Студентка ИРНИТУ Анастасия Божко считает перспективным создание производств по получению жидкого топлива из угля
20 Май 2018
Курируют исследовательскую работу А. Божко профессора кафедры управления промышленными предприятиями Института экономики, управления и права ИРНИТУ Геннадий Щадов и руководитель студенческого научно-исследовательского общества «Инноватика: инвестиционный инжиниринг» Владимир Конюхов.
По информации будущего химика-технолога А. Божко, в настоящее время примерно половина всей энергии, производимой в мире, вырабатывается из нефти, в том числе, практически вся энергия для автономных подвижных потребителей.
«Цены на нефть быстро растут, ее запасы приращиваются все медленнее, а добыча становится все дороже. По подсчетам экспертов Всемирного энергетического совета разведанных запасов нефти человечеству может хватить на 56 лет, газа – на 60 лет, а угля – минимум на 270 лет.
Сегодня российская угольная отрасль – это 354 млн тонн добычи угля ежегодно, 165 тысяч рабочих мест и 500 тысяч – в смежных отраслях, около 54 млрд рублей налогов и отчислений.
По объемам добычи угля Россия занимает пятое место в мире после Китая, США, Индии и Австралии. Для производства энергии и тепла используется ¾ добываемого угля, ¼ - в металлургии и химической промышленности. Экспортируется сырье в основном в Японию и Республику Корея», - сообщила студентка.
Анастасия Божко выяснила, что из угля получают более 400 различных продуктов, стоимость которых в 20-25 раз выше стоимости самого угля. Так, например, при коксовании (нагрев без доступа воздуха) получают коксовый газ, содержащий метан, водород, аммиак, этилен, пары бензина и толуола. Кроме того, среди основных продуктов можно назвать каменноугольную смолу, надсмольную воду и кокс, представляющий собой практически чистый углерод. А далее синтезируются побочные продукты: взрывчатые вещества, пластмассы, красители и лекарственные вещества.
«Таким образом, внедрение инновационных технологий в области переработки позволит извлекать наибольшее количество полезных компонентов из угольной массы, обеспечивая максимальную добавочную стоимость.
Еще в СССР строились предприятия по производству синтетического топлива из угля. Однако оборудование стоило очень дорого, а сложная технология приводила к тому, что в процессе многих стадий лишь 35-40% энергии, заключенной в угле, переходило в конечные жидкие продукты. Это и определило прекращение в 40-х годах производства синтетических топлив, реконструкцию предприятий в нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы.
Между тем, когда речь идет об уменьшении запасов нефти, во всем мире ведутся поиски альтернативных методов получения продуктов, синтезируемых из этого углеводорода.
Я считаю, что проекты по производству жидкого топлива из угля становятся все более перспективными. Они могут быть технологически усовершенствованы с целью повышения качества и снижения энергозатрат. Запустив проект по переработке угля в фенолы, крезолы, ксинолены, спрос на которые очень велик (сырье для производства хай-тек пластика), можно получить хорошую прибыль», - считает А. Божко.
Студентка привела в качестве примера крупнейший в мире завод по переработке угля в жидкое топливо, построенный в Китае. Общий объем капиталовложений в реализацию проекта составил около 55 млрд юаней. Ежегодно завод способен превращать 20 млн тонн угля в 4 млн тонн нефтяных продуктов, включая дизельное топливо, сжиженный газ, серу, различные спирты, сульфат аммония.
Что касается технологий, то, по мнению докладчицы, для превращения органической массы угля в нефтеподобное вещество нужно решить три химические задачи: удалить кислород, азот и серу; добавить водород до соотношения водорода и углерода в нефти; разукрупнить макромолекулы органической массы угля до молекулярного веса компонентов нефти.
«Иркутско-Черемховский бассейн тянется вдоль Верхнего Саяна от Нижнеудинска до Байкала. Запасы угля составляют около 7,5 млрд тонн. Месторождение удалено от крупных потребителей, местный уголь используется в основном на иркутских предприятиях. Поэтому проект по применению угля в качестве минерального ресурса для получения жидкого топлива может сыграть значимую роль в социально-экономическом развитии нашего региона. Общая сумма затрат на реализацию проекта составит примерно 5 млрд рублей.
В настоящее время мы можем решить многие задачи и обойти трудности в переработке угля, которые существовали 60-80 лет назад, используя новую технологию производства, передовое оборудование и высококвалифицированных специалистов», - подчеркнула А. Божко.
Научная статья по данному направлению студентки А. Божко и профессора В. Конюхова будет опубликована в журнале «Молодежный вестник ИРНИТУ».
4 Декабрь 2024
В конце ноября центр карьеры ИРНИТУ (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) организовал встречу студентов Института авиамашиностроения и транспорта с генеральным директором АО «Промтех-Иркутск» (входит в состав Иркутского РО СМР) Денисом Смирновым. Презентация компании заинтересовала будущих конструкторов-технологов, автоматчиков, радиотехников, самолетостроителей и специалистов по технической эксплуатации летательных аппаратов.
4 Декабрь 2024
В 2022-2023 гг. Союзом впервые был проведен конкурс «В команде СоюзМаш» (далее – Конкурс). К Конкурсу был проявлен большой интерес со стороны участников, в их числе молодые специалисты, инженеры крупнейших корпораций, студенты ведущих российских технических вузов.
3 Декабрь 2024
В конце ноября в «Байкал-Арене» прошло второе мероприятие Марафона ГТО Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России), где заводчане сдавали нормативы по бегу на короткие и длинные дистанции: 60 м, 100 м, 1000 м и 3000 м.
2 Декабрь 2024
В конце ноября в рамках акции «Экорайон», которая прошла на Иркутском авиационном заводе (входит в состав Иркутского РО СМР) сотрудники предприятия сдали 1 340 кг старой бумаги, газет и журналов.
2 Декабрь 2024
В агрегатно-сборочном цехе Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) недавно приступили к сборке отсека Ф3 для очередного комплекта самолета МС-21. Как отмечает руководство подразделения, благодаря новым производственным мощностям, слаженности и опыту коллектива, работы идут ритмично и согласно срокам производственного графика.
2 Декабрь 2024
Торжественная церемония награждения стипендиатов мэра г. Иркутска, члена Иркутского регионального отделения СоюзМаш России Руслана Болотова в области науки и техники состоялась 27 ноября в администрации Иркутска. От ИРНИТУ (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) стипендиатами стали доцент Никодим Подрез, студенты Данил Кириков и Давид Яковлев.
2 Декабрь 2024
Ветераны Иркутского авиазавода вновь передали для бойцов СВО электрогенераторы.
В рамках акции «Всегда рядом» при поддержке председателя Иркутского реготделения СоюзМаш России Александра Вепрева в Совете ветеранов Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) уже более года принимаются добровольные пожертвования для оказания помощи участникам специальной военной операции.
2 Декабрь 2024
В конце ноября на базе Ангарского индустриального техникума проходил областной конкурс профессионального мастерства "Токарных дел мастер" среди обучающихся профессиональных образовательных организаций Иркутской области!
29 Ноябрь 2024
В рамках действующего соглашения Иркутского регионального отделения СоюзМаш России и ГБУЗ «Иркутской областной станцией переливания крови» 29 ноября на территории станции прошла выездная донорская акция.
28 Ноябрь 2024
27 ноября состоялась передача партии эвакуационных носилок с моноколесом, которые изготовили на Иркутском авиационном заводе (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) по запросу командира одного из подразделений, принимающих участие в СВО.