Студентка ИРНИТУ Анастасия Божко считает перспективным создание производств по получению жидкого топлива из угля

20 Май 2018

Перспективы использования угля для получения синтетического жидкого топлива изучает студентка Института высоких технологий ИРНИТУ Анастасия Божко. Она успешно выступила с докладом по данной теме на научно-практической конференции «Повышение эффективности производства и использования энергии в условиях Сибири». Студентка предлагает применить передовые технологии и реализовать проект по возобновлению работы завода в Иркутской области, на котором в 40-е годы из черемховских углей вырабатывалось моторное топливо.

Курируют исследовательскую работу А. Божко профессора кафедры управления промышленными предприятиями Института экономики, управления и права ИРНИТУ Геннадий Щадов и руководитель студенческого научно-исследовательского общества «Инноватика: инвестиционный инжиниринг» Владимир Конюхов.

По информации будущего химика-технолога А. Божко, в настоящее время примерно половина всей энергии, производимой в мире, вырабатывается из нефти, в том числе, практически вся энергия для автономных подвижных потребителей.
«Цены на нефть быстро растут, ее запасы приращиваются все медленнее, а добыча становится все дороже. По подсчетам экспертов Всемирного энергетического совета разведанных запасов нефти человечеству может хватить на 56 лет, газа – на 60 лет, а угля – минимум на 270 лет.
Сегодня российская угольная отрасль – это 354 млн тонн добычи угля ежегодно, 165 тысяч рабочих мест и 500 тысяч – в смежных отраслях, около 54 млрд рублей налогов и отчислений.

По объемам добычи угля Россия занимает пятое место в мире после Китая, США, Индии и Австралии. Для производства энергии и тепла используется ¾ добываемого угля, ¼ - в металлургии и химической промышленности. Экспортируется сырье в основном в Японию и Республику Корея», - сообщила студентка.
Анастасия Божко выяснила, что из угля получают более 400 различных продуктов, стоимость которых в 20-25 раз выше стоимости самого угля. Так, например, при коксовании (нагрев без доступа воздуха) получают коксовый газ, содержащий метан, водород, аммиак, этилен, пары бензина и толуола. Кроме того, среди основных продуктов можно назвать каменноугольную смолу, надсмольную воду и кокс, представляющий собой практически чистый углерод. А далее синтезируются побочные продукты: взрывчатые вещества, пластмассы, красители и лекарственные вещества.
«Таким образом, внедрение   инновационных технологий в области переработки позволит извлекать наибольшее количество полезных компонентов из угольной массы, обеспечивая максимальную добавочную стоимость.

Еще в СССР строились предприятия по производству синтетического топлива из угля. Однако оборудование стоило очень дорого, а сложная технология приводила к тому, что в процессе многих стадий лишь 35-40% энергии, заключенной в угле, переходило в конечные жидкие продукты. Это и определило прекращение в 40-х годах   производства синтетических топлив, реконструкцию предприятий в нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы.

Между тем, когда речь идет об уменьшении запасов нефти, во всем мире ведутся поиски альтернативных методов получения продуктов, синтезируемых из этого углеводорода.

Я считаю, что проекты по производству жидкого топлива из угля становятся все более перспективными. Они могут быть технологически усовершенствованы с целью повышения качества и снижения энергозатрат.   Запустив проект по переработке угля в фенолы, крезолы, ксинолены, спрос на которые очень велик (сырье для производства хай-тек пластика), можно получить хорошую прибыль», - считает А. Божко.
Студентка привела в качестве примера крупнейший в мире завод по переработке угля в жидкое топливо, построенный в Китае. Общий объем капиталовложений в реализацию проекта составил около 55 млрд юаней. Ежегодно завод способен превращать 20 млн тонн угля в 4 млн тонн нефтяных продуктов, включая дизельное топливо, сжиженный газ, серу, различные спирты, сульфат аммония.
Что касается технологий, то, по мнению докладчицы, для превращения органической массы угля в нефтеподобное вещество нужно решить три химические задачи: удалить кислород, азот и серу; добавить водород до соотношения водорода и углерода в нефти; разукрупнить макромолекулы органической массы угля до молекулярного веса компонентов нефти.

«Иркутско-Черемховский бассейн тянется вдоль Верхнего Саяна от Нижнеудинска до Байкала. Запасы угля составляют около 7,5 млрд тонн. Месторождение удалено от крупных потребителей, местный уголь используется в основном на иркутских предприятиях. Поэтому проект по применению угля в качестве минерального ресурса для получения жидкого топлива может сыграть значимую роль в социально-экономическом развитии нашего региона. Общая сумма затрат на реализацию проекта составит примерно 5 млрд рублей.

