Студентка ИРНИТУ Анастасия Божко считает перспективным создание производств по получению жидкого топлива из угля

20 Май 2018

Перспективы использования угля для получения синтетического жидкого топлива изучает студентка Института высоких технологий ИРНИТУ Анастасия Божко. Она успешно выступила с докладом по данной теме на научно-практической конференции «Повышение эффективности производства и использования энергии в условиях Сибири». Студентка предлагает применить передовые технологии и реализовать проект по возобновлению работы завода в Иркутской области, на котором в 40-е годы из черемховских углей вырабатывалось моторное топливо.

Курируют исследовательскую работу А. Божко профессора кафедры управления промышленными предприятиями Института экономики, управления и права ИРНИТУ Геннадий Щадов и руководитель студенческого научно-исследовательского общества «Инноватика: инвестиционный инжиниринг» Владимир Конюхов.

По информации будущего химика-технолога А. Божко, в настоящее время примерно половина всей энергии, производимой в мире, вырабатывается из нефти, в том числе, практически вся энергия для автономных подвижных потребителей.
«Цены на нефть быстро растут, ее запасы приращиваются все медленнее, а добыча становится все дороже. По подсчетам экспертов Всемирного энергетического совета разведанных запасов нефти человечеству может хватить на 56 лет, газа – на 60 лет, а угля – минимум на 270 лет.
Сегодня российская угольная отрасль – это 354 млн тонн добычи угля ежегодно, 165 тысяч рабочих мест и 500 тысяч – в смежных отраслях, около 54 млрд рублей налогов и отчислений.

По объемам добычи угля Россия занимает пятое место в мире после Китая, США, Индии и Австралии. Для производства энергии и тепла используется ¾ добываемого угля, ¼ - в металлургии и химической промышленности. Экспортируется сырье в основном в Японию и Республику Корея», - сообщила студентка.
Анастасия Божко выяснила, что из угля получают более 400 различных продуктов, стоимость которых в 20-25 раз выше стоимости самого угля. Так, например, при коксовании (нагрев без доступа воздуха) получают коксовый газ, содержащий метан, водород, аммиак, этилен, пары бензина и толуола. Кроме того, среди основных продуктов можно назвать каменноугольную смолу, надсмольную воду и кокс, представляющий собой практически чистый углерод. А далее синтезируются побочные продукты: взрывчатые вещества, пластмассы, красители и лекарственные вещества.
«Таким образом, внедрение   инновационных технологий в области переработки позволит извлекать наибольшее количество полезных компонентов из угольной массы, обеспечивая максимальную добавочную стоимость.

Еще в СССР строились предприятия по производству синтетического топлива из угля. Однако оборудование стоило очень дорого, а сложная технология приводила к тому, что в процессе многих стадий лишь 35-40% энергии, заключенной в угле, переходило в конечные жидкие продукты. Это и определило прекращение в 40-х годах   производства синтетических топлив, реконструкцию предприятий в нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы.

Между тем, когда речь идет об уменьшении запасов нефти, во всем мире ведутся поиски альтернативных методов получения продуктов, синтезируемых из этого углеводорода.

Я считаю, что проекты по производству жидкого топлива из угля становятся все более перспективными. Они могут быть технологически усовершенствованы с целью повышения качества и снижения энергозатрат.   Запустив проект по переработке угля в фенолы, крезолы, ксинолены, спрос на которые очень велик (сырье для производства хай-тек пластика), можно получить хорошую прибыль», - считает А. Божко.
Студентка привела в качестве примера крупнейший в мире завод по переработке угля в жидкое топливо, построенный в Китае. Общий объем капиталовложений в реализацию проекта составил около 55 млрд юаней. Ежегодно завод способен превращать 20 млн тонн угля в 4 млн тонн нефтяных продуктов, включая дизельное топливо, сжиженный газ, серу, различные спирты, сульфат аммония.
Что касается технологий, то, по мнению докладчицы, для превращения органической массы угля в нефтеподобное вещество нужно решить три химические задачи: удалить кислород, азот и серу; добавить водород до соотношения водорода и углерода в нефти; разукрупнить макромолекулы органической массы угля до молекулярного веса компонентов нефти.

«Иркутско-Черемховский бассейн тянется вдоль Верхнего Саяна от Нижнеудинска до Байкала. Запасы угля составляют около 7,5 млрд тонн. Месторождение удалено от крупных потребителей, местный уголь используется в основном на иркутских предприятиях. Поэтому проект по применению угля в качестве минерального ресурса для получения жидкого топлива может сыграть значимую роль в социально-экономическом развитии нашего региона. Общая сумма затрат на реализацию проекта составит примерно 5 млрд рублей.

В настоящее время мы можем решить многие задачи и обойти трудности в переработке угля, которые существовали 60-80 лет назад, используя новую технологию производства, передовое оборудование и высококвалифицированных специалистов», - подчеркнула А. Божко.
Научная статья по данному направлению студентки А. Божко и профессора В. Конюхова будет опубликована в журнале «Молодежный вестник ИРНИТУ».
За укрепление содружества За укрепление содружества

17 Март 2025

На Иркутском авиазаводе (входит в состав Иркутского РО СМР) 17 марта наградили сотрудников предприятия, внесших большой личный вклад в укрепление боевого содружества и военного сотрудничества.

Посильная помощь Посильная помощь

14 Март 2025

Ветераны Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского РО СМР) закупили для бойцов СВО коллиматорные, тепловизионные прицелы на общую сумму 145330 руб.
Закупленные прицелы уже переданы сотрудниками Совета ветеранов ИАЗ в Иркутское РО благотворительного фонда «Золотые руки ангела» для передачи непосредственно бойцам одной из действующих частей СВО.

Прийти на помощь в любую минуту Прийти на помощь в любую минуту

13 Март 2025

В рамках всероссийской акции «Код донора. Защитники Отечества» 12 марта на Иркутском авиационном заводе (входит в состав Иркутского РО СМР) состоялась встреча, на которой заводчанам рассказали о донорстве крови и костного мозга и провели мастер класс посвященный оказанию первой помощи.

Подвели итоги работы Подвели итоги работы

10 Март 2025

На Иркутском авиазаводе (входит в состав Иркутского РО СМР) состоялось выездное совещание совета работающей молодежи и представителей Министерства по молодежной политике Иркутской области.

С первым весенним праздником! С первым весенним праздником!

7 Март 2025

Дорогие, уважаемые женщины!

Тепло и сердечно поздравляю Вас с первым весенним праздником – Международным женским днем 8 Марта!

Иркутский авиазавод передал бойцам СВО очередную партию носилок  на моноколесе Иркутский авиазавод передал бойцам СВО очередную партию носилок на моноколесе

6 Март 2025

5 марта в рамках акции #Всегдарядом сотрудники Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского РО СМР) изготовили очередную партию из 10 носилок  на моноколесе для бойцов, находящихся в зоне СВО. Это уже третья партия, которую завод отправляет на фронт.

Курс на серийную работу Курс на серийную работу

5 Март 2025

Номенклатура изделий, выпускаемых цехом профилей и обшивки Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского РО СМР), насчитывает тысячи наименований деталей. Обшивочные панели самолетов, силовые элементы каркаса планера из прессованного профиля, то, что составляет «скелет» стальных птиц – шпангоуты, стрингеры, обода и многое другое.

Студенты Машиностроительного колледжа – призеры регионального чемпионата «Профессионалы» по инженерному дизайну и цифровой трансформации Студенты Машиностроительного колледжа – призеры регионального чемпионата «Профессионалы» по инженерному дизайну и цифровой трансформации

4 Март 2025

В ИРНИТУ (входит в состав Иркутского РО СМР) 3 марта озвучили первые результаты регионального чемпионата «Профессионалы». Губернатор, член Иркутского РО СМР Игорь Кобзев наградил 54 победителя и 107 призеров по 53 компетенциям в области педагогики и медицины, инженерных технологий, ИТ-сферы. Соревнования проходили на базе 16 образовательных организаций Иркутска, объединив почти 300 участников и 400 экспертов. Среди лучших отмечены студенты Машиностроительного колледжа Факультета СПО ИРНИТУ.

Иркутский авиазавод передал волонтерам материалы для изготовления маскировочных сетей Иркутский авиазавод передал волонтерам материалы для изготовления маскировочных сетей

4 Март 2025

4 марта Иркутское региональное отделение СоюзМаш России передало  волонтерскому объединению Масксети «Феникс» очередную передачу партии материалов из особо прочной ткани для изготовления маскировочных сетей. Акция на Иркутском авиационном заводе (входит в состав Иркутского РО СМР) состоялась в рамках акции #Всегдарядом.

Здесь рождаются профессионалы Здесь рождаются профессионалы

3 Март 2025

В Иркутском авиационном техникуме авиастроения и материалаобработке (входит в состав Иркутского РО СМР) на прошлой неделе стартовал региональный этап Всероссийского чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы-2025».