Студентка ИРНИТУ Анастасия Божко считает перспективным создание производств по получению жидкого топлива из угля
20 Май 2018
Курируют исследовательскую работу А. Божко профессора кафедры управления промышленными предприятиями Института экономики, управления и права ИРНИТУ Геннадий Щадов и руководитель студенческого научно-исследовательского общества «Инноватика: инвестиционный инжиниринг» Владимир Конюхов.
По информации будущего химика-технолога А. Божко, в настоящее время примерно половина всей энергии, производимой в мире, вырабатывается из нефти, в том числе, практически вся энергия для автономных подвижных потребителей.
«Цены на нефть быстро растут, ее запасы приращиваются все медленнее, а добыча становится все дороже. По подсчетам экспертов Всемирного энергетического совета разведанных запасов нефти человечеству может хватить на 56 лет, газа – на 60 лет, а угля – минимум на 270 лет.
Сегодня российская угольная отрасль – это 354 млн тонн добычи угля ежегодно, 165 тысяч рабочих мест и 500 тысяч – в смежных отраслях, около 54 млрд рублей налогов и отчислений.
По объемам добычи угля Россия занимает пятое место в мире после Китая, США, Индии и Австралии. Для производства энергии и тепла используется ¾ добываемого угля, ¼ - в металлургии и химической промышленности. Экспортируется сырье в основном в Японию и Республику Корея», - сообщила студентка.
Анастасия Божко выяснила, что из угля получают более 400 различных продуктов, стоимость которых в 20-25 раз выше стоимости самого угля. Так, например, при коксовании (нагрев без доступа воздуха) получают коксовый газ, содержащий метан, водород, аммиак, этилен, пары бензина и толуола. Кроме того, среди основных продуктов можно назвать каменноугольную смолу, надсмольную воду и кокс, представляющий собой практически чистый углерод. А далее синтезируются побочные продукты: взрывчатые вещества, пластмассы, красители и лекарственные вещества.
«Таким образом, внедрение инновационных технологий в области переработки позволит извлекать наибольшее количество полезных компонентов из угольной массы, обеспечивая максимальную добавочную стоимость.
Еще в СССР строились предприятия по производству синтетического топлива из угля. Однако оборудование стоило очень дорого, а сложная технология приводила к тому, что в процессе многих стадий лишь 35-40% энергии, заключенной в угле, переходило в конечные жидкие продукты. Это и определило прекращение в 40-х годах производства синтетических топлив, реконструкцию предприятий в нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы.
Между тем, когда речь идет об уменьшении запасов нефти, во всем мире ведутся поиски альтернативных методов получения продуктов, синтезируемых из этого углеводорода.
Я считаю, что проекты по производству жидкого топлива из угля становятся все более перспективными. Они могут быть технологически усовершенствованы с целью повышения качества и снижения энергозатрат. Запустив проект по переработке угля в фенолы, крезолы, ксинолены, спрос на которые очень велик (сырье для производства хай-тек пластика), можно получить хорошую прибыль», - считает А. Божко.
Студентка привела в качестве примера крупнейший в мире завод по переработке угля в жидкое топливо, построенный в Китае. Общий объем капиталовложений в реализацию проекта составил около 55 млрд юаней. Ежегодно завод способен превращать 20 млн тонн угля в 4 млн тонн нефтяных продуктов, включая дизельное топливо, сжиженный газ, серу, различные спирты, сульфат аммония.
Что касается технологий, то, по мнению докладчицы, для превращения органической массы угля в нефтеподобное вещество нужно решить три химические задачи: удалить кислород, азот и серу; добавить водород до соотношения водорода и углерода в нефти; разукрупнить макромолекулы органической массы угля до молекулярного веса компонентов нефти.
«Иркутско-Черемховский бассейн тянется вдоль Верхнего Саяна от Нижнеудинска до Байкала. Запасы угля составляют около 7,5 млрд тонн. Месторождение удалено от крупных потребителей, местный уголь используется в основном на иркутских предприятиях. Поэтому проект по применению угля в качестве минерального ресурса для получения жидкого топлива может сыграть значимую роль в социально-экономическом развитии нашего региона. Общая сумма затрат на реализацию проекта составит примерно 5 млрд рублей.
