Студентка ИРНИТУ Анастасия Божко считает перспективным создание производств по получению жидкого топлива из угля
20 Май 2018
Курируют исследовательскую работу А. Божко профессора кафедры управления промышленными предприятиями Института экономики, управления и права ИРНИТУ Геннадий Щадов и руководитель студенческого научно-исследовательского общества «Инноватика: инвестиционный инжиниринг» Владимир Конюхов.
По информации будущего химика-технолога А. Божко, в настоящее время примерно половина всей энергии, производимой в мире, вырабатывается из нефти, в том числе, практически вся энергия для автономных подвижных потребителей.
«Цены на нефть быстро растут, ее запасы приращиваются все медленнее, а добыча становится все дороже. По подсчетам экспертов Всемирного энергетического совета разведанных запасов нефти человечеству может хватить на 56 лет, газа – на 60 лет, а угля – минимум на 270 лет.
Сегодня российская угольная отрасль – это 354 млн тонн добычи угля ежегодно, 165 тысяч рабочих мест и 500 тысяч – в смежных отраслях, около 54 млрд рублей налогов и отчислений.
По объемам добычи угля Россия занимает пятое место в мире после Китая, США, Индии и Австралии. Для производства энергии и тепла используется ¾ добываемого угля, ¼ - в металлургии и химической промышленности. Экспортируется сырье в основном в Японию и Республику Корея», - сообщила студентка.
Анастасия Божко выяснила, что из угля получают более 400 различных продуктов, стоимость которых в 20-25 раз выше стоимости самого угля. Так, например, при коксовании (нагрев без доступа воздуха) получают коксовый газ, содержащий метан, водород, аммиак, этилен, пары бензина и толуола. Кроме того, среди основных продуктов можно назвать каменноугольную смолу, надсмольную воду и кокс, представляющий собой практически чистый углерод. А далее синтезируются побочные продукты: взрывчатые вещества, пластмассы, красители и лекарственные вещества.
«Таким образом, внедрение инновационных технологий в области переработки позволит извлекать наибольшее количество полезных компонентов из угольной массы, обеспечивая максимальную добавочную стоимость.
Еще в СССР строились предприятия по производству синтетического топлива из угля. Однако оборудование стоило очень дорого, а сложная технология приводила к тому, что в процессе многих стадий лишь 35-40% энергии, заключенной в угле, переходило в конечные жидкие продукты. Это и определило прекращение в 40-х годах производства синтетических топлив, реконструкцию предприятий в нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы.
Между тем, когда речь идет об уменьшении запасов нефти, во всем мире ведутся поиски альтернативных методов получения продуктов, синтезируемых из этого углеводорода.
Я считаю, что проекты по производству жидкого топлива из угля становятся все более перспективными. Они могут быть технологически усовершенствованы с целью повышения качества и снижения энергозатрат. Запустив проект по переработке угля в фенолы, крезолы, ксинолены, спрос на которые очень велик (сырье для производства хай-тек пластика), можно получить хорошую прибыль», - считает А. Божко.
Студентка привела в качестве примера крупнейший в мире завод по переработке угля в жидкое топливо, построенный в Китае. Общий объем капиталовложений в реализацию проекта составил около 55 млрд юаней. Ежегодно завод способен превращать 20 млн тонн угля в 4 млн тонн нефтяных продуктов, включая дизельное топливо, сжиженный газ, серу, различные спирты, сульфат аммония.
Что касается технологий, то, по мнению докладчицы, для превращения органической массы угля в нефтеподобное вещество нужно решить три химические задачи: удалить кислород, азот и серу; добавить водород до соотношения водорода и углерода в нефти; разукрупнить макромолекулы органической массы угля до молекулярного веса компонентов нефти.
