Студентка ИРНИТУ Анастасия Божко считает перспективным создание производств по получению жидкого топлива из угля
20 Май 2018
Курируют исследовательскую работу А. Божко профессора кафедры управления промышленными предприятиями Института экономики, управления и права ИРНИТУ Геннадий Щадов и руководитель студенческого научно-исследовательского общества «Инноватика: инвестиционный инжиниринг» Владимир Конюхов.
По информации будущего химика-технолога А. Божко, в настоящее время примерно половина всей энергии, производимой в мире, вырабатывается из нефти, в том числе, практически вся энергия для автономных подвижных потребителей.
«Цены на нефть быстро растут, ее запасы приращиваются все медленнее, а добыча становится все дороже. По подсчетам экспертов Всемирного энергетического совета разведанных запасов нефти человечеству может хватить на 56 лет, газа – на 60 лет, а угля – минимум на 270 лет.
Сегодня российская угольная отрасль – это 354 млн тонн добычи угля ежегодно, 165 тысяч рабочих мест и 500 тысяч – в смежных отраслях, около 54 млрд рублей налогов и отчислений.
По объемам добычи угля Россия занимает пятое место в мире после Китая, США, Индии и Австралии. Для производства энергии и тепла используется ¾ добываемого угля, ¼ - в металлургии и химической промышленности. Экспортируется сырье в основном в Японию и Республику Корея», - сообщила студентка.
Анастасия Божко выяснила, что из угля получают более 400 различных продуктов, стоимость которых в 20-25 раз выше стоимости самого угля. Так, например, при коксовании (нагрев без доступа воздуха) получают коксовый газ, содержащий метан, водород, аммиак, этилен, пары бензина и толуола. Кроме того, среди основных продуктов можно назвать каменноугольную смолу, надсмольную воду и кокс, представляющий собой практически чистый углерод. А далее синтезируются побочные продукты: взрывчатые вещества, пластмассы, красители и лекарственные вещества.
«Таким образом, внедрение инновационных технологий в области переработки позволит извлекать наибольшее количество полезных компонентов из угольной массы, обеспечивая максимальную добавочную стоимость.
Еще в СССР строились предприятия по производству синтетического топлива из угля. Однако оборудование стоило очень дорого, а сложная технология приводила к тому, что в процессе многих стадий лишь 35-40% энергии, заключенной в угле, переходило в конечные жидкие продукты. Это и определило прекращение в 40-х годах производства синтетических топлив, реконструкцию предприятий в нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы.
Между тем, когда речь идет об уменьшении запасов нефти, во всем мире ведутся поиски альтернативных методов получения продуктов, синтезируемых из этого углеводорода.
Я считаю, что проекты по производству жидкого топлива из угля становятся все более перспективными. Они могут быть технологически усовершенствованы с целью повышения качества и снижения энергозатрат. Запустив проект по переработке угля в фенолы, крезолы, ксинолены, спрос на которые очень велик (сырье для производства хай-тек пластика), можно получить хорошую прибыль», - считает А. Божко.
Студентка привела в качестве примера крупнейший в мире завод по переработке угля в жидкое топливо, построенный в Китае. Общий объем капиталовложений в реализацию проекта составил около 55 млрд юаней. Ежегодно завод способен превращать 20 млн тонн угля в 4 млн тонн нефтяных продуктов, включая дизельное топливо, сжиженный газ, серу, различные спирты, сульфат аммония.
Что касается технологий, то, по мнению докладчицы, для превращения органической массы угля в нефтеподобное вещество нужно решить три химические задачи: удалить кислород, азот и серу; добавить водород до соотношения водорода и углерода в нефти; разукрупнить макромолекулы органической массы угля до молекулярного веса компонентов нефти.
«Иркутско-Черемховский бассейн тянется вдоль Верхнего Саяна от Нижнеудинска до Байкала. Запасы угля составляют около 7,5 млрд тонн. Месторождение удалено от крупных потребителей, местный уголь используется в основном на иркутских предприятиях. Поэтому проект по применению угля в качестве минерального ресурса для получения жидкого топлива может сыграть значимую роль в социально-экономическом развитии нашего региона. Общая сумма затрат на реализацию проекта составит примерно 5 млрд рублей.
