Студентка ИРНИТУ Анастасия Божко считает перспективным создание производств по получению жидкого топлива из угля

20 Май 2018

Перспективы использования угля для получения синтетического жидкого топлива изучает студентка Института высоких технологий ИРНИТУ Анастасия Божко. Она успешно выступила с докладом по данной теме на научно-практической конференции «Повышение эффективности производства и использования энергии в условиях Сибири». Студентка предлагает применить передовые технологии и реализовать проект по возобновлению работы завода в Иркутской области, на котором в 40-е годы из черемховских углей вырабатывалось моторное топливо.

Курируют исследовательскую работу А. Божко профессора кафедры управления промышленными предприятиями Института экономики, управления и права ИРНИТУ Геннадий Щадов и руководитель студенческого научно-исследовательского общества «Инноватика: инвестиционный инжиниринг» Владимир Конюхов.

По информации будущего химика-технолога А. Божко, в настоящее время примерно половина всей энергии, производимой в мире, вырабатывается из нефти, в том числе, практически вся энергия для автономных подвижных потребителей.
«Цены на нефть быстро растут, ее запасы приращиваются все медленнее, а добыча становится все дороже. По подсчетам экспертов Всемирного энергетического совета разведанных запасов нефти человечеству может хватить на 56 лет, газа – на 60 лет, а угля – минимум на 270 лет.
Сегодня российская угольная отрасль – это 354 млн тонн добычи угля ежегодно, 165 тысяч рабочих мест и 500 тысяч – в смежных отраслях, около 54 млрд рублей налогов и отчислений.

По объемам добычи угля Россия занимает пятое место в мире после Китая, США, Индии и Австралии. Для производства энергии и тепла используется ¾ добываемого угля, ¼ - в металлургии и химической промышленности. Экспортируется сырье в основном в Японию и Республику Корея», - сообщила студентка.
Анастасия Божко выяснила, что из угля получают более 400 различных продуктов, стоимость которых в 20-25 раз выше стоимости самого угля. Так, например, при коксовании (нагрев без доступа воздуха) получают коксовый газ, содержащий метан, водород, аммиак, этилен, пары бензина и толуола. Кроме того, среди основных продуктов можно назвать каменноугольную смолу, надсмольную воду и кокс, представляющий собой практически чистый углерод. А далее синтезируются побочные продукты: взрывчатые вещества, пластмассы, красители и лекарственные вещества.
«Таким образом, внедрение   инновационных технологий в области переработки позволит извлекать наибольшее количество полезных компонентов из угольной массы, обеспечивая максимальную добавочную стоимость.

Еще в СССР строились предприятия по производству синтетического топлива из угля. Однако оборудование стоило очень дорого, а сложная технология приводила к тому, что в процессе многих стадий лишь 35-40% энергии, заключенной в угле, переходило в конечные жидкие продукты. Это и определило прекращение в 40-х годах   производства синтетических топлив, реконструкцию предприятий в нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы.

Между тем, когда речь идет об уменьшении запасов нефти, во всем мире ведутся поиски альтернативных методов получения продуктов, синтезируемых из этого углеводорода.

Я считаю, что проекты по производству жидкого топлива из угля становятся все более перспективными. Они могут быть технологически усовершенствованы с целью повышения качества и снижения энергозатрат.   Запустив проект по переработке угля в фенолы, крезолы, ксинолены, спрос на которые очень велик (сырье для производства хай-тек пластика), можно получить хорошую прибыль», - считает А. Божко.
Студентка привела в качестве примера крупнейший в мире завод по переработке угля в жидкое топливо, построенный в Китае. Общий объем капиталовложений в реализацию проекта составил около 55 млрд юаней. Ежегодно завод способен превращать 20 млн тонн угля в 4 млн тонн нефтяных продуктов, включая дизельное топливо, сжиженный газ, серу, различные спирты, сульфат аммония.
Что касается технологий, то, по мнению докладчицы, для превращения органической массы угля в нефтеподобное вещество нужно решить три химические задачи: удалить кислород, азот и серу; добавить водород до соотношения водорода и углерода в нефти; разукрупнить макромолекулы органической массы угля до молекулярного веса компонентов нефти.

«Иркутско-Черемховский бассейн тянется вдоль Верхнего Саяна от Нижнеудинска до Байкала. Запасы угля составляют около 7,5 млрд тонн. Месторождение удалено от крупных потребителей, местный уголь используется в основном на иркутских предприятиях. Поэтому проект по применению угля в качестве минерального ресурса для получения жидкого топлива может сыграть значимую роль в социально-экономическом развитии нашего региона. Общая сумма затрат на реализацию проекта составит примерно 5 млрд рублей.

