Студентка ИРНИТУ Анастасия Божко считает перспективным создание производств по получению жидкого топлива из угля

20 Май 2018

Перспективы использования угля для получения синтетического жидкого топлива изучает студентка Института высоких технологий ИРНИТУ Анастасия Божко. Она успешно выступила с докладом по данной теме на научно-практической конференции «Повышение эффективности производства и использования энергии в условиях Сибири». Студентка предлагает применить передовые технологии и реализовать проект по возобновлению работы завода в Иркутской области, на котором в 40-е годы из черемховских углей вырабатывалось моторное топливо.

Курируют исследовательскую работу А. Божко профессора кафедры управления промышленными предприятиями Института экономики, управления и права ИРНИТУ Геннадий Щадов и руководитель студенческого научно-исследовательского общества «Инноватика: инвестиционный инжиниринг» Владимир Конюхов.

По информации будущего химика-технолога А. Божко, в настоящее время примерно половина всей энергии, производимой в мире, вырабатывается из нефти, в том числе, практически вся энергия для автономных подвижных потребителей.
«Цены на нефть быстро растут, ее запасы приращиваются все медленнее, а добыча становится все дороже. По подсчетам экспертов Всемирного энергетического совета разведанных запасов нефти человечеству может хватить на 56 лет, газа – на 60 лет, а угля – минимум на 270 лет.
Сегодня российская угольная отрасль – это 354 млн тонн добычи угля ежегодно, 165 тысяч рабочих мест и 500 тысяч – в смежных отраслях, около 54 млрд рублей налогов и отчислений.

По объемам добычи угля Россия занимает пятое место в мире после Китая, США, Индии и Австралии. Для производства энергии и тепла используется ¾ добываемого угля, ¼ - в металлургии и химической промышленности. Экспортируется сырье в основном в Японию и Республику Корея», - сообщила студентка.
Анастасия Божко выяснила, что из угля получают более 400 различных продуктов, стоимость которых в 20-25 раз выше стоимости самого угля. Так, например, при коксовании (нагрев без доступа воздуха) получают коксовый газ, содержащий метан, водород, аммиак, этилен, пары бензина и толуола. Кроме того, среди основных продуктов можно назвать каменноугольную смолу, надсмольную воду и кокс, представляющий собой практически чистый углерод. А далее синтезируются побочные продукты: взрывчатые вещества, пластмассы, красители и лекарственные вещества.
«Таким образом, внедрение   инновационных технологий в области переработки позволит извлекать наибольшее количество полезных компонентов из угольной массы, обеспечивая максимальную добавочную стоимость.

Еще в СССР строились предприятия по производству синтетического топлива из угля. Однако оборудование стоило очень дорого, а сложная технология приводила к тому, что в процессе многих стадий лишь 35-40% энергии, заключенной в угле, переходило в конечные жидкие продукты. Это и определило прекращение в 40-х годах   производства синтетических топлив, реконструкцию предприятий в нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы.

Между тем, когда речь идет об уменьшении запасов нефти, во всем мире ведутся поиски альтернативных методов получения продуктов, синтезируемых из этого углеводорода.

Я считаю, что проекты по производству жидкого топлива из угля становятся все более перспективными. Они могут быть технологически усовершенствованы с целью повышения качества и снижения энергозатрат.   Запустив проект по переработке угля в фенолы, крезолы, ксинолены, спрос на которые очень велик (сырье для производства хай-тек пластика), можно получить хорошую прибыль», - считает А. Божко.
Студентка привела в качестве примера крупнейший в мире завод по переработке угля в жидкое топливо, построенный в Китае. Общий объем капиталовложений в реализацию проекта составил около 55 млрд юаней. Ежегодно завод способен превращать 20 млн тонн угля в 4 млн тонн нефтяных продуктов, включая дизельное топливо, сжиженный газ, серу, различные спирты, сульфат аммония.
Что касается технологий, то, по мнению докладчицы, для превращения органической массы угля в нефтеподобное вещество нужно решить три химические задачи: удалить кислород, азот и серу; добавить водород до соотношения водорода и углерода в нефти; разукрупнить макромолекулы органической массы угля до молекулярного веса компонентов нефти.

«Иркутско-Черемховский бассейн тянется вдоль Верхнего Саяна от Нижнеудинска до Байкала. Запасы угля составляют около 7,5 млрд тонн. Месторождение удалено от крупных потребителей, местный уголь используется в основном на иркутских предприятиях. Поэтому проект по применению угля в качестве минерального ресурса для получения жидкого топлива может сыграть значимую роль в социально-экономическом развитии нашего региона. Общая сумма затрат на реализацию проекта составит примерно 5 млрд рублей.

