Студентка ИРНИТУ Анастасия Божко считает перспективным создание производств по получению жидкого топлива из угля
20 Май 2018
Курируют исследовательскую работу А. Божко профессора кафедры управления промышленными предприятиями Института экономики, управления и права ИРНИТУ Геннадий Щадов и руководитель студенческого научно-исследовательского общества «Инноватика: инвестиционный инжиниринг» Владимир Конюхов.
По информации будущего химика-технолога А. Божко, в настоящее время примерно половина всей энергии, производимой в мире, вырабатывается из нефти, в том числе, практически вся энергия для автономных подвижных потребителей.
«Цены на нефть быстро растут, ее запасы приращиваются все медленнее, а добыча становится все дороже. По подсчетам экспертов Всемирного энергетического совета разведанных запасов нефти человечеству может хватить на 56 лет, газа – на 60 лет, а угля – минимум на 270 лет.
Сегодня российская угольная отрасль – это 354 млн тонн добычи угля ежегодно, 165 тысяч рабочих мест и 500 тысяч – в смежных отраслях, около 54 млрд рублей налогов и отчислений.
По объемам добычи угля Россия занимает пятое место в мире после Китая, США, Индии и Австралии. Для производства энергии и тепла используется ¾ добываемого угля, ¼ - в металлургии и химической промышленности. Экспортируется сырье в основном в Японию и Республику Корея», - сообщила студентка.
Анастасия Божко выяснила, что из угля получают более 400 различных продуктов, стоимость которых в 20-25 раз выше стоимости самого угля. Так, например, при коксовании (нагрев без доступа воздуха) получают коксовый газ, содержащий метан, водород, аммиак, этилен, пары бензина и толуола. Кроме того, среди основных продуктов можно назвать каменноугольную смолу, надсмольную воду и кокс, представляющий собой практически чистый углерод. А далее синтезируются побочные продукты: взрывчатые вещества, пластмассы, красители и лекарственные вещества.
«Таким образом, внедрение инновационных технологий в области переработки позволит извлекать наибольшее количество полезных компонентов из угольной массы, обеспечивая максимальную добавочную стоимость.
Еще в СССР строились предприятия по производству синтетического топлива из угля. Однако оборудование стоило очень дорого, а сложная технология приводила к тому, что в процессе многих стадий лишь 35-40% энергии, заключенной в угле, переходило в конечные жидкие продукты. Это и определило прекращение в 40-х годах производства синтетических топлив, реконструкцию предприятий в нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы.
Между тем, когда речь идет об уменьшении запасов нефти, во всем мире ведутся поиски альтернативных методов получения продуктов, синтезируемых из этого углеводорода.
Я считаю, что проекты по производству жидкого топлива из угля становятся все более перспективными. Они могут быть технологически усовершенствованы с целью повышения качества и снижения энергозатрат. Запустив проект по переработке угля в фенолы, крезолы, ксинолены, спрос на которые очень велик (сырье для производства хай-тек пластика), можно получить хорошую прибыль», - считает А. Божко.
Студентка привела в качестве примера крупнейший в мире завод по переработке угля в жидкое топливо, построенный в Китае. Общий объем капиталовложений в реализацию проекта составил около 55 млрд юаней. Ежегодно завод способен превращать 20 млн тонн угля в 4 млн тонн нефтяных продуктов, включая дизельное топливо, сжиженный газ, серу, различные спирты, сульфат аммония.
Что касается технологий, то, по мнению докладчицы, для превращения органической массы угля в нефтеподобное вещество нужно решить три химические задачи: удалить кислород, азот и серу; добавить водород до соотношения водорода и углерода в нефти; разукрупнить макромолекулы органической массы угля до молекулярного веса компонентов нефти.
«Иркутско-Черемховский бассейн тянется вдоль Верхнего Саяна от Нижнеудинска до Байкала. Запасы угля составляют около 7,5 млрд тонн. Месторождение удалено от крупных потребителей, местный уголь используется в основном на иркутских предприятиях. Поэтому проект по применению угля в качестве минерального ресурса для получения жидкого топлива может сыграть значимую роль в социально-экономическом развитии нашего региона. Общая сумма затрат на реализацию проекта составит примерно 5 млрд рублей.