В настоящее время мы можем решить многие задачи и обойти трудности в переработке угля, которые существовали 60-80 лет назад, используя новую технологию производства, передовое оборудование и высококвалифицированных специалистов», - подчеркнула А. Божко.
Научная статья по данному направлению студентки А. Божко и профессора В. Конюхова будет опубликована в журнале «Молодежный вестник ИРНИТУ».
13 Декабрь 2024
На Иркутском авиационном заводе (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) индустриальный директор авиакластера Ростеха Анатолий Сердюков, генеральный директор ОАК, член Бюро ЦС ООО «СоюзМаш России» Вадим Бадеха, заместитель Министра промышленности и торговли России Олег Бочаров, глава Росавиации Дмитрий Ядров, руководители ОДК Александр Грачев и КРЭТ Александр Пан осмотрели поточную линию сборки МС-21, на месте провели анализ потребностей программы в комплектующих изделиях на 2025 год.
12 Декабрь 2024
Лучших студентов Иркутского национального исследовательского технического университета и Иркутского авиационного техникума (входят в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) наградили именными стипендиями ИАЗ. В этом году поощрение от предприятия и получили 12 будущих авиастроителей.
11 Декабрь 2024
В рамках акции «Всегда рядом» Совет ветеранов Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) при поддержке председателя Иркутского регионального отделения Союза машиностроителей России А. Вепрева продолжает работу по передаче гуманитарной помощи СВО – по заявкам командиров подразделений.
10 Декабрь 2024
В Военном учебном центре (ВУЦ) при ИРНИТУ (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) состоялась Межрегиональная конференция «Актуальные проблемы военной подготовки молодежи в условиях проведения специальной военной операции». В форуме участвовали представители ВУЦ Приангарья и Приморья, военные, политики и историки.
9 Декабрь 2024
6 декабря в Доме молодежи состоялось торжественное подведение итогов работы министерства по молодежной политике за 2024 год и награждение сотрудников и предприятий–партнеров.
Среди которых были и наши коллеги – молодые специалисты филиала ПАО «Яковлев» - Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России).
9 Декабрь 2024
В рамках заводской спартакиады на площадке спорткомплекса СОЦ «Иркут-Зенит» прошло первенство Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) по баскетболу среди команд производств, цехов, отделов и дочерних предприятий. Участие в турнире приняли 8 команд. Заветный кубок и золотые медали завоевали игроки команды монтажно-испытательного производства ИАЗ.
6 Декабрь 2024
В декабре в рамках взаимодействия с инженерными классами авиастроительного профиля для 15 учащихся 9-11 классов МОУ Лицея г. Черемхово на базе Иркутского техникума авиастроения и материалообработки (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) прошла обучающая профориентационная экскурсия.
6 Декабрь 2024
6 декабря в конференц - зале Иркутского авиазавода (входит в ИРО СоюзМаш России) прошло награждение Почетных доноров России и тех, кто активно поддерживает донорское движение на ИАЗ.
Мероприятие организовано Иркутским реготделением СоюзМаш России в рамках соглашения между Иркутского РО СоюзМаш России с Иркутской областной станцией переливания крови.
5 Декабрь 2024
Руководители подразделений Иркутского авиазавода сняли с «Елки желаний» более 80 шаров.
5 декабря на Филиале ПАО «Яковлев» – Иркутском авиазаводе (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) прошла традиционная предпраздничная акция «Елка желаний», в ходе которой руководители заводских подразделений сняли с новогодней елки десятки шаров с заветными пожеланиями воспитанников «Центра помощи детям, оставшимся бед попечения родителей, Ленинского района г. Иркутска».
4 Декабрь 2024
В конце ноября в торжественной обстановке в конференц-зале Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) состоялось награждение иркутских авиастроителей медалями «За трудовую доблесть», почетными грамотами и благодарностями.
Церемонию вручения провел председатель Иркутского реготделения СоюзМаш России Александр Вепрев.