Студентка ИРНИТУ Анастасия Божко считает перспективным создание производств по получению жидкого топлива из угля
20 Май 2018
Курируют исследовательскую работу А. Божко профессора кафедры управления промышленными предприятиями Института экономики, управления и права ИРНИТУ Геннадий Щадов и руководитель студенческого научно-исследовательского общества «Инноватика: инвестиционный инжиниринг» Владимир Конюхов.
По информации будущего химика-технолога А. Божко, в настоящее время примерно половина всей энергии, производимой в мире, вырабатывается из нефти, в том числе, практически вся энергия для автономных подвижных потребителей.
«Цены на нефть быстро растут, ее запасы приращиваются все медленнее, а добыча становится все дороже. По подсчетам экспертов Всемирного энергетического совета разведанных запасов нефти человечеству может хватить на 56 лет, газа – на 60 лет, а угля – минимум на 270 лет.
Сегодня российская угольная отрасль – это 354 млн тонн добычи угля ежегодно, 165 тысяч рабочих мест и 500 тысяч – в смежных отраслях, около 54 млрд рублей налогов и отчислений.
По объемам добычи угля Россия занимает пятое место в мире после Китая, США, Индии и Австралии. Для производства энергии и тепла используется ¾ добываемого угля, ¼ - в металлургии и химической промышленности. Экспортируется сырье в основном в Японию и Республику Корея», - сообщила студентка.
Анастасия Божко выяснила, что из угля получают более 400 различных продуктов, стоимость которых в 20-25 раз выше стоимости самого угля. Так, например, при коксовании (нагрев без доступа воздуха) получают коксовый газ, содержащий метан, водород, аммиак, этилен, пары бензина и толуола. Кроме того, среди основных продуктов можно назвать каменноугольную смолу, надсмольную воду и кокс, представляющий собой практически чистый углерод. А далее синтезируются побочные продукты: взрывчатые вещества, пластмассы, красители и лекарственные вещества.
«Таким образом, внедрение инновационных технологий в области переработки позволит извлекать наибольшее количество полезных компонентов из угольной массы, обеспечивая максимальную добавочную стоимость.
Еще в СССР строились предприятия по производству синтетического топлива из угля. Однако оборудование стоило очень дорого, а сложная технология приводила к тому, что в процессе многих стадий лишь 35-40% энергии, заключенной в угле, переходило в конечные жидкие продукты. Это и определило прекращение в 40-х годах производства синтетических топлив, реконструкцию предприятий в нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы.
Между тем, когда речь идет об уменьшении запасов нефти, во всем мире ведутся поиски альтернативных методов получения продуктов, синтезируемых из этого углеводорода.
Я считаю, что проекты по производству жидкого топлива из угля становятся все более перспективными. Они могут быть технологически усовершенствованы с целью повышения качества и снижения энергозатрат. Запустив проект по переработке угля в фенолы, крезолы, ксинолены, спрос на которые очень велик (сырье для производства хай-тек пластика), можно получить хорошую прибыль», - считает А. Божко.
Студентка привела в качестве примера крупнейший в мире завод по переработке угля в жидкое топливо, построенный в Китае. Общий объем капиталовложений в реализацию проекта составил около 55 млрд юаней. Ежегодно завод способен превращать 20 млн тонн угля в 4 млн тонн нефтяных продуктов, включая дизельное топливо, сжиженный газ, серу, различные спирты, сульфат аммония.
Что касается технологий, то, по мнению докладчицы, для превращения органической массы угля в нефтеподобное вещество нужно решить три химические задачи: удалить кислород, азот и серу; добавить водород до соотношения водорода и углерода в нефти; разукрупнить макромолекулы органической массы угля до молекулярного веса компонентов нефти.
«Иркутско-Черемховский бассейн тянется вдоль Верхнего Саяна от Нижнеудинска до Байкала. Запасы угля составляют около 7,5 млрд тонн. Месторождение удалено от крупных потребителей, местный уголь используется в основном на иркутских предприятиях. Поэтому проект по применению угля в качестве минерального ресурса для получения жидкого топлива может сыграть значимую роль в социально-экономическом развитии нашего региона. Общая сумма затрат на реализацию проекта составит примерно 5 млрд рублей.
В настоящее время мы можем решить многие задачи и обойти трудности в переработке угля, которые существовали 60-80 лет назад, используя новую технологию производства, передовое оборудование и высококвалифицированных специалистов», - подчеркнула А. Божко.
Научная статья по данному направлению студентки А. Божко и профессора В. Конюхова будет опубликована в журнале «Молодежный вестник ИРНИТУ».
16 Октябрь 2024
В стенах СОЦ «Иркут-Зенит» прошло первенство Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) по шашкам. На протяжении двух дней 30 спортсменов-авиастроителей сражались за право называться сильнейшими. Итоги турнира сенсационными назвать нельзя, но без интриги все же не обошлось.
16 Октябрь 2024
15 октября в рамках всероссийской акции «Неделя без турникетов» генеральный директор ИАЗ, председатель Иркутского РО СМР Александр Вепрев провел для подопечных Иркутской областной общественной организации инвалидов «ЛОТОС» экскурсию по Музею истории Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского РО СМР).
15 Октябрь 2024
Недавно в Иркутске состоялась премьера фильма «Я придумал вертолет», посвященного одному из основателей отечественного вертолетостроения, нашему земляку Николаю Камову.
Отрадно и то, что фильм снят иркутской командой кинематографистов – Кинокомпанией Юрия Яшникова, и то, что именно иркутяне придумали новый жанр «кино-интервью» – живой, динамичный формат, в котором снят данный фильм, наверняка найдет отклик и у молодежи, и у зрителей старшего возраста.
15 Октябрь 2024
На финишную прямую выходит освоение продольно-фрезерного станка, который был передан в агрегатно -сборочном цехе Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) от коллег по кооперации. Он предназначен для обработки отверстий в узлах навески киля на подкилевом отсеке и узлах киля самолета МС-21. Сегодня ведется отработка операций на пробных (технологических) образцах. Вскоре станок испытают уже на боевых агрегатах очередного комплекта гражданского авиалайнера.
15 Октябрь 2024
Рейтинговое агентство Times Higher Education опубликовало новый рейтинг лучших университетов мира. ИРНИТУ (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) сохранил свои позиции на уровне 2023 года и занимает 1501 место.
14 Октябрь 2024
В рамках всероссийской акции «Неделя без турникетов» школьники и студенты Приангарья побывали на Иркутском релейном заводе (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России).
14 Октябрь 2024
На прошлой неделе завершилось одно из традиционных соревнований Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского РО СМР) – кубок ИАЗ «Золотая осень» по футболу.
14 Октябрь 2024
В рамках акции «Экорайон», которая прошла 10 октября на Иркутском авиационном заводе (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России), сотрудники предприятия (члены Иркутского РО СМР) сдали 1190 кг макулатуры.
11 Октябрь 2024
Вторая семидневка всероссийской акции «НЕДЕЛЯ БЕЗ ТУРНИКЕТОВ» на предприятиях входящих в состав Иркутского реготделения СМР прошла активно, интересно и разнообразно.
За период с 7 по 11 октября предприятия Приангарья посетили более 1300 школьников и студентов региона.
10 Октябрь 2024
В рамках всероссийской акции "Неделя без турникетов", а также мероприятий, посвященных «Дню среднего профессионального образования» студенты первого курса техникума авиастроения и материалообработки| ИТАМ (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) профессии "Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) посетили с экскурсией ООО «СтройПроектСервис».