Студентка ИРНИТУ Анастасия Божко считает перспективным создание производств по получению жидкого топлива из угля

20 Май 2018

Перспективы использования угля для получения синтетического жидкого топлива изучает студентка Института высоких технологий ИРНИТУ Анастасия Божко. Она успешно выступила с докладом по данной теме на научно-практической конференции «Повышение эффективности производства и использования энергии в условиях Сибири». Студентка предлагает применить передовые технологии и реализовать проект по возобновлению работы завода в Иркутской области, на котором в 40-е годы из черемховских углей вырабатывалось моторное топливо.

Курируют исследовательскую работу А. Божко профессора кафедры управления промышленными предприятиями Института экономики, управления и права ИРНИТУ Геннадий Щадов и руководитель студенческого научно-исследовательского общества «Инноватика: инвестиционный инжиниринг» Владимир Конюхов.

По информации будущего химика-технолога А. Божко, в настоящее время примерно половина всей энергии, производимой в мире, вырабатывается из нефти, в том числе, практически вся энергия для автономных подвижных потребителей.
«Цены на нефть быстро растут, ее запасы приращиваются все медленнее, а добыча становится все дороже. По подсчетам экспертов Всемирного энергетического совета разведанных запасов нефти человечеству может хватить на 56 лет, газа – на 60 лет, а угля – минимум на 270 лет.
Сегодня российская угольная отрасль – это 354 млн тонн добычи угля ежегодно, 165 тысяч рабочих мест и 500 тысяч – в смежных отраслях, около 54 млрд рублей налогов и отчислений.

По объемам добычи угля Россия занимает пятое место в мире после Китая, США, Индии и Австралии. Для производства энергии и тепла используется ¾ добываемого угля, ¼ - в металлургии и химической промышленности. Экспортируется сырье в основном в Японию и Республику Корея», - сообщила студентка.
Анастасия Божко выяснила, что из угля получают более 400 различных продуктов, стоимость которых в 20-25 раз выше стоимости самого угля. Так, например, при коксовании (нагрев без доступа воздуха) получают коксовый газ, содержащий метан, водород, аммиак, этилен, пары бензина и толуола. Кроме того, среди основных продуктов можно назвать каменноугольную смолу, надсмольную воду и кокс, представляющий собой практически чистый углерод. А далее синтезируются побочные продукты: взрывчатые вещества, пластмассы, красители и лекарственные вещества.
«Таким образом, внедрение   инновационных технологий в области переработки позволит извлекать наибольшее количество полезных компонентов из угольной массы, обеспечивая максимальную добавочную стоимость.

Еще в СССР строились предприятия по производству синтетического топлива из угля. Однако оборудование стоило очень дорого, а сложная технология приводила к тому, что в процессе многих стадий лишь 35-40% энергии, заключенной в угле, переходило в конечные жидкие продукты. Это и определило прекращение в 40-х годах   производства синтетических топлив, реконструкцию предприятий в нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы.

Между тем, когда речь идет об уменьшении запасов нефти, во всем мире ведутся поиски альтернативных методов получения продуктов, синтезируемых из этого углеводорода.

Я считаю, что проекты по производству жидкого топлива из угля становятся все более перспективными. Они могут быть технологически усовершенствованы с целью повышения качества и снижения энергозатрат.   Запустив проект по переработке угля в фенолы, крезолы, ксинолены, спрос на которые очень велик (сырье для производства хай-тек пластика), можно получить хорошую прибыль», - считает А. Божко.
Студентка привела в качестве примера крупнейший в мире завод по переработке угля в жидкое топливо, построенный в Китае. Общий объем капиталовложений в реализацию проекта составил около 55 млрд юаней. Ежегодно завод способен превращать 20 млн тонн угля в 4 млн тонн нефтяных продуктов, включая дизельное топливо, сжиженный газ, серу, различные спирты, сульфат аммония.
Что касается технологий, то, по мнению докладчицы, для превращения органической массы угля в нефтеподобное вещество нужно решить три химические задачи: удалить кислород, азот и серу; добавить водород до соотношения водорода и углерода в нефти; разукрупнить макромолекулы органической массы угля до молекулярного веса компонентов нефти.

«Иркутско-Черемховский бассейн тянется вдоль Верхнего Саяна от Нижнеудинска до Байкала. Запасы угля составляют около 7,5 млрд тонн. Месторождение удалено от крупных потребителей, местный уголь используется в основном на иркутских предприятиях. Поэтому проект по применению угля в качестве минерального ресурса для получения жидкого топлива может сыграть значимую роль в социально-экономическом развитии нашего региона. Общая сумма затрат на реализацию проекта составит примерно 5 млрд рублей.

В настоящее время мы можем решить многие задачи и обойти трудности в переработке угля, которые существовали 60-80 лет назад, используя новую технологию производства, передовое оборудование и высококвалифицированных специалистов», - подчеркнула А. Божко.
Научная статья по данному направлению студентки А. Божко и профессора В. Конюхова будет опубликована в журнале «Молодежный вестник ИРНИТУ».
Важный визит Важный визит

13 Декабрь 2024

На Иркутском авиационном заводе (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) индустриальный директор авиакластера Ростеха Анатолий Сердюков, генеральный директор ОАК, член Бюро ЦС ООО «СоюзМаш России» Вадим Бадеха, заместитель Министра промышленности и торговли России Олег Бочаров, глава Росавиации Дмитрий Ядров, руководители ОДК Александр Грачев и КРЭТ Александр Пан осмотрели поточную линию сборки МС-21, на месте провели анализ потребностей программы в комплектующих изделиях на 2025 год.

Вклад в будущих авиастроителей Вклад в будущих авиастроителей

12 Декабрь 2024

Лучших студентов Иркутского национального исследовательского технического университета и Иркутского авиационного техникума (входят в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) наградили именными стипендиями ИАЗ. В этом году поощрение от предприятия и получили 12 будущих авиастроителей.

Ветераны ИАЗ вновь оказали помощь бойцам СВО Ветераны ИАЗ вновь оказали помощь бойцам СВО

11 Декабрь 2024

В рамках акции «Всегда рядом» Совет ветеранов Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) при поддержке председателя Иркутского регионального отделения Союза машиностроителей России А. Вепрева продолжает работу по передаче гуманитарной помощи СВО – по заявкам командиров подразделений.

Военный учебный центр при ИРНИТУ организовал конференцию о военной подготовке молодежи в условиях проведения СВО Военный учебный центр при ИРНИТУ организовал конференцию о военной подготовке молодежи в условиях проведения СВО

10 Декабрь 2024

В Военном учебном центре (ВУЦ) при ИРНИТУ (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) состоялась Межрегиональная конференция «Актуальные проблемы военной подготовки молодежи в условиях проведения специальной военной операции». В форуме участвовали представители ВУЦ Приангарья и Приморья, военные, политики и историки.

Благодарности за большой вклад в развитие молодежной политики Иркутской области Благодарности за большой вклад в развитие молодежной политики Иркутской области

9 Декабрь 2024

6 декабря в Доме молодежи состоялось торжественное подведение итогов работы министерства по молодежной политике за 2024 год и награждение сотрудников и предприятий–партнеров.
Среди которых были и наши коллеги – молодые специалисты филиала ПАО «Яковлев» - Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России).

46:39 в пользу монтажников 46:39 в пользу монтажников

9 Декабрь 2024

В рамках заводской спартакиады на площадке спорткомплекса СОЦ «Иркут-Зенит» прошло первенство Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) по баскетболу среди команд производств, цехов, отделов и дочерних предприятий. Участие в турнире приняли 8 команд. Заветный кубок и золотые медали завоевали игроки команды монтажно-испытательного производства ИАЗ.

Профориентационные экскурсии продолжаются Профориентационные экскурсии продолжаются

6 Декабрь 2024

В декабре в рамках взаимодействия с инженерными классами авиастроительного профиля для 15 учащихся 9-11 классов МОУ Лицея г. Черемхово на базе Иркутского техникума авиастроения и материалообработки (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) прошла обучающая профориентационная экскурсия.

Награды за помощь, которую ждут! Награды за помощь, которую ждут!

6 Декабрь 2024

6 декабря в конференц - зале Иркутского авиазавода (входит в ИРО СоюзМаш России) прошло награждение Почетных доноров России и тех, кто активно поддерживает донорское движение на ИАЗ.
Мероприятие организовано Иркутским реготделением СоюзМаш России в рамках соглашения между Иркутского РО СоюзМаш России с Иркутской областной станцией переливания крови.

Новогоднему чуду быть! Новогоднему чуду быть!

5 Декабрь 2024

Руководители подразделений Иркутского авиазавода сняли с «Елки желаний» более 80 шаров.
5 декабря на Филиале ПАО «Яковлев» – Иркутском авиазаводе (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) прошла традиционная предпраздничная акция «Елка желаний», в ходе которой руководители заводских подразделений сняли с новогодней елки десятки шаров с заветными пожеланиями воспитанников «Центра помощи детям, оставшимся бед попечения родителей, Ленинского района г. Иркутска».

Награды за труд вручили на ИАЗ Награды за труд вручили на ИАЗ

4 Декабрь 2024

В конце ноября в торжественной обстановке в конференц-зале Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) состоялось награждение иркутских авиастроителей медалями «За трудовую доблесть», почетными грамотами и благодарностями.
Церемонию вручения провел председатель Иркутского реготделения СоюзМаш России Александр Вепрев.