. Действовала четко, быстро, профессионально.
8 Октябрь 2024
В рамках всероссийской акции «Неделя без турникетов», а также для более детального погружения в профессию «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» студенты первого курса Иркутского техникума авиастроения и материалообработки (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) побывали с ознакомительной экскурсией в Институте систем энергетики Сибирского отделения Российской академии наук им. Л.А. Мелентьева.
7 Октябрь 2024
Всероссийская акция «Неделя без турникетов» в Приангарье набирает обороты. В ее рамках в Иркутском авиационном техникуме (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) состоялось открытие профориентационной недели специальности «Технология машиностроения».
7 Октябрь 2024
В конференц-зале Филиала ПАО «Яковлев» – Иркутского авиазавода (входит в Иркутское реготделение СоюзМаш России) прошел мастер-класс по созданию игрушек для собак. Мероприятие организовано Иркутским региональным отделением Союза машиностроителей России совместно с Советом молодежи ИАЗ.
7 Октябрь 2024
В день рождения Иркутской области, в здании регионального правительства жителям Приангарья торжественно вручили высокие государственные награды. Главными героями праздничной церемонии стали 29 человек, среди которых были и наши иркутские авиастроители, члены Иркутского реготделения СоюзМаш России. Губернатор региона вручил заводчанам медали ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, а также особую награду – медаль Нестерова. Примечательно, что таким почетным знаком отличия сотрудники Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) были поощрены впервые!