В настоящее время мы можем решить многие задачи и обойти трудности в переработке угля, которые существовали 60-80 лет назад, используя новую технологию производства, передовое оборудование и высококвалифицированных специалистов», - подчеркнула А. Божко.
Научная статья по данному направлению студентки А. Божко и профессора В. Конюхова будет опубликована в журнале «Молодежный вестник ИРНИТУ».
22 Октябрь 2024
Иркутский политех (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) поддержал Всероссийскую акцию «Неделя без турникетов». Для школьников 16-18 октября организовали мастер-классы по управлению роботами, устройству авиадвигателей, цифровым технологиям при конструировании самолетов.
21 Октябрь 2024
Сотрудники Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) изготовили игрушки для собачьих приютов, а также собрали для них корма, крупы, консервы, много тёплых вещей, матрасы, ветошь, необходимое лекарство и многое-многое другое.
21 Октябрь 2024
19 октября в рамках всероссийской акции «Неделя без турникетов» в профильных ссузах региона (Иркутский техникум авиастроения и материалообработки и Иркутский авиационный техникум – входят в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) прошло традиционное профориентационное мероприятие «Единый день открытых дверей» (ЕДОД). В акциях, организованных в рамках ЕДОД, приняли участие более 1000 школьников и около 180 родителей.
21 Октябрь 2024
Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Денис Мантуров посетил Иркутский авиационный завод (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России). Вместе с Губернатором Иркутской области, членом Иркутского РО СМР Игорем Кобзевым, депутатом Государственной Думы Российской Федерации Марией Васильковой генеральным директором ИАЗ, председателем Иркутского РО СМР Александром Вепревым вице-премьер осмотрел производственные цеха предприятия, где сейчас реализуется 20 инвестиционных проектов с общим бюджетом свыше 80 млрд рублей.
18 Октябрь 2024
За третью неделю всероссийской акции «Неделя без турникетов» предприятия Приангарья, входящие в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России, посетили более 1200 человек.
За эту неделю двери предприятий были открыты для студентов и школьников, родителей и педагогов. Иркутский авиазавод посетили также подопечные из Иркутской областной общественной организации инвалидов «ЛОТОС».
18 Октябрь 2024
16-17 октября 2024 года Институт развития профессионального образования провел Всероссийский образовательный марафон демонстрационного экзамена.
От Иркутского техникума авиастроения и материалаобработки/ ИТАМ (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) в марафоне выступила с докладом заместитель директора по учебно-производственной работе, член Иркутского регионального отделения СоюзМаш России Валентина Сулима.
17 Октябрь 2024
17 октября в форме ВКС прошло совещание с Центральным аппаратом Союза машиностроителей России. От Иркутского реготделения СоюзМаш России в совещании приняла участие руководитель аппарата ИРО Елена Абрамович.
17 Октябрь 2024
В рамках всероссийской акции "Неделя без турникета" мастер производственного обучения Иркутского техникума авиастроения и материалаобоаботки (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) Сергей Лукьянов принял участие в стратегическая сессия «Роль сотрудничества российских предприятий и производителей сварочного оборудования с образовательными организациями в формировании профессиональных стандартов и повышения квалификации специалистов»
17 Октябрь 2024
В штаб-квартире ОАК в Подмосковном Жуковском в начале октября проходила Конференция профессионального сообщества ПАО «ОАК» и дочерних обществ.
В ней участвовали работники, которые вносят большой вклад в развитие сообщества, выступают в качестве экспертов в конкурсе «Будущее авиации» и на чемпионатах профмастерства, состоят в рабочих группах по разработке профессиональных стандартов и квалификаций, оценочных средств в области авиастроения. Среди них были и специалисты Иркутского авиазавода, (члены Иркутского регионального отделения СоюзМаш России.
16 Октябрь 2024
Агрегатно-сборочное производство по гражданской авиационной технике Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) продолжает наращивать мощности и основательно готовится к обеспечению серийной сборки самолетов МС-21.