Путь Иркутского авиационного завода от Су-27УБ к Су-30МКИ
21 Август 2024

В 90-х Иркутский авиационный завод (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) приступил к серьезной и новой для себя теме – выпуску учебно-боевого варианта истребителя нового поколения Су-27УБ. Базовая версия машины создавалась для завоевания и удержания превосходства в воздухе со способностью вести как дальний ракетный перехват воздушных целей, так и высокоманевренный ближний воздушный бой. Это был «наш ответ» американскому истребителю F-15.
Изначально Су-27УБ планировался к выпуску в Комсомольске-на-Амуре, однако, в связи с загруженностью производства и изменением конструкции самолета, проект передали в Иркутск. Освоение Су-27УБ поставило массу вопросов перед технологами. Больше всего проблем было с обработкой титановых сплавов. Из него делали шпангоуты и капоты мотогондол, поэтому необходимо было освоить термическую обработку титановых деталей, а также фрезерование заготовок, сверление, клепку и сварку.
Из-за большого количества деталей сложной формы в конструкции Су-27 на заводе были установлены станки ЧПУ, а для упрочнения особо нагруженных узлов планера – дробеструйная установка, применяющаяся для предотвращения распространения микротрещин на поверхности. Для помощи заводчанам и оперативного решения текущих вопросов ОКБ Сухого организовало на ИАЗ свой филиал. 10 сентября 1986 года первый серийный истребитель Су-27УБ иркутской сборки поднялся в небо над заводом. Основными заказчиками самолета стали ВВС и Войска ПВО.
Во второй половине 1980-х годов командование авиации войск ПВО высказало пожелание получить специальную модификацию Су-27УБ, которая могла бы использоваться в качестве воздушного командного пункта для управления боевыми действиями группы Су-27. Летчики особенно ценили Су-27УБ за наличие на борту двух членов экипажа. Модифицированная «спарка», которую оснастили системой дозаправки топливом в воздухе, радиотехнической системой дальней навигации и доработанной системой управления, получила обозначение Су-27ПУ. Позднее самолет переименовали в Су-30, первый серийный самолет поднялся в воздух 14 апреля 1992 года.
В середине 90-х стал набирать обороты кризис в авиационной промышленности, и Миниэкономики РФ переориентировало оборонку на поиск экспортных заказов. Анализ рынка показал, что ни одна страна не может себе позволить содержать разнотипные истребители, решающие узкий спектр задач, а перспективным продуктом может стать многофункциональный истребитель на базе Су-30.
Самым известным экспортным вариантом Су-30 стал Су-30МКИ. Эта машина впервые в отечественной истории создавалась по техническому заданию серийного завода, а тот в свою очередь исходил из требований иностранного заказчика – ВВС Индии. По итогам длительных переговоров индийская сторона заявила о готовности финансировать создание самолета.
Договоренность включала в себя поставку 40 машин, а также перспективу развертывания лицензионного производства этих истребителей в Индии. Модернизированный самолет получил цифровой канал системы управления вооружением и БРЛС с фазированноц антенной решеткой, что в разы повысило боевую эффективность. Новая кабина была сопряжена с информационными возможностями усовершенствованного БРЭО и оборудована тремя многофункциональными индикаторами. Также самолет оснастили системой спутниковой навигации. В 2001 году в Иркутске был построен и совершил первый полет головной серийный самолет Су-30МКИ, предназначенный для поставки заказчику.
Всего было выпущено свыше 350 самолетов Су-30МКИ. Эта программа наглядно показала, что Иркутский авиациооный завод уверенно шел путем интеграции в мировую аэрокосмическую индустрию. Завод предлагал на рынок образцы техники, отвечающие самым строгим требованиям заказчика и был готов использовать в их составе лучшие образцы зарубежной авионики и оружия. Кроме того, завод предлагал взаимовыгодную программу лицензионного производства самолетов.
Пресс-служба Иркутского регионального отделения СоюзМаш России по информации Заметки авиастроителя

18 Март 2025
На Иркутском авиационном заводе (входит в состав Иркутского РО СМР) впервые в России прошла независимая оценка квалификации для специалиста авиационного профиля. В перспективе подтверждать квалификацию таким образом будут все выпускники учебно-производственного центра.

18 Март 2025
В Иркутском авиационном техникуме (входит в состав Иркутского РО СМР) в рамках деловой программы регионального этапа чемпионатного движения по профессиональному мастерству «ПРОФЕССИОНАЛЫ» прошел профориентационный круглый стол на тему «Перспективы трудоустройства специалистов среднего звена на промышленных предприятиях».

18 Март 2025
16 марта в рамках акции #Всегдарядом Иркутское региональное отделение Союза машиностроителей России, совместно с благотворительной организацией «Сила Тыла» приняли участие в масштабной выставке «СВОих не бросаем», которая была организована в рамках II Регионального форума волонтеров и добровольцев тыла Иркутской области.

17 Март 2025
На Иркутском авиазаводе (входит в состав Иркутского РО СМР) 17 марта наградили сотрудников предприятия, внесших большой личный вклад в укрепление боевого содружества и военного сотрудничества.

14 Март 2025
Ветераны Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского РО СМР) закупили для бойцов СВО коллиматорные, тепловизионные прицелы на общую сумму 145330 руб.
Закупленные прицелы уже переданы сотрудниками Совета ветеранов ИАЗ в Иркутское РО благотворительного фонда «Золотые руки ангела» для передачи непосредственно бойцам одной из действующих частей СВО.

13 Март 2025
В рамках всероссийской акции «Код донора. Защитники Отечества» 12 марта на Иркутском авиационном заводе (входит в состав Иркутского РО СМР) состоялась встреча, на которой заводчанам рассказали о донорстве крови и костного мозга и провели мастер класс посвященный оказанию первой помощи.
10 Март 2025
На Иркутском авиазаводе (входит в состав Иркутского РО СМР) состоялось выездное совещание совета работающей молодежи и представителей Министерства по молодежной политике Иркутской области.

7 Март 2025
Дорогие, уважаемые женщины!
Тепло и сердечно поздравляю Вас с первым весенним праздником – Международным женским днем 8 Марта!

6 Март 2025
5 марта в рамках акции #Всегдарядом сотрудники Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского РО СМР) изготовили очередную партию из 10 носилок на моноколесе для бойцов, находящихся в зоне СВО. Это уже третья партия, которую завод отправляет на фронт.

5 Март 2025
Номенклатура изделий, выпускаемых цехом профилей и обшивки Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского РО СМР), насчитывает тысячи наименований деталей. Обшивочные панели самолетов, силовые элементы каркаса планера из прессованного профиля, то, что составляет «скелет» стальных птиц – шпангоуты, стрингеры, обода и многое другое.