Студентка ИРНИТУ Анастасия Божко считает перспективным создание производств по получению жидкого топлива из угля

20 Май 2018

Перспективы использования угля для получения синтетического жидкого топлива изучает студентка Института высоких технологий ИРНИТУ Анастасия Божко. Она успешно выступила с докладом по данной теме на научно-практической конференции «Повышение эффективности производства и использования энергии в условиях Сибири». Студентка предлагает применить передовые технологии и реализовать проект по возобновлению работы завода в Иркутской области, на котором в 40-е годы из черемховских углей вырабатывалось моторное топливо.

Курируют исследовательскую работу А. Божко профессора кафедры управления промышленными предприятиями Института экономики, управления и права ИРНИТУ Геннадий Щадов и руководитель студенческого научно-исследовательского общества «Инноватика: инвестиционный инжиниринг» Владимир Конюхов.

По информации будущего химика-технолога А. Божко, в настоящее время примерно половина всей энергии, производимой в мире, вырабатывается из нефти, в том числе, практически вся энергия для автономных подвижных потребителей.
«Цены на нефть быстро растут, ее запасы приращиваются все медленнее, а добыча становится все дороже. По подсчетам экспертов Всемирного энергетического совета разведанных запасов нефти человечеству может хватить на 56 лет, газа – на 60 лет, а угля – минимум на 270 лет.
Сегодня российская угольная отрасль – это 354 млн тонн добычи угля ежегодно, 165 тысяч рабочих мест и 500 тысяч – в смежных отраслях, около 54 млрд рублей налогов и отчислений.

По объемам добычи угля Россия занимает пятое место в мире после Китая, США, Индии и Австралии. Для производства энергии и тепла используется ¾ добываемого угля, ¼ - в металлургии и химической промышленности. Экспортируется сырье в основном в Японию и Республику Корея», - сообщила студентка.
Анастасия Божко выяснила, что из угля получают более 400 различных продуктов, стоимость которых в 20-25 раз выше стоимости самого угля. Так, например, при коксовании (нагрев без доступа воздуха) получают коксовый газ, содержащий метан, водород, аммиак, этилен, пары бензина и толуола. Кроме того, среди основных продуктов можно назвать каменноугольную смолу, надсмольную воду и кокс, представляющий собой практически чистый углерод. А далее синтезируются побочные продукты: взрывчатые вещества, пластмассы, красители и лекарственные вещества.
«Таким образом, внедрение   инновационных технологий в области переработки позволит извлекать наибольшее количество полезных компонентов из угольной массы, обеспечивая максимальную добавочную стоимость.

Еще в СССР строились предприятия по производству синтетического топлива из угля. Однако оборудование стоило очень дорого, а сложная технология приводила к тому, что в процессе многих стадий лишь 35-40% энергии, заключенной в угле, переходило в конечные жидкие продукты. Это и определило прекращение в 40-х годах   производства синтетических топлив, реконструкцию предприятий в нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы.

Между тем, когда речь идет об уменьшении запасов нефти, во всем мире ведутся поиски альтернативных методов получения продуктов, синтезируемых из этого углеводорода.

Я считаю, что проекты по производству жидкого топлива из угля становятся все более перспективными. Они могут быть технологически усовершенствованы с целью повышения качества и снижения энергозатрат.   Запустив проект по переработке угля в фенолы, крезолы, ксинолены, спрос на которые очень велик (сырье для производства хай-тек пластика), можно получить хорошую прибыль», - считает А. Божко.
Студентка привела в качестве примера крупнейший в мире завод по переработке угля в жидкое топливо, построенный в Китае. Общий объем капиталовложений в реализацию проекта составил около 55 млрд юаней. Ежегодно завод способен превращать 20 млн тонн угля в 4 млн тонн нефтяных продуктов, включая дизельное топливо, сжиженный газ, серу, различные спирты, сульфат аммония.
Что касается технологий, то, по мнению докладчицы, для превращения органической массы угля в нефтеподобное вещество нужно решить три химические задачи: удалить кислород, азот и серу; добавить водород до соотношения водорода и углерода в нефти; разукрупнить макромолекулы органической массы угля до молекулярного веса компонентов нефти.

«Иркутско-Черемховский бассейн тянется вдоль Верхнего Саяна от Нижнеудинска до Байкала. Запасы угля составляют около 7,5 млрд тонн. Месторождение удалено от крупных потребителей, местный уголь используется в основном на иркутских предприятиях. Поэтому проект по применению угля в качестве минерального ресурса для получения жидкого топлива может сыграть значимую роль в социально-экономическом развитии нашего региона. Общая сумма затрат на реализацию проекта составит примерно 5 млрд рублей.

