Студентка ИРНИТУ Анастасия Божко считает перспективным создание производств по получению жидкого топлива из угля
20 Май 2018
Курируют исследовательскую работу А. Божко профессора кафедры управления промышленными предприятиями Института экономики, управления и права ИРНИТУ Геннадий Щадов и руководитель студенческого научно-исследовательского общества «Инноватика: инвестиционный инжиниринг» Владимир Конюхов.
По информации будущего химика-технолога А. Божко, в настоящее время примерно половина всей энергии, производимой в мире, вырабатывается из нефти, в том числе, практически вся энергия для автономных подвижных потребителей.
«Цены на нефть быстро растут, ее запасы приращиваются все медленнее, а добыча становится все дороже. По подсчетам экспертов Всемирного энергетического совета разведанных запасов нефти человечеству может хватить на 56 лет, газа – на 60 лет, а угля – минимум на 270 лет.
Сегодня российская угольная отрасль – это 354 млн тонн добычи угля ежегодно, 165 тысяч рабочих мест и 500 тысяч – в смежных отраслях, около 54 млрд рублей налогов и отчислений.
По объемам добычи угля Россия занимает пятое место в мире после Китая, США, Индии и Австралии. Для производства энергии и тепла используется ¾ добываемого угля, ¼ - в металлургии и химической промышленности. Экспортируется сырье в основном в Японию и Республику Корея», - сообщила студентка.
Анастасия Божко выяснила, что из угля получают более 400 различных продуктов, стоимость которых в 20-25 раз выше стоимости самого угля. Так, например, при коксовании (нагрев без доступа воздуха) получают коксовый газ, содержащий метан, водород, аммиак, этилен, пары бензина и толуола. Кроме того, среди основных продуктов можно назвать каменноугольную смолу, надсмольную воду и кокс, представляющий собой практически чистый углерод. А далее синтезируются побочные продукты: взрывчатые вещества, пластмассы, красители и лекарственные вещества.
«Таким образом, внедрение инновационных технологий в области переработки позволит извлекать наибольшее количество полезных компонентов из угольной массы, обеспечивая максимальную добавочную стоимость.
Еще в СССР строились предприятия по производству синтетического топлива из угля. Однако оборудование стоило очень дорого, а сложная технология приводила к тому, что в процессе многих стадий лишь 35-40% энергии, заключенной в угле, переходило в конечные жидкие продукты. Это и определило прекращение в 40-х годах производства синтетических топлив, реконструкцию предприятий в нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы.
Между тем, когда речь идет об уменьшении запасов нефти, во всем мире ведутся поиски альтернативных методов получения продуктов, синтезируемых из этого углеводорода.
Я считаю, что проекты по производству жидкого топлива из угля становятся все более перспективными. Они могут быть технологически усовершенствованы с целью повышения качества и снижения энергозатрат. Запустив проект по переработке угля в фенолы, крезолы, ксинолены, спрос на которые очень велик (сырье для производства хай-тек пластика), можно получить хорошую прибыль», - считает А. Божко.
Студентка привела в качестве примера крупнейший в мире завод по переработке угля в жидкое топливо, построенный в Китае. Общий объем капиталовложений в реализацию проекта составил около 55 млрд юаней. Ежегодно завод способен превращать 20 млн тонн угля в 4 млн тонн нефтяных продуктов, включая дизельное топливо, сжиженный газ, серу, различные спирты, сульфат аммония.
Что касается технологий, то, по мнению докладчицы, для превращения органической массы угля в нефтеподобное вещество нужно решить три химические задачи: удалить кислород, азот и серу; добавить водород до соотношения водорода и углерода в нефти; разукрупнить макромолекулы органической массы угля до молекулярного веса компонентов нефти.
«Иркутско-Черемховский бассейн тянется вдоль Верхнего Саяна от Нижнеудинска до Байкала. Запасы угля составляют около 7,5 млрд тонн. Месторождение удалено от крупных потребителей, местный уголь используется в основном на иркутских предприятиях. Поэтому проект по применению угля в качестве минерального ресурса для получения жидкого топлива может сыграть значимую роль в социально-экономическом развитии нашего региона. Общая сумма затрат на реализацию проекта составит примерно 5 млрд рублей.
В настоящее время мы можем решить многие задачи и обойти трудности в переработке угля, которые существовали 60-80 лет назад, используя новую технологию производства, передовое оборудование и высококвалифицированных специалистов», - подчеркнула А. Божко.
Научная статья по данному направлению студентки А. Божко и профессора В. Конюхова будет опубликована в журнале «Молодежный вестник ИРНИТУ».

16 Май 2025
Как оформить налоговый вычет узнали сотрудники Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) на семинаре по налогам, организованном Иркутским региональным отделением Союза машиностроителей России.

16 Май 2025
С 12 по 15 мая в Ульяновске прошел один из блоков Чемпионата профессионального мастерства «Мастер-Крэт-2025». Площадку для проведения чемпионата предоставил Центр опережающей профессиональной подготовки г. Ульяновска. При поддержке Иркутского реготделения СоюзМаш России ведущий инженер по совершенствованию процессов производства ИАЗ, член Иркутского реготделения СоюзМаш России Дмитрий Агафонов выступил в роли главного эксперта и разработчика задания в компетенции «Развитие производственной системы».

15 Май 2025
В конференц-зале профкома Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского реготделения СМР) состоялось награждение лучших уполномоченных по охране труда среди сотрудников цехов и отделов авиазавода, по итогам 2024 года.
13 Май 2025
Сегодня, 13 мая у центральных проходных ИАЗ прошла очередная донорская акция, организованная Иркутским РО СМР и ИОСПК. В ней приняли участие 66 сотрудников предприятия , которые сдали более 29 литров крови для пациентов Прибайкалья, из них трое сдали кровь впервые. Кроме этого трое сотрудников завода вступили в Федеральный регистр доноров костного мозга.

13 Май 2025
Председатель Иркутского реготделения СоюзМаш России Александр Вепрев вручил Благодарственные письма от губернатора Иркутской области, члена Иркутского РО СМР сотрудникам Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского РО СМР) - за организацию и проведение V Центральноазиатской конференции международного дискуссионного клуба «Валдай».

13 Май 2025
В Иркутский политех (входит в состав Иркутского РО СМР) прибыли преподаватели из государственных университетов: Комсомольский-на-Амуре, Ульяновска, Казани, Новосибирска, Москвы.
В рамках обучающего модуля они ознакомятся с программой развития университета, а также с проектами научно-исследовательской деятельности вуза.
12 Май 2025
9 мая на площади перед Иркутским авиазаводом (входит в состав Иркутского РО СМР) отметили 80-ю годовщину Великой Победы – масштабно, душевно. От мала до велика жители поселка авиастроителей собрались вместе, чтобы почтить память героев.

12 Май 2025
рамках празднования 80-летия Великой Победы Иркутский авиационный завод (входит в состав Иркутского РО СМР) украсили ярко и с размахом! В конкурсе приняли участие 16 подразделений, представив свои «Уголки» и «Окна» на оценку комиссии.

12 Май 2025
12 мая ветераны ИАЗ вновь побывали на родном предприятии – Иркутском авиационном заводе (входит в состав Иркутского РО СМР), работе на котором каждый из экскурсантов отдал десятки лет.

9 Май 2025
Уважаемые участники Великой Отечественной войны и труженики тыла!
Примите мои самые искренние поздравления с 80-летним юбилеем Победы в Великой Отечественной войне!