В настоящее время мы можем решить многие задачи и обойти трудности в переработке угля, которые существовали 60-80 лет назад, используя новую технологию производства, передовое оборудование и высококвалифицированных специалистов», - подчеркнула А. Божко.
Научная статья по данному направлению студентки А. Божко и профессора В. Конюхова будет опубликована в журнале «Молодежный вестник ИРНИТУ».
Турнир для машиностроителей Турнир для машиностроителей

30 Сентябрь 2024

25 сентября в гостинице СОЦ «Иркут-Зенит» состоялся блиц-турнир по шахматам, посвященный профессиональному празднику – Дня машиностроителя.
Турнир организован Иркутским региональным отделением СоюзМаш России совместно с СОЦ «Иркут-Зенит».

На ИАЗ состоялось заседание Иркутского РО СМР На ИАЗ состоялось заседание Иркутского РО СМР

27 Сентябрь 2024

27 сентября, в канун Дня машиностроителей России на Филиале ПАО «Яковлев» – Иркутском авиационном заводе (входит в Иркутское реготделение СоюзМаш России) прошло заседание регионального отделения СоюзМаш России.

 С праздником! С праздником!

27 Сентябрь 2024

Уважаемые заводчане и работники дочерних компаний ПАО «Яковлев», ветераны ИАЗ, члены ООО "Союз машиностроителя России"!

Поздравляю Вас с профессиональным праздником – Днем машиностроителя!

Работники ИАЗ сдали на переработку почти 100 кг отработанных батареек Работники ИАЗ сдали на переработку почти 100 кг отработанных батареек

25 Сентябрь 2024

24 сентября в рамках акции «Экорайон»  на Филиале ПАО «Яковлев» – Иркутском авиационном заводе (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) прошел сбор батареек.
Сбор и переработка отработанных элементов питания – это важный шаг в комплексе мероприятий по защите окружающей среды.

Серебро, равное золоту Серебро, равное золоту

25 Сентябрь 2024

В конце сентября на стадионе СОЦ «Иркут-Зенит» прошел спортивный праздник – легкоатлетическая эстафета на кубок газеты «Иркутский авиастроитель»! Соревнование было посвящено замечательному событию – газета Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) отметила 90-летний юбилей.

К знаниям на крыльях ИАЗ К знаниям на крыльях ИАЗ

18 Сентябрь 2024

В солнечную субботу сентября гостями познавательных экскурсий на Иркутском авиационном заводе (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) стали почти три сотни ребят. В честь дня знаний режимное предприятие распахнуло свои проходные для первоклашек, учеников 9-х и 11-х классов, а также студентов-первокурсников.

Мобильный день донора прошел на ИАЗ Мобильный день донора прошел на ИАЗ

17 Сентябрь 2024

17 сентября, в преддверии Дня машиностроителя на Иркутском авиационном заводе (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) состоялась мобильная донорская акция, объединившая множество людей в благородной цели помощи.

Агрегатный цех ИАЗ: на ответственных рубежах Агрегатный цех ИАЗ: на ответственных рубежах

16 Сентябрь 2024

Агрегатный цех Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) одновременно работает по разным направлениям. Собирает серийные «сушки», участвует в капитальном ремонте крылатых машин, трудится над внедрением многочисленных конструкторских доработок. Пару месяцев назад, например, в цехе успешно завершили сборку модернизированной Су-30СМ2, на которую будет установлен более мощный двигатель с увеличенным ресурсом. «Было сложно, – говорят в подразделении и тут же добавляют, – но очень интересно, ведь это дополнительный импульс к развитию».

ИТАМ принял участие в параде Российского студенчества ИТАМ принял участие в параде Российского студенчества

16 Сентябрь 2024

14 сентября первокурсники Иркутского техникума авиастроения и материалаобработке (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) вместе со своим наставником посетили Парад Российского студенчества!

Музыкальный привет из Ростова-на-Дону Музыкальный привет из Ростова-на-Дону

13 Сентябрь 2024

На один день Иркутский авиазавод (входит в состав Иркутского регионального отделения России) превратился в концертную площадку, на которой выступил военный оркестр. Да еще как выступил – громко, виртуозно зажигательно! И все благодаря фестивалю-конкурсу «Байкальские духовые Ассамблеи», который уже несколько лет организует Иркутский областной Дом народного творчества при поддержке регионального министерства культуры.