В настоящее время мы можем решить многие задачи и обойти трудности в переработке угля, которые существовали 60-80 лет назад, используя новую технологию производства, передовое оборудование и высококвалифицированных специалистов», - подчеркнула А. Божко.
Научная статья по данному направлению студентки А. Божко и профессора В. Конюхова будет опубликована в журнале «Молодежный вестник ИРНИТУ».
Компания «Промтех-Иркутск» заинтересована в студентах и выпускниках Института авиамашиностроения и транспорта ИРНИТУ Компания «Промтех-Иркутск» заинтересована в студентах и выпускниках Института авиамашиностроения и транспорта ИРНИТУ

4 Декабрь 2024

В конце ноября центр карьеры ИРНИТУ (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) организовал встречу студентов Института авиамашиностроения и транспорта с генеральным директором АО «Промтех-Иркутск» (входит в состав Иркутского РО СМР) Денисом Смирновым. Презентация компании заинтересовала будущих конструкторов-технологов, автоматчиков, радиотехников, самолетостроителей и специалистов по технической эксплуатации летательных аппаратов.

Конкурс «В команде СоюзМаш» Конкурс «В команде СоюзМаш»

4 Декабрь 2024

В 2022-2023 гг. Союзом впервые был проведен конкурс «В команде СоюзМаш» (далее – Конкурс). К Конкурсу был проявлен большой интерес со стороны участников, в их числе молодые специалисты, инженеры крупнейших корпораций, студенты ведущих российских технических вузов.

Нормативы по бегу – на отлично Нормативы по бегу – на отлично

3 Декабрь 2024

В конце ноября в «Байкал-Арене» прошло второе мероприятие Марафона ГТО Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России), где заводчане сдавали нормативы по бегу на короткие и длинные дистанции: 60 м, 100 м, 1000 м и 3000 м.

Итоги акции "Экорайон": 1,3 тонны макулатуры Итоги акции "Экорайон": 1,3 тонны макулатуры

2 Декабрь 2024

В конце ноября в рамках акции «Экорайон», которая прошла на Иркутском авиационном заводе (входит в состав Иркутского РО СМР) сотрудники предприятия сдали 1 340 кг старой бумаги, газет и журналов.

Агрегатно-сборочный цех ИАЗ по изделию МС-21: в работе серийный отсек Ф3 Агрегатно-сборочный цех ИАЗ по изделию МС-21: в работе серийный отсек Ф3

2 Декабрь 2024

В агрегатно-сборочном цехе Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) недавно приступили к сборке отсека Ф3 для очередного комплекта самолета МС-21. Как отмечает руководство подразделения, благодаря новым производственным мощностям, слаженности и опыту коллектива, работы идут ритмично и согласно срокам производственного графика.

Стипендиатами мэра Иркутска стали студенты ИРНИТУ Стипендиатами мэра Иркутска стали студенты ИРНИТУ

2 Декабрь 2024

Торжественная церемония награждения стипендиатов мэра г. Иркутска, члена Иркутского регионального отделения СоюзМаш России Руслана Болотова в области науки и техники состоялась 27 ноября в администрации Иркутска. От ИРНИТУ (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) стипендиатами стали доцент Никодим Подрез, студенты Данил Кириков и Давид Яковлев.

Вклад в Победу Вклад в Победу

2 Декабрь 2024

Ветераны Иркутского авиазавода вновь передали для бойцов СВО электрогенераторы.
В рамках акции «Всегда рядом» при поддержке председателя Иркутского реготделения СоюзМаш России Александра Вепрева в Совете ветеранов Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) уже более года принимаются добровольные пожертвования для оказания помощи участникам специальной военной операции.

Конкурс профессионального мастерства "Токарных дел мастер" Конкурс профессионального мастерства "Токарных дел мастер"

2 Декабрь 2024

В конце ноября на базе Ангарского индустриального техникума проходил областной конкурс профессионального мастерства "Токарных дел мастер" среди обучающихся профессиональных образовательных организаций Иркутской области!

Помощь без лишних слов Помощь без лишних слов

29 Ноябрь 2024

В рамках действующего соглашения Иркутского регионального отделения СоюзМаш России и ГБУЗ «Иркутской областной станцией переливания крови» 29 ноября  на территории станции прошла выездная донорская акция.

В помощь участникам СВО направлена очередная партия эвакуационных носилок В помощь участникам СВО направлена очередная партия эвакуационных носилок

28 Ноябрь 2024

27 ноября состоялась передача партии эвакуационных носилок  с моноколесом, которые изготовили на Иркутском авиационном заводе (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) по запросу командира одного из подразделений, принимающих участие в СВО.