Путь Иркутского авиационного завода от Су-27УБ к Су-30МКИ

21 Август 2024

Путь Иркутского авиационного завода от Су-27УБ к Су-30МКИ Один из ключевых этапов в современной истории Иркутского авиационного завода, когда на нем начался период активного развития экспорта, создания самолетов четвертого поколения, а также первого постсоветского самолета-амфибии.

В 90-х Иркутский авиационный завод (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) приступил к серьезной и новой для себя теме – выпуску учебно-боевого варианта истребителя нового поколения Су-27УБ. Базовая версия машины создавалась для завоевания и удержания превосходства в воздухе со способностью вести как дальний ракетный перехват воздушных целей, так и высокоманевренный ближний воздушный бой. Это был «наш ответ» американскому истребителю F-15.

Изначально Су-27УБ планировался к выпуску в Комсомольске-на-Амуре, однако, в связи с загруженностью производства и изменением конструкции самолета, проект передали в Иркутск. Освоение Су-27УБ поставило массу вопросов перед технологами. Больше всего проблем было с обработкой титановых сплавов. Из него делали шпангоуты и капоты мотогондол, поэтому необходимо было освоить термическую обработку титановых деталей, а также фрезерование заготовок, сверление, клепку и сварку.

Из-за большого количества деталей сложной формы в конструкции Су-27 на заводе были установлены станки ЧПУ, а для упрочнения особо нагруженных узлов планера – дробеструйная установка, применяющаяся для предотвращения распространения микротрещин на поверхности. Для помощи заводчанам и оперативного решения текущих вопросов ОКБ Сухого организовало на ИАЗ свой филиал. 10 сентября 1986 года первый серийный истребитель Су-27УБ иркутской сборки поднялся в небо над заводом. Основными заказчиками самолета стали ВВС и Войска ПВО.

Во второй половине 1980-х годов командование авиации войск ПВО высказало пожелание получить специальную модификацию Су-27УБ, которая могла бы использоваться в качестве воздушного командного пункта для управления боевыми действиями группы Су-27. Летчики особенно ценили Су-27УБ за наличие на борту двух членов экипажа. Модифицированная «спарка», которую оснастили системой дозаправки топливом в воздухе, радиотехнической системой дальней навигации и доработанной системой управления, получила обозначение Су-27ПУ. Позднее самолет переименовали в Су-30, первый серийный самолет поднялся в воздух 14 апреля 1992 года.

В середине 90-х стал набирать обороты кризис в авиационной промышленности, и Миниэкономики РФ переориентировало оборонку на поиск экспортных заказов. Анализ рынка показал, что ни одна страна не может себе позволить содержать разнотипные истребители, решающие узкий спектр задач, а перспективным продуктом может стать многофункциональный истребитель на базе Су-30.

Самым известным экспортным вариантом Су-30 стал Су-30МКИ. Эта машина впервые в отечественной истории создавалась по техническому заданию серийного завода, а тот в свою очередь исходил из требований иностранного заказчика – ВВС Индии. По итогам длительных переговоров индийская сторона заявила о готовности финансировать создание самолета.

Договоренность включала в себя поставку 40 машин, а также перспективу развертывания лицензионного производства этих истребителей в Индии. Модернизированный самолет получил цифровой канал системы управления вооружением и БРЛС с фазированноц антенной решеткой, что в разы повысило боевую эффективность. Новая кабина была сопряжена с информационными возможностями усовершенствованного БРЭО и оборудована тремя многофункциональными индикаторами. Также самолет оснастили системой спутниковой навигации. В 2001 году в Иркутске был построен и совершил первый полет головной серийный самолет Су-30МКИ, предназначенный для поставки заказчику.

Всего было выпущено свыше 350 самолетов Су-30МКИ. Эта программа наглядно показала, что Иркутский авиациооный завод уверенно шел путем интеграции в мировую аэрокосмическую индустрию. Завод предлагал на рынок образцы техники, отвечающие самым строгим требованиям заказчика и был готов использовать в их составе лучшие образцы зарубежной авионики и оружия. Кроме того, завод предлагал взаимовыгодную программу лицензионного производства самолетов.