«Иркутско-Черемховский бассейн тянется вдоль Верхнего Саяна от Нижнеудинска до Байкала. Запасы угля составляют около 7,5 млрд тонн. Месторождение удалено от крупных потребителей, местный уголь используется в основном на иркутских предприятиях. Поэтому проект по применению угля в качестве минерального ресурса для получения жидкого топлива может сыграть значимую роль в социально-экономическом развитии нашего региона. Общая сумма затрат на реализацию проекта составит примерно 5 млрд рублей.
В настоящее время мы можем решить многие задачи и обойти трудности в переработке угля, которые существовали 60-80 лет назад, используя новую технологию производства, передовое оборудование и высококвалифицированных специалистов», - подчеркнула А. Божко.
Научная статья по данному направлению студентки А. Божко и профессора В. Конюхова будет опубликована в журнале «Молодежный вестник ИРНИТУ».
15 Ноябрь 2024
Молодые специалисты Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) – инженеры-технологи агрегатно-сборочного производства по военно-авиационной технике, приняли участие в конкурсе профессионального мастерства «Лучший молодой инженер-технолог». Они не только показали свои навыки в разработке технологических процессов, но и продемонстрировали умение работать в команде, искать эффективные пути решения возможных нестандартных ситуаций, связанных с производством летательных аппаратов.
14 Ноябрь 2024
В ИРНИТУ (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) с 11 по 15 ноября проходит II Международная научная школа «Химия будущего». В рамках мероприятия студенты и молодые ученые решают кейсы в интересах Эн+, «ОРГХИМ», ИНК и Иркутского завода полимеров (ИЗП). Значительное место в программе «Химии будущего» отведено лекциям от экспертов из вузов России и Китая, отраслевых компаний.
13 Ноябрь 2024
Российский пассажирский самолет МС-21, который изготавливается на Иркутском авиационном заводе (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш Росиии) получит дополнительную укороченную версию МС-21-210.
13 Ноябрь 2024
В Иркутском авиационном техникуме (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) прошел Чемпионат «Твой бизнес – твое будущее» среди студентов 1-2 курсов. Это проект Центра «Мой бизнес», который реализуется с 2023 года в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» на средства грантового конкурса ФГАИС «Росмолодежь».
11 Ноябрь 2024
Заместитель председателя Иркутского реготделения СоюзМаш России Александр Марочкин вручил членам ИРО СМР, сотрудникам Иркутского авиазавода (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) значки «Готов к труду и обороне».
11 Ноябрь 2024
Иркутский авиационный техникум (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) уделяет большое внимание профориентационной работе со школьниками. На таких совместных мероприятиях школьники знакомятся со специальностями, условиями обучения, возможностями трудоустройства и карьерного роста, для того, чтобы сделать выбор будущей профессии обдуманным и взвешенным.
8 Ноябрь 2024
Председатель Иркутского реготделения СоюзМаш России А.А. Вепрев откликнулся на просьбу родителей и инициатора поездки, педагога по истории МБОУ СОШ № 49 Елены Егоровой и поддержал идею. Для ребят была выделена сувенирная продукция с символикой СоюзМаш, ИАЗ (значки, футболки, флажки), благодаря которой команда МБОУ СОШ № 49 выглядела действительно заводской. Сувениры с символикой ребята также вручили ветеранам войны и участникам СВО.
7 Ноябрь 2024
Президент России поблагодарил Иркутскую областную станцию переливания крови за проведение Всероссийской донорской акции «Поколение добра»
Акция, организованная государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Иркутская областная станция переливания крови» совместно с Иркутским региональным отделением СоюзМаш России в рамках соглашения о сотрудничестве, проходила с 5 февраля по 5 марта 2024 года.
7 Ноябрь 2024
Ученые ИРНИТУ (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) создали первую партию ИНКЛИНОМЕТРОВ (прибор, предназначенный для измерения угла наклона различных объектов относительно гравитационного поля Земли).
7 Ноябрь 2024
Генеральным директором Объединенной авиастроительной корпорации, в структуру которой входит Филиал ПАО "Яковлев" - Иркутский авиационный завод (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) назначен Вадим Александрович Бадеха.