В настоящее время мы можем решить многие задачи и обойти трудности в переработке угля, которые существовали 60-80 лет назад, используя новую технологию производства, передовое оборудование и высококвалифицированных специалистов», - подчеркнула А. Божко.
Научная статья по данному направлению студентки А. Божко и профессора В. Конюхова будет опубликована в журнале «Молодежный вестник ИРНИТУ».
«Неделя без турникетов» в ИРНИТУ: управление роботами и конструкция авиадвигателей «Неделя без турникетов» в ИРНИТУ: управление роботами и конструкция авиадвигателей

22 Октябрь 2024

Иркутский политех (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) поддержал Всероссийскую акцию «Неделя без турникетов». Для школьников 16-18 октября организовали мастер-классы по управлению роботами, устройству авиадвигателей, цифровым технологиям при конструировании самолетов.

Ежегодная благотворительная акция «Доброе дело» прошла на ИАЗ Ежегодная благотворительная акция «Доброе дело» прошла на ИАЗ

21 Октябрь 2024

Сотрудники Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) изготовили игрушки для собачьих приютов, а также собрали для них корма, крупы, консервы, много тёплых вещей, матрасы, ветошь, необходимое лекарство и многое-многое другое.

Праздник профессий Праздник профессий

21 Октябрь 2024

19 октября в рамках всероссийской акции «Неделя без турникетов» в профильных ссузах региона (Иркутский техникум авиастроения и материалообработки и Иркутский авиационный техникум – входят в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) прошло традиционное профориентационное мероприятие «Единый день открытых дверей» (ЕДОД). В акциях, организованных в рамках ЕДОД, приняли участие более 1000 школьников и  около 180 родителей.

Первый вице-премьер России Денис Мантуров посетил Иркутский авиазавод Первый вице-премьер России Денис Мантуров посетил Иркутский авиазавод

21 Октябрь 2024

Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Денис Мантуров посетил Иркутский авиационный завод (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России). Вместе с Губернатором Иркутской области, членом Иркутского РО СМР Игорем Кобзевым, депутатом Государственной Думы Российской Федерации Марией Васильковой генеральным директором ИАЗ, председателем Иркутского РО СМР Александром Вепревым вице-премьер осмотрел производственные цеха предприятия, где сейчас реализуется 20 инвестиционных проектов с общим бюджетом свыше 80 млрд рублей.

Профориентационная акция  в Приангарье продолжается Профориентационная акция в Приангарье продолжается

18 Октябрь 2024

За третью неделю всероссийской акции «Неделя без турникетов» предприятия Приангарья, входящие в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России, посетили более 1200 человек.
За эту неделю двери предприятий были открыты для студентов и школьников, родителей и педагогов. Иркутский авиазавод посетили также подопечные из Иркутской областной общественной организации инвалидов «ЛОТОС».

Всероссийский образовательный марафон демонстрационного экзамена прошел в Иркутске Всероссийский образовательный марафон демонстрационного экзамена прошел в Иркутске

18 Октябрь 2024

16-17 октября 2024 года Институт развития профессионального образования провел Всероссийский образовательный марафон демонстрационного экзамена.
От Иркутского техникума авиастроения и материалаобработки/ ИТАМ (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) в марафоне выступила с докладом заместитель директора по учебно-производственной работе, член Иркутского регионального отделения СоюзМаш России Валентина Сулима.  

ВКС с региональными отделениями ВКС с региональными отделениями

17 Октябрь 2024

17 октября в форме ВКС прошло совещание с Центральным аппаратом Союза машиностроителей России. От Иркутского реготделения СоюзМаш России в совещании приняла участие руководитель аппарата ИРО Елена Абрамович.

Опыт для успешного обучения Опыт для успешного обучения

17 Октябрь 2024

В рамках всероссийской акции "Неделя без турникета" мастер производственного обучения Иркутского техникума авиастроения и материалаобоаботки (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) Сергей Лукьянов принял участие в стратегическая сессия «Роль сотрудничества российских предприятий и производителей сварочного оборудования с образовательными организациями в формировании профессиональных стандартов и повышения квалификации специалистов»

Опыт для успешной работы Опыт для успешной работы

17 Октябрь 2024

В штаб-квартире ОАК в Подмосковном Жуковском в начале октября проходила Конференция профессионального сообщества ПАО «ОАК» и дочерних обществ.
В ней участвовали работники, которые вносят большой вклад в развитие сообщества, выступают в качестве экспертов в конкурсе «Будущее авиации» и на чемпионатах профмастерства, состоят в рабочих группах по разработке профессиональных стандартов и квалификаций, оценочных средств в области авиастроения. Среди них были и специалисты Иркутского авиазавода, (члены Иркутского регионального отделения СоюзМаш России.

Сокращаем время такта Сокращаем время такта

16 Октябрь 2024

Агрегатно-сборочное производство по гражданской авиационной технике Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) продолжает наращивать мощности и основательно готовится к обеспечению серийной сборки самолетов МС-21.