В настоящее время мы можем решить многие задачи и обойти трудности в переработке угля, которые существовали 60-80 лет назад, используя новую технологию производства, передовое оборудование и высококвалифицированных специалистов», - подчеркнула А. Божко.
Научная статья по данному направлению студентки А. Божко и профессора В. Конюхова будет опубликована в журнале «Молодежный вестник ИРНИТУ».
Студентам ИРНИТУ рассказали о донорстве костного мозга Студентам ИРНИТУ рассказали о донорстве костного мозга

21 Апрель 2025

Иркутское региональное отделение Союза машиностроителей России приняло участие в донорском марафоне, приуроченном к Национальному дню донора. Акция прошла в ИРНИТУ в рамках «Ярмарки здоровья».
Иркутское региональное отделение совместно с Иркутской областной станцией переливания крови организовали работу по увеличению роста первичных доноров, вовлечение молодого поколения в донорское движение, призвали студентов и преподавателей вуза активно вступать в регистр доноров костного мозга.

Надежный контроль за охраной труда Надежный контроль за охраной труда

21 Апрель 2025

Ежегодно профсоюзная организация Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) при поддержке Иркутского РО СМР  проводит смотр-конкурс среди уполномоченных по охране труда. По итогам 2024 года лучшим в подгруппе «Отделы» стал инженер-технолог – руководитель группы отдела заготовительно-штамповочных работ Кирилл Коровин, который неоднократно участвовал, занимал призовые места, но победителем стал впервые.

Сотрудники ИАЗ приняли участие в региональном этапе III Всероссийской ярмарки трудоустройства «Работа России. Время возможностей» Сотрудники ИАЗ приняли участие в региональном этапе III Всероссийской ярмарки трудоустройства «Работа России. Время возможностей»

18 Апрель 2025

Сегодня в рамках подписанного соглашения с Министерством труда и занятости Иркутской области сотрудники Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского РО СМР) приняли участие в третьей Всероссийской ярмарке трудоустройства, которая состоялась во Дворце спорта «Труд». Мероприятие в регионе проходило на 15 площадках региона.

На предприятиях Приангарья завершилась третья  «Неделя без турникетов» На предприятиях Приангарья завершилась третья «Неделя без турникетов»

18 Апрель 2025

Очередная неделя всероссийской акции «Неделя без турникетов» в Приангарье подошла к завершению. В течение рабочей пятидневки предприятия и организации успели провести более 30 очных профориентационных мероприятий, которые посетили более 1000 человек.

Это наша гордость! Это наша гордость!

17 Апрель 2025

16 апреля в Совете ветеранов Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского РО СМР) прошло торжественное открытие фотовыставки «Наши ветераны – участники Великой Отечественной войны – наша гордость». Летчики и артиллеристы, пехотинцы и танкисты, связисты и партизаны, рядовые и офицеры – каждый из заводчан-фронтовиков внес свой вклад в дело Великой Победы…

Интенсив по первой помощи Интенсив по первой помощи

16 Апрель 2025

На ИАЗ в рамках всероссийской акции «Код донора. Защитники Отечества» 16 апреля состоялась встреча, посвященная донорскому движению и оказанию первой помощи. Организатор мероприятия – Иркутское региональное отделение Союза машиностроителей России совместно с областной станцией переливания крови и региональным отделением Российского Красного Креста.

В обойме – индексный патрон В обойме – индексный патрон

16 Апрель 2025

Станочный парк цеха механосборочного производства Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского РО СМР) пополнился новым высокопроизводительным оборудованием. Прибывшие на Иркутский авиазавод два токарных станка установлены, сейчас ведется подключение и пусконаладка машин, впереди – тестовая обработка деталей и запуск в производство.

«Неделя без турникетов» – профориентационный флагман для школьников «Неделя без турникетов» – профориентационный флагман для школьников

16 Апрель 2025

16 апреля в рамках всероссийской акции «Неделя без турникетов» Иркутское реготделение СоюзМаш России совместно с амбассадорами Иркутского техникума авиастроения и материалообработки (входит в состав Иркутского РО СМР) посетили с профориентационной экскурсией МБОУ СОШ № 12 г. Иркутска.

В техникумах Приангарья прошел Единый день открытых дверей В техникумах Приангарья прошел Единый день открытых дверей

14 Апрель 2025

12 апреля во всех СПО в рамках ФП «Профессионалитет», а также всероссийской акции «Неделя без турникетов» прошло профориентационное мероприятие Единый день открытых дверей.
В мероприятии приняли участие техникумы, входящие в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России – Иркутский техникум авиастроения и материалаобработки (ИТАМ) и Иркутский авиационный техникум (ИАТ). Участниками Единого дня открытых дверей стали более 200 школьников из 35 общеобразовательных организаций и 50 родителей (законных представителей).

Вместе мы способны на многое Вместе мы способны на многое

14 Апрель 2025

На Иркутском авиационном заводе (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) с 8 по 11 апреля состоялся экстренный сбор гуманитарной помощи для жителей Иркутской области, пострадавших от ураганного ветра. Благодаря вашей неоценимой поддержке и отзывчивости мы вместе смогли собрать необходимые вещи для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию.