Студентка ИРНИТУ Анастасия Божко считает перспективным создание производств по получению жидкого топлива из угля
20 Май 2018
Курируют исследовательскую работу А. Божко профессора кафедры управления промышленными предприятиями Института экономики, управления и права ИРНИТУ Геннадий Щадов и руководитель студенческого научно-исследовательского общества «Инноватика: инвестиционный инжиниринг» Владимир Конюхов.
По информации будущего химика-технолога А. Божко, в настоящее время примерно половина всей энергии, производимой в мире, вырабатывается из нефти, в том числе, практически вся энергия для автономных подвижных потребителей.
«Цены на нефть быстро растут, ее запасы приращиваются все медленнее, а добыча становится все дороже. По подсчетам экспертов Всемирного энергетического совета разведанных запасов нефти человечеству может хватить на 56 лет, газа – на 60 лет, а угля – минимум на 270 лет.
Сегодня российская угольная отрасль – это 354 млн тонн добычи угля ежегодно, 165 тысяч рабочих мест и 500 тысяч – в смежных отраслях, около 54 млрд рублей налогов и отчислений.
По объемам добычи угля Россия занимает пятое место в мире после Китая, США, Индии и Австралии. Для производства энергии и тепла используется ¾ добываемого угля, ¼ - в металлургии и химической промышленности. Экспортируется сырье в основном в Японию и Республику Корея», - сообщила студентка.
Анастасия Божко выяснила, что из угля получают более 400 различных продуктов, стоимость которых в 20-25 раз выше стоимости самого угля. Так, например, при коксовании (нагрев без доступа воздуха) получают коксовый газ, содержащий метан, водород, аммиак, этилен, пары бензина и толуола. Кроме того, среди основных продуктов можно назвать каменноугольную смолу, надсмольную воду и кокс, представляющий собой практически чистый углерод. А далее синтезируются побочные продукты: взрывчатые вещества, пластмассы, красители и лекарственные вещества.
«Таким образом, внедрение инновационных технологий в области переработки позволит извлекать наибольшее количество полезных компонентов из угольной массы, обеспечивая максимальную добавочную стоимость.
Еще в СССР строились предприятия по производству синтетического топлива из угля. Однако оборудование стоило очень дорого, а сложная технология приводила к тому, что в процессе многих стадий лишь 35-40% энергии, заключенной в угле, переходило в конечные жидкие продукты. Это и определило прекращение в 40-х годах производства синтетических топлив, реконструкцию предприятий в нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы.
Между тем, когда речь идет об уменьшении запасов нефти, во всем мире ведутся поиски альтернативных методов получения продуктов, синтезируемых из этого углеводорода.
Я считаю, что проекты по производству жидкого топлива из угля становятся все более перспективными. Они могут быть технологически усовершенствованы с целью повышения качества и снижения энергозатрат. Запустив проект по переработке угля в фенолы, крезолы, ксинолены, спрос на которые очень велик (сырье для производства хай-тек пластика), можно получить хорошую прибыль», - считает А. Божко.
Студентка привела в качестве примера крупнейший в мире завод по переработке угля в жидкое топливо, построенный в Китае. Общий объем капиталовложений в реализацию проекта составил около 55 млрд юаней. Ежегодно завод способен превращать 20 млн тонн угля в 4 млн тонн нефтяных продуктов, включая дизельное топливо, сжиженный газ, серу, различные спирты, сульфат аммония.
Что касается технологий, то, по мнению докладчицы, для превращения органической массы угля в нефтеподобное вещество нужно решить три химические задачи: удалить кислород, азот и серу; добавить водород до соотношения водорода и углерода в нефти; разукрупнить макромолекулы органической массы угля до молекулярного веса компонентов нефти.
«Иркутско-Черемховский бассейн тянется вдоль Верхнего Саяна от Нижнеудинска до Байкала. Запасы угля составляют около 7,5 млрд тонн. Месторождение удалено от крупных потребителей, местный уголь используется в основном на иркутских предприятиях. Поэтому проект по применению угля в качестве минерального ресурса для получения жидкого топлива может сыграть значимую роль в социально-экономическом развитии нашего региона. Общая сумма затрат на реализацию проекта составит примерно 5 млрд рублей.
В настоящее время мы можем решить многие задачи и обойти трудности в переработке угля, которые существовали 60-80 лет назад, используя новую технологию производства, передовое оборудование и высококвалифицированных специалистов», - подчеркнула А. Божко.
Научная статья по данному направлению студентки А. Божко и профессора В. Конюхова будет опубликована в журнале «Молодежный вестник ИРНИТУ».
26 Ноябрь 2024
В спортивном зале СОЦ «Иркут-Зенит» пять команд сразились за кубок «Авиатора» в соревнованиях по гандболу, посвященных 90-летию Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России).
26 Ноябрь 2024
С 21 по 23 ноября 2024 года прошел Межрегиональный промышленно-энергетический форум и специализированная выставка предприятий ПРОМ-ЭНЕРГО-VOLGA’2024.
От Иркутской области в мероприятии приняли участие представители компании «Энерпред» (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России).
22 Ноябрь 2024
Заключительная партия новых современных станков с ЧПУ «Протон Т250» прибыла на Иркутский авиационный завод (входит в состав Иркутского реготделения России). Обновление станочного парка механосборочного производства идет полным ходом в рамках реализации программы импортозамещения. Всего 26 токарных станков поставил Пермский завод металлообрабатывающих центров.
21 Ноябрь 2024
Реконструкция производственных площадок, строительство новых корпусов, закупка дорогостоящего промышленного оборудования – в рамках подготовки к серийному производству МС-21 на Иркутском авиационном заводе (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) реализуется сразу несколько масштабных инвестиционных проектов. Претворение сложных программ в жизнь невозможно без слаженной командной работы.
20 Ноябрь 2024
19 и 20 ноября Иркутское реготделение СоюзМаш России под руководством председателя Иркутского РО СМР Александра Вепрева организовало экскурсию в Музей истории Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского РО СМР) для курсантов 2-го курса Иркутского суворовского военного училища Министерства обороны России.
19 Ноябрь 2024
День открытых дверей 16 ноября состоялся в ИРНИТУ (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России). Старшеклассники встретились с директорами институтов, посетили мастер-классы и зоны консультаций по вопросам поступления. Мероприятие поддержали 26 компаний-партнеров вуза. День открытых дверей посетили свыше 1500 абитуриентов, к ВК-трансляции присоединились больше 1200 человек.
18 Ноябрь 2024
В ноябре во Дворце культуры имени Юрия Гагарина прошла четвёртая игротека 2024 года, организованная Советом молодежи Иркутского авиационного завода при поддержке Иркутского регионального отделения СоюзМаш России.
18 Ноябрь 2024
Председатель Иркутского регионального отделения СоюзМаш России Александр Вепрев организовал визит министра здравоохранения Приангарья Андрея Модестова на Иркутский авиационный завод (входит в состав Иркутского РО СМР).
18 Ноябрь 2024
В середине ноября губернатор Иркутской области, член Иркутского реготделения СоюзМаш России Игорь Кобзев вместе с временно исполняющим обязанности губернатора Ростовской области, вице-президентом ОООР «СоюзМаш России» Юрием Слюсарем посетил Единый федеральный склад гуманитарной помощи #МЫВМЕСТЕ.
18 Ноябрь 2024
Специалист ИРНИТУ (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) студент Сибирской школы геонаук Илья Дорофеев совместно с профессором из ЮАР Валерией Задорожной выступили с докладами на 26-м Международном семинаре по электромагнитной индукции в Беппу (Япония). Специалисты ИРНИТУ, члены Иркутского реготделения СМР рассказали о созданных в институте методах интерпретации электромагнитных зондирований с учетом вызванной поляризации. Результаты исследований, проводимых в рамках Программы «Приоритет 2030», позволяют находить участки с высоким содержанием полезных ископаемых.