Студентка ИРНИТУ Анастасия Божко считает перспективным создание производств по получению жидкого топлива из угля
20 Май 2018
Курируют исследовательскую работу А. Божко профессора кафедры управления промышленными предприятиями Института экономики, управления и права ИРНИТУ Геннадий Щадов и руководитель студенческого научно-исследовательского общества «Инноватика: инвестиционный инжиниринг» Владимир Конюхов.
По информации будущего химика-технолога А. Божко, в настоящее время примерно половина всей энергии, производимой в мире, вырабатывается из нефти, в том числе, практически вся энергия для автономных подвижных потребителей.
«Цены на нефть быстро растут, ее запасы приращиваются все медленнее, а добыча становится все дороже. По подсчетам экспертов Всемирного энергетического совета разведанных запасов нефти человечеству может хватить на 56 лет, газа – на 60 лет, а угля – минимум на 270 лет.
Сегодня российская угольная отрасль – это 354 млн тонн добычи угля ежегодно, 165 тысяч рабочих мест и 500 тысяч – в смежных отраслях, около 54 млрд рублей налогов и отчислений.
По объемам добычи угля Россия занимает пятое место в мире после Китая, США, Индии и Австралии. Для производства энергии и тепла используется ¾ добываемого угля, ¼ - в металлургии и химической промышленности. Экспортируется сырье в основном в Японию и Республику Корея», - сообщила студентка.
Анастасия Божко выяснила, что из угля получают более 400 различных продуктов, стоимость которых в 20-25 раз выше стоимости самого угля. Так, например, при коксовании (нагрев без доступа воздуха) получают коксовый газ, содержащий метан, водород, аммиак, этилен, пары бензина и толуола. Кроме того, среди основных продуктов можно назвать каменноугольную смолу, надсмольную воду и кокс, представляющий собой практически чистый углерод. А далее синтезируются побочные продукты: взрывчатые вещества, пластмассы, красители и лекарственные вещества.
«Таким образом, внедрение инновационных технологий в области переработки позволит извлекать наибольшее количество полезных компонентов из угольной массы, обеспечивая максимальную добавочную стоимость.
Еще в СССР строились предприятия по производству синтетического топлива из угля. Однако оборудование стоило очень дорого, а сложная технология приводила к тому, что в процессе многих стадий лишь 35-40% энергии, заключенной в угле, переходило в конечные жидкие продукты. Это и определило прекращение в 40-х годах производства синтетических топлив, реконструкцию предприятий в нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы.
Между тем, когда речь идет об уменьшении запасов нефти, во всем мире ведутся поиски альтернативных методов получения продуктов, синтезируемых из этого углеводорода.
Я считаю, что проекты по производству жидкого топлива из угля становятся все более перспективными. Они могут быть технологически усовершенствованы с целью повышения качества и снижения энергозатрат. Запустив проект по переработке угля в фенолы, крезолы, ксинолены, спрос на которые очень велик (сырье для производства хай-тек пластика), можно получить хорошую прибыль», - считает А. Божко.
Студентка привела в качестве примера крупнейший в мире завод по переработке угля в жидкое топливо, построенный в Китае. Общий объем капиталовложений в реализацию проекта составил около 55 млрд юаней. Ежегодно завод способен превращать 20 млн тонн угля в 4 млн тонн нефтяных продуктов, включая дизельное топливо, сжиженный газ, серу, различные спирты, сульфат аммония.
Что касается технологий, то, по мнению докладчицы, для превращения органической массы угля в нефтеподобное вещество нужно решить три химические задачи: удалить кислород, азот и серу; добавить водород до соотношения водорода и углерода в нефти; разукрупнить макромолекулы органической массы угля до молекулярного веса компонентов нефти.
«Иркутско-Черемховский бассейн тянется вдоль Верхнего Саяна от Нижнеудинска до Байкала. Запасы угля составляют около 7,5 млрд тонн. Месторождение удалено от крупных потребителей, местный уголь используется в основном на иркутских предприятиях. Поэтому проект по применению угля в качестве минерального ресурса для получения жидкого топлива может сыграть значимую роль в социально-экономическом развитии нашего региона. Общая сумма затрат на реализацию проекта составит примерно 5 млрд рублей.
В настоящее время мы можем решить многие задачи и обойти трудности в переработке угля, которые существовали 60-80 лет назад, используя новую технологию производства, передовое оборудование и высококвалифицированных специалистов», - подчеркнула А. Божко.
Научная статья по данному направлению студентки А. Божко и профессора В. Конюхова будет опубликована в журнале «Молодежный вестник ИРНИТУ».

17 Март 2025
На Иркутском авиазаводе (входит в состав Иркутского РО СМР) 17 марта наградили сотрудников предприятия, внесших большой личный вклад в укрепление боевого содружества и военного сотрудничества.

14 Март 2025
Ветераны Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского РО СМР) закупили для бойцов СВО коллиматорные, тепловизионные прицелы на общую сумму 145330 руб.
Закупленные прицелы уже переданы сотрудниками Совета ветеранов ИАЗ в Иркутское РО благотворительного фонда «Золотые руки ангела» для передачи непосредственно бойцам одной из действующих частей СВО.

13 Март 2025
В рамках всероссийской акции «Код донора. Защитники Отечества» 12 марта на Иркутском авиационном заводе (входит в состав Иркутского РО СМР) состоялась встреча, на которой заводчанам рассказали о донорстве крови и костного мозга и провели мастер класс посвященный оказанию первой помощи.
10 Март 2025
На Иркутском авиазаводе (входит в состав Иркутского РО СМР) состоялось выездное совещание совета работающей молодежи и представителей Министерства по молодежной политике Иркутской области.

7 Март 2025
Дорогие, уважаемые женщины!
Тепло и сердечно поздравляю Вас с первым весенним праздником – Международным женским днем 8 Марта!

6 Март 2025
5 марта в рамках акции #Всегдарядом сотрудники Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского РО СМР) изготовили очередную партию из 10 носилок на моноколесе для бойцов, находящихся в зоне СВО. Это уже третья партия, которую завод отправляет на фронт.

5 Март 2025
Номенклатура изделий, выпускаемых цехом профилей и обшивки Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского РО СМР), насчитывает тысячи наименований деталей. Обшивочные панели самолетов, силовые элементы каркаса планера из прессованного профиля, то, что составляет «скелет» стальных птиц – шпангоуты, стрингеры, обода и многое другое.

4 Март 2025
В ИРНИТУ (входит в состав Иркутского РО СМР) 3 марта озвучили первые результаты регионального чемпионата «Профессионалы». Губернатор, член Иркутского РО СМР Игорь Кобзев наградил 54 победителя и 107 призеров по 53 компетенциям в области педагогики и медицины, инженерных технологий, ИТ-сферы. Соревнования проходили на базе 16 образовательных организаций Иркутска, объединив почти 300 участников и 400 экспертов. Среди лучших отмечены студенты Машиностроительного колледжа Факультета СПО ИРНИТУ.

4 Март 2025
4 марта Иркутское региональное отделение СоюзМаш России передало волонтерскому объединению Масксети «Феникс» очередную передачу партии материалов из особо прочной ткани для изготовления маскировочных сетей. Акция на Иркутском авиационном заводе (входит в состав Иркутского РО СМР) состоялась в рамках акции #Всегдарядом.
3 Март 2025
В Иркутском авиационном техникуме авиастроения и материалаобработке (входит в состав Иркутского РО СМР) на прошлой неделе стартовал региональный этап Всероссийского чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы-2025».