В настоящее время мы можем решить многие задачи и обойти трудности в переработке угля, которые существовали 60-80 лет назад, используя новую технологию производства, передовое оборудование и высококвалифицированных специалистов», - подчеркнула А. Божко.
Научная статья по данному направлению студентки А. Божко и профессора В. Конюхова будет опубликована в журнале «Молодежный вестник ИРНИТУ».
13 Сентябрь 2024
Сегодня в Ростех-Сити вместе с ректором Иркутского Политеха, членом Иркутского регионального отделения СоюзМаш России Михаилом Корняковым обсудили концепцию Передовой инженерной школы «Ростех-Байкал».
13 Сентябрь 2024
В городе Электросталь Московской области прошёл областной этап соревнований нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, в котором приняли участие более 400 человек.
Соревнования являются одной из наиболее эффективных форм подготовки формирований и оценки состояния их готовности.
Участников напутствовали почётные гости: заместитель председателя совета ветеранов МЧС России, генерал-лейтенант Сергей Шапошников и заместитель директора Департамента ГО и ЧС МЧС России полковник Алексей Финогенов.
12 Сентябрь 2024
Студенты института авиамашиностроения ИРНИТУ (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) успешно прошли практику в ПАО «Северсталь».
Политеховцы впервые стажировались на заводах компании, которые расположены в Колпино и Череповце.
12 Сентябрь 2024
Ректор ИРНИТУ, член Иркутского регионального отделения СоюзМаш России Михаил Корняков встретился с участником программы «Время героев» - военным лётчиком Алексеем Ефимовым. Встреча вошла в программу его стажировки на Иркутском авиационном заводе – филиале ПАО «Яковлев».
11 Сентябрь 2024
Очередной коллективный заезд на заводскую базу отдыха “Чайка” для ветеранов Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) организовал председатель Иркутского регионального отделения СоюзМаш России А. Вепрев совместно с Советом ветеранов.
10 Сентябрь 2024
В прошедших выборах приняли участие большинство работников Иркутского авиационного завода(входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России). Заводчане (члены Иркутского РО СМР) поддержали команду ИАЗ – главного энергетика ИАЗ, члена Иркутского ИРО СМР Алексея Савельева, главного строителя ИАЗ Артура Бектемирова и директора Сетевой компании «Иркут» Павла Кудеева. Все трое прошли в состав городской Думы с солидным отрывом от ближайших конкурентов.
7 Сентябрь 2024
ОАК, «Яковлев», Правительство Иркутской области и администрация Иркутска подписали Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве
Свои подписи на документе поставили губернатор Иркутской области, член Иркутского РО СМР Игорь Кобзев, генеральный директор ПАО «ОАК», вице-президент ОООР «СоюзМаш России», Юрий Слюсарь, генеральный директор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский, а также мэр города Иркутска, член Иркутского РО СМР Руслан Болотов.
6 Сентябрь 2024
На ИАЗ (входит в состав Иркутского реготделения СМР) прибыла первая партия из четырех токарных станков с ЧПУ «Протон Т250». Новые аппараты от пермской компании АО «СТП «ПЗМЦ» являются «младшими братьями» других станков - «Протон Т630», десять единиц которых уже установлены.
6 Сентябрь 2024
В мероприятии, организованном при поддержке ГК «Ростех», АРКС и ВФСО «Трудовые резервы», приняло участие рекордное количество человек - 2500 спортсменов-любителей из 29 стран мира!
6 Сентябрь 2024
В парке «Поляна» прошла масштабная открытая спартакиада, посвященная 25-летию авиакомпании «ИрАэро». В праздничном спортивном фестивале IRAERO FEST приняли участие больше двадцати команд из различных организаций города, в том числе две сборные сотрудников ИАЗ (входит в состав Иркутского регионального отделения СМР).