Путь Иркутского авиационного завода от Су-27УБ к Су-30МКИ

21 Август 2024

Путь Иркутского авиационного завода от Су-27УБ к Су-30МКИ Один из ключевых этапов в современной истории Иркутского авиационного завода, когда на нем начался период активного развития экспорта, создания самолетов четвертого поколения, а также первого постсоветского самолета-амфибии.

В 90-х Иркутский авиационный завод (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) приступил к серьезной и новой для себя теме – выпуску учебно-боевого варианта истребителя нового поколения Су-27УБ. Базовая версия машины создавалась для завоевания и удержания превосходства в воздухе со способностью вести как дальний ракетный перехват воздушных целей, так и высокоманевренный ближний воздушный бой. Это был «наш ответ» американскому истребителю F-15.

Изначально Су-27УБ планировался к выпуску в Комсомольске-на-Амуре, однако, в связи с загруженностью производства и изменением конструкции самолета, проект передали в Иркутск. Освоение Су-27УБ поставило массу вопросов перед технологами. Больше всего проблем было с обработкой титановых сплавов. Из него делали шпангоуты и капоты мотогондол, поэтому необходимо было освоить термическую обработку титановых деталей, а также фрезерование заготовок, сверление, клепку и сварку.

Из-за большого количества деталей сложной формы в конструкции Су-27 на заводе были установлены станки ЧПУ, а для упрочнения особо нагруженных узлов планера – дробеструйная установка, применяющаяся для предотвращения распространения микротрещин на поверхности. Для помощи заводчанам и оперативного решения текущих вопросов ОКБ Сухого организовало на ИАЗ свой филиал. 10 сентября 1986 года первый серийный истребитель Су-27УБ иркутской сборки поднялся в небо над заводом. Основными заказчиками самолета стали ВВС и Войска ПВО.

Во второй половине 1980-х годов командование авиации войск ПВО высказало пожелание получить специальную модификацию Су-27УБ, которая могла бы использоваться в качестве воздушного командного пункта для управления боевыми действиями группы Су-27. Летчики особенно ценили Су-27УБ за наличие на борту двух членов экипажа. Модифицированная «спарка», которую оснастили системой дозаправки топливом в воздухе, радиотехнической системой дальней навигации и доработанной системой управления, получила обозначение Су-27ПУ. Позднее самолет переименовали в Су-30, первый серийный самолет поднялся в воздух 14 апреля 1992 года.

В середине 90-х стал набирать обороты кризис в авиационной промышленности, и Миниэкономики РФ переориентировало оборонку на поиск экспортных заказов. Анализ рынка показал, что ни одна страна не может себе позволить содержать разнотипные истребители, решающие узкий спектр задач, а перспективным продуктом может стать многофункциональный истребитель на базе Су-30.

Самым известным экспортным вариантом Су-30 стал Су-30МКИ. Эта машина впервые в отечественной истории создавалась по техническому заданию серийного завода, а тот в свою очередь исходил из требований иностранного заказчика – ВВС Индии. По итогам длительных переговоров индийская сторона заявила о готовности финансировать создание самолета.

Договоренность включала в себя поставку 40 машин, а также перспективу развертывания лицензионного производства этих истребителей в Индии. Модернизированный самолет получил цифровой канал системы управления вооружением и БРЛС с фазированноц антенной решеткой, что в разы повысило боевую эффективность. Новая кабина была сопряжена с информационными возможностями усовершенствованного БРЭО и оборудована тремя многофункциональными индикаторами. Также самолет оснастили системой спутниковой навигации. В 2001 году в Иркутске был построен и совершил первый полет головной серийный самолет Су-30МКИ, предназначенный для поставки заказчику.

Всего было выпущено свыше 350 самолетов Су-30МКИ. Эта программа наглядно показала, что Иркутский авиациооный завод уверенно шел путем интеграции в мировую аэрокосмическую индустрию. Завод предлагал на рынок образцы техники, отвечающие самым строгим требованиям заказчика и был готов использовать в их составе лучшие образцы зарубежной авионики и оружия. Кроме того, завод предлагал взаимовыгодную программу лицензионного производства самолетов.

Пресс-служба Иркутского регионального отделения СоюзМаш России по информации Заметки авиастроителя
На ИАЗ впервые прошла независимая оценка сотрудников На ИАЗ впервые прошла независимая оценка сотрудников

18 Март 2025

На Иркутском авиационном заводе (входит в состав Иркутского РО СМР) впервые в России прошла независимая оценка квалификации для специалиста авиационного профиля. В перспективе подтверждать квалификацию таким образом будут все выпускники учебно-производственного центра.

Деловая программа Чемпионата Деловая программа Чемпионата

18 Март 2025

В Иркутском авиационном техникуме (входит в состав Иркутского РО СМР) в рамках деловой программы регионального этапа чемпионатного движения по профессиональному мастерству «ПРОФЕССИОНАЛЫ»  прошел профориентационный круглый стол на тему «Перспективы трудоустройства специалистов среднего звена на промышленных предприятиях».

Иркутское Реготделение СоюзМаш стало участником форума волонтеров и добровольцев тыла Иркутской области Иркутское Реготделение СоюзМаш стало участником форума волонтеров и добровольцев тыла Иркутской области

18 Март 2025

16 марта в рамках акции #Всегдарядом Иркутское региональное отделение Союза машиностроителей России, совместно с благотворительной организацией «Сила Тыла» приняли участие в масштабной выставке «СВОих не бросаем», которая была организована в рамках II Регионального форума волонтеров и добровольцев тыла Иркутской области.

За укрепление содружества За укрепление содружества

17 Март 2025

На Иркутском авиазаводе (входит в состав Иркутского РО СМР) 17 марта наградили сотрудников предприятия, внесших большой личный вклад в укрепление боевого содружества и военного сотрудничества.

Посильная помощь Посильная помощь

14 Март 2025

Ветераны Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского РО СМР) закупили для бойцов СВО коллиматорные, тепловизионные прицелы на общую сумму 145330 руб.
Закупленные прицелы уже переданы сотрудниками Совета ветеранов ИАЗ в Иркутское РО благотворительного фонда «Золотые руки ангела» для передачи непосредственно бойцам одной из действующих частей СВО.

Прийти на помощь в любую минуту Прийти на помощь в любую минуту

13 Март 2025

В рамках всероссийской акции «Код донора. Защитники Отечества» 12 марта на Иркутском авиационном заводе (входит в состав Иркутского РО СМР) состоялась встреча, на которой заводчанам рассказали о донорстве крови и костного мозга и провели мастер класс посвященный оказанию первой помощи.

Подвели итоги работы Подвели итоги работы

10 Март 2025

На Иркутском авиазаводе (входит в состав Иркутского РО СМР) состоялось выездное совещание совета работающей молодежи и представителей Министерства по молодежной политике Иркутской области.

С первым весенним праздником! С первым весенним праздником!

7 Март 2025

Дорогие, уважаемые женщины!

Тепло и сердечно поздравляю Вас с первым весенним праздником – Международным женским днем 8 Марта!

Иркутский авиазавод передал бойцам СВО очередную партию носилок  на моноколесе Иркутский авиазавод передал бойцам СВО очередную партию носилок на моноколесе

6 Март 2025

5 марта в рамках акции #Всегдарядом сотрудники Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского РО СМР) изготовили очередную партию из 10 носилок  на моноколесе для бойцов, находящихся в зоне СВО. Это уже третья партия, которую завод отправляет на фронт.

Курс на серийную работу Курс на серийную работу

5 Март 2025

Номенклатура изделий, выпускаемых цехом профилей и обшивки Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского РО СМР), насчитывает тысячи наименований деталей. Обшивочные панели самолетов, силовые элементы каркаса планера из прессованного профиля, то, что составляет «скелет» стальных птиц – шпангоуты, стрингеры, обода и многое другое.