Пресс-служба Иркутского регионального отделения СоюзМаш России по информации Заметки авиастроителя
В СТАНОЧНОМ ПАРКЕ ПОПОЛНЕНИЕ В СТАНОЧНОМ ПАРКЕ ПОПОЛНЕНИЕ

6 Сентябрь 2024

На ИАЗ (входит в состав Иркутского реготделения СМР) прибыла первая партия из четырех токарных станков с ЧПУ «Протон Т250». Новые аппараты от пермской компании АО «СТП «ПЗМЦ» являются «младшими братьями» других станков - «Протон Т630», десять единиц которых уже установлены.

Активистка Иркутского реготделения СМР Ирина Шадрина на Первых мировых корпоративных играх завоевала 4 медали Активистка Иркутского реготделения СМР Ирина Шадрина на Первых мировых корпоративных играх завоевала 4 медали

6 Сентябрь 2024

В мероприятии, организованном при поддержке ГК «Ростех», АРКС и ВФСО «Трудовые резервы», приняло участие рекордное количество человек - 2500 спортсменов-любителей из 29 стран мира!

Улетные соревнования Улетные соревнования

6 Сентябрь 2024

В парке «Поляна» прошла масштабная открытая спартакиада, посвященная 25-летию авиакомпании «ИрАэро». В праздничном спортивном фестивале IRAERO FEST приняли участие больше двадцати команд из различных организаций города, в том числе две сборные сотрудников ИАЗ (входит в состав Иркутского регионального отделения СМР).

Спасибо за праздник Спасибо за праздник

5 Сентябрь 2024

Председатель Иркутского регионального отделения СоюзМаша России Александр Вепрев поблагодарил летчиков пилотажной группы «Русские Витязи» за участие в праздновании 90-летнего юбилея ИАЗ (входит в Иркутское отделение СоюзМаша России). Выступление асов и продемонстрированный ими высший пилотаж стали значимыми событиями не только для работников авиазавода, но и для всего Иркутска.

«Бесплатные субботы» «Бесплатные субботы»

4 Сентябрь 2024

7 сентября в студии по адресу: ул. Мира, 15 состоится занятие по боди-балету в рамках проекта «Бесплатные субботы». Организатор мероприятия – Иркутское РО СоюзМаш России.

Новый кластер «Машиностроение» создали в ИТАМ Новый кластер «Машиностроение» создали в ИТАМ

2 Сентябрь 2024

2 сентября в Иркутском техникуме авиастроения и материалаобработке/ИТАМ (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России ) состоялось торжественное открытие кластера «Машиностроение» (авиастроение).

5 сентября состоится традиционный сбор макулатуры на ИАЗ 5 сентября состоится традиционный сбор макулатуры на ИАЗ

2 Сентябрь 2024

В рамках акции «Экорайон» на Иркутском авиационном заводе состоится очередной сбор бумаги и картона. Организатором мероприятия является Иркутское региональное отделение Союза машиностроителей России.  Точки сбора будут организованы возле инженерного корпуса и возле «Пульта».

ГОРОД НАЧИНАЕТСЯ С ТЕБЯ ГОРОД НАЧИНАЕТСЯ С ТЕБЯ

29 Август 2024

17 и 18 августа прошла одна из самых масштабных акций в мире добрых дел – «Фасадник». Добровольческая акция «Фасадник» была организована неравнодушными к родному городу иркутянами в 2017 году. За это время благодаря волонтерам краше стало уже около 150 зданий! Преображение памятников деревянного зодчества объединило в прошедшие выходные представителей различных организаций, предприятий, в том числе активисты Иркутского РО СМР.

В ДК им. Юрия Гагарина прошел праздничный концерт, посвященный 90-летию ИАЗ В ДК им. Юрия Гагарина прошел праздничный концерт, посвященный 90-летию ИАЗ

27 Август 2024

23 августа во Дворце культуры им. Юрия Гагарина состоялся торжественный вечер, посвященный 90-летию ИАЗ (входит в состав Иркутского РО СМР).  На концерте присутствовали заслуженные работники и ветераны завода, активисты Иркутского регионального отделения Союза машиностроителей России,  а также представители профильных министерств и ведомств, региональных властей, партнеров по кооперации и заказчиков авиационной техники.

Отметили по-спортивному! Отметили по-спортивному!

27 Август 2024

На прошлой неделе СОЦ «ИРКУТ-ЗЕНИТ» провел спортивные мероприятия, приуроченные к юбилею ИАЗ (входит в состав Иркутского РО СМР). Участие приняли заводчане и активисты Иркутского регионального отделения СоюзМаш России.