Сотрудники ИрГТУ установили на иркутском троллейбусе экспериментальную энергосберегающую систему обогрева

24 Март 2014

Ученые ИрГТУ разработали и установили в одном из иркутских троллейбусов уникальную конструкцию воздушно-тепловой завесы, которая надежно защитит салоны электротранспортных средств от потери тепла в зимний период. Эффективная энергосберегающая система занимает особое место среди инновационных разработок ИрГТУ для муниципального хозяйства г. Иркутска.
Как рассказал доцент кафедры городского строительства и хозяйства ИрГТУ Игорь Шелехов, над проектом работает инновационное предприятие Технопарка «Термостат». Монтаж системы, предложенной учеными университета, осуществляет МУП «Иркутскгорэлектротранс».
«Вопрос сохранения тепловой энергии в помещениях с переменным тепловым режимом (магазины, общественные и административные здания) стоит очень остро, особенно для северных регионов нашей страны с их большим перепадом температур и сильными ветровыми нагрузками. Обычно проблема решается с помощью установки воздушно-тепловой завесы. В процессе эксплуатации в таких завесах можно скорректировать величину выделяемой мощности, а в некоторых моделях и скорость воздушного потока. Однако встречаются помещения с особо сложными условиями, например, к ним относятся салоны городского транспорта.
Наиболее актуальна проблема защиты от тепловых потерь для городского электротранспорта в условиях осеннего, зимнего и весеннего сезонов. Это обусловлено не только