Сотрудники ИрГТУ установили на иркутском троллейбусе экспериментальную энергосберегающую систему обогрева

24 Март 2014

Ученые ИрГТУ разработали и установили в одном из иркутских троллейбусов уникальную конструкцию воздушно-тепловой завесы, которая надежно защитит салоны электротранспортных средств от потери тепла в зимний период. Эффективная энергосберегающая система занимает особое место среди инновационных разработок ИрГТУ для муниципального хозяйства г. Иркутска.
Как рассказал доцент кафедры городского строительства и хозяйства ИрГТУ Игорь Шелехов, над проектом работает инновационное предприятие Технопарка «Термостат». Монтаж системы, предложенной учеными университета, осуществляет МУП «Иркутскгорэлектротранс».
«Вопрос сохранения тепловой энергии в помещениях с переменным тепловым режимом (магазины, общественные и административные здания) стоит очень остро, особенно для северных регионов нашей страны с их большим перепадом температур и сильными ветровыми нагрузками. Обычно проблема решается с помощью установки воздушно-тепловой завесы. В процессе эксплуатации в таких завесах можно скорректировать величину выделяемой мощности, а в некоторых моделях и скорость воздушного потока. Однако встречаются помещения с особо сложными условиями, например, к ним относятся салоны городского транспорта.
Наиболее актуальна проблема защиты от тепловых потерь для городского электротранспорта в условиях осеннего, зимнего и весеннего сезонов. Это обусловлено не только тем, что помещение постоянно перемещается, но и климатическими особенностями нашего региона, где в период с октября по март диапазон температур в среднем может колебаться от + 7 до –20 °С. Поэтому каждый год перед руководством МУП «Иркутскгорэлектротранс» стоит задача, как сделать пребывание пассажиров в салонах троллейбусов и трамваев комфортнее. В настоящее время парк подвижного состава предприятия составляют 73 троллейбуса (износ 30 %) и 58 трамваев (износ 88 %)», - рассказал И. Шелехов, подчеркивая важность своего проекта.
По словам ученого, в зимний период на отопление троллейбуса тратится примерно в два раза больше электроэнергии, чем на его движение. Данные показывают, что потребляемая мощность электроэнергии, затрачиваемая на обогрев одного салона трамвая, составляет в среднем 30 кВт, троллейбуса – 20 кВт. Специалисты МУП «Иркутскгорэлектротранс» устанавливают на трамваях классические воздушно-тепловые завесы для предотвращения попадания холодного воздуха в салон. Между тем, использование стандартных нагревательных элементов в тепловых завесах, а также применение в качестве коммутационной аппаратуры обычных реле и температурных датчиков делает систему энергоемкой.
И. Шелехов отмечает, что намного хуже обстоит ситуация с отоплением троллейбусов, где нет возможности установить тепловую завесу из-за расположенной над дверями системы привода открывания-закрывания дверей. Салоны обогреваются установленными под сиденьями тепловыми пушками, эффективность которых при внешних температурах от –20 до –35 °С составляет всего 10–15 %, так как при открытых дверях в салоне за 10–15 секунд происходит полный воздухообмен.
«Мы ставили перед собой задачу разработать эффективную энергосберегающую систему жизнеобеспечения подвижного состава электротранспорта Иркутска. По мнению проектных автотранспортных организаций, к которым обращались руководители МУП «Иркутскгорэлектротранс», применение классических решений, особенно при температурах ниже –20 °С, является невозможным. В основном это обусловлено тем, что установить отопительный прибор или тепловую завесу неосуществимо из-за расположенной над дверями системы привода открывания-закрывания дверей. То есть, специалисты утверждали, что при имеющихся нагревательных элементах и вентиляторах нельзя разработать такую конструкцию отопительного прибора, которая вписывалась бы в конструкцию троллейбуса.
Если проблему с воздухоподачей можно решить путем применения малогабаритных центробежных вентиляторов и системы воздуховодов, то классические нагревательные элементы с необходимой удельной мощностью и нужных габаритов не выпускаются. Действительно, сложно изготовить по классическим технологиям нагревательный элемент с малой площадью теплопередачи на высокое напряжение и с большой площадью теплопередачи на низкое напряжение (в салоне троллейбуса используются два напряжения: 550 и 24 В).
Мы предлагаем решить эту задачу с применением уникальных полупроводниковых нагревательных элементов, разработанных в ИрГТУ. Используя данную технологию, сотрудники инновационного предприятия «Термостат», могут не только изготовить нагревательный элемент на любое напряжение в диапазоне от 3,7 до 660 В на требуемую площадь теплопередачи, но и обеспечить эффект саморегуляции», - пояснил И. Шелехов.
Применяя новую конструкцию воздушно-тепловой завесы для салонов троллейбусов, достигаются оптимальные технические характеристики воздушно-теплового потока, необходимого для надежной защиты подвижного транспорта от проникновения холодного воздуха. При этом параметры энергопотребления также являются оптимальными, что предотвращает перерасход электроэнергии.
В 2011 году проектом заинтересовалась администрация Иркутска и направила на создание инновационной системы отопления 320 тысяч рублей, еще 80 тыс. рублей в проект вложили сами политеховские инноваторы. После успешного проведения лабораторных испытаний, первый экспериментальный образец был смонтирован в салоне одного из иркутских троллейбусов. Эксперименты проводились в реальных условиях. Ветровую нагрузку обеспечивал вентилятор с регулируемой скоростью, максимальная скорость воздушного потока составляла 16 м/с. Испытания показали, что данная конструкция воздушно-тепловой завесы полностью предотвращает проникновение в салон внешних холодных потоков при средней скорости 8 м/с . Положительные результаты были получены при суммарной мощности тепловых завес 15 кВт.
Авторы проекта разработали и зарегистрировали в соответствии с действующим законодательством нормативно-техническую документацию, после проведенных сертификационных испытаний выдан сертификат соответствия на серийное производство данных систем отопления на три года.
В течение 2012-2013 гг. ученые модернизировали систему обогрева, уделяя внимание созданию микроклимата в салоне.

«В феврале этого года один из иркутских троллейбусов был оборудован усовершенствованной конструкцией тепловой завесы. В настоящее время по городу ездит троллейбус с обогревателем, рассчитанным на северную зону с температурой минус 40-45 градусов. Мы периодически измеряем параметры на этом троллейбусе. Сотрудники «Горэлектротранса» активно помогают в исследованиях, при необходимости снимая с линии экспериментальный троллейбус и выделяя сотрудников.
Применяя нашу систему, можно получить хороший экономический эффект. А если троллейбусы еще и отремонтировать (утеплить в салонах полы и поставить двойные стекла), то при их эксплуатации можно ежегодно получать до 70% экономии. В результате не стояла бы так остро проблема увеличения стоимости проезда, - подчеркнул И. Шелехов.
Ученые ИрГТУ готовы передать всю техническую документацию по эффективной энергосберегающей системе МУП «Иркутскгорэлектротранс». Перспективной разработкой заинтересовались многие российские города, а также Улан-Батор (Монголия).
В настоящее время специалисты предприятия «Термостат» готовят заявку для участия в конкурсе на предоставление субсидий из бюджета Иркутска. Городские власти ежегодно поддерживают инноваторов, которые реализуют проекты, приоритетные для Иркутска.
Сбор макулатуры на ИАЗ состоится 24 января Сбор макулатуры на ИАЗ состоится 24 января

17 Январь 2024

На Иркутском авиазаводе(входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) пройдет акция «Экорайон» по сбору макулатуры. Пункты приема старых газет, журналов, бумажной упаковки и офисной бумаги (важно: картон не принимают) будут организованы традиционно возле инженерного корпуса и у пульта.

Признание заслуг Признание заслуг

17 Январь 2024

Заместитель главного врача ОГАУЗ «Медсанчасть ИАПО» по клинико-экспертной работе Елене Бушковой отмечена Почетной грамотой Законодательного Собрания Иркутской области. Вручил награду генеральный директор Иркутского авиазавода, депутат регионального Заксобрания, председатель Иркутского регионального отделения СоюзМаш России Александр Вепрев.

Первый Вице-Президент Союза машиностроителей Владимир Гутенев вошёл в состав коллегии ВПК Первый Вице-Президент Союза машиностроителей Владимир Гутенев вошёл в состав коллегии ВПК

17 Январь 2024

15 января 2024 года президент России Владимир Путин включил в состав коллегии Военно-промышленной комиссии РФ председателя Комитета Госдумы по промышленности и торговле, первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева.

Итоги конкурса детского творчества по охране труда "Дети охраняют будущее" Итоги конкурса детского творчества по охране труда "Дети охраняют будущее"

16 Январь 2024

Под занавес 2023 года состоялся первый в истории Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) конкурс детского творчества по охране труда "Дети охраняют будущее".

 Открываем сезон ГТО Открываем сезон ГТО

16 Январь 2024

23 января на ИАЗ состоится первый в этом году «Спортивный вторник» (мероприятие по сдаче нормативов ГТО).
Приглашаются все желающие сотрудники Иркутского авиазавода (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) не имеющие значка ГТО.

Председатель реготделения СоюзМаш поздравил коллектив Иркутского релейного завода с юбилеем предприятия Председатель реготделения СоюзМаш поздравил коллектив Иркутского релейного завода с юбилеем предприятия

15 Январь 2024

13 января 90-летний юбилей отметило одно из старейших машиностроительных предприятий Прибайкалья – АО «Иркутский релейный завод (входит в состав Иркутского регионального отделения Союза машиностроителей России). Праздничное мероприятие по случаю юбилея прошло в Иркутском академическом Иркутском драматическом театре имени Н.П. Охлопкова.

На Иркутском авиазаводе впервые прошла авиа-ёлка На Иркутском авиазаводе впервые прошла авиа-ёлка

15 Январь 2024

В субботу, 13 января на Иркутском авиазаводе (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России), в ангаре самолета МС-21 впервые в истории предприятия прошла авиационная елка!

Владимир Гутенёв: предприятия и вузы СоюзМаш поддерживают кандидата в президенты Владимира Путина Владимир Гутенёв: предприятия и вузы СоюзМаш поддерживают кандидата в президенты Владимира Путина

15 Январь 2024

Председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев в рамках региональной недели провел ряд встреч с молодежью Самары.

На Иркутском авиазаводе прошел сбор подписей в поддержку Владимира Путина на выборах 2024 года На Иркутском авиазаводе прошел сбор подписей в поддержку Владимира Путина на выборах 2024 года

12 Январь 2024

В конце декабря в Иркутской области начался сбор подписей в поддержку кандидата в президенты Владимира Путина на выборах 2024 года. Один из выездных пунктов сбора был организован в Музее истории филиала ПАО «Яковлев» Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России). Среди тех, кто поставил здесь свои подписи, —  представители трудовых династий иркутских машиностроителей, сотрудники, которые отработали на предприятии более 20 лет.

Студенты ИРНИТУ знакомились с трендами робототехники и энергетики в Пекинском технологическом институте Студенты ИРНИТУ знакомились с трендами робототехники и энергетики в Пекинском технологическом институте

11 Январь 2024

Студенты ИРНИТУ (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) знакомились с трендами робототехники и энергетики в Пекинском технологическом институте. Впечатлениями поделился Данил Волыгин, который познакомился с китайскими трендами по программированию роботов, управлению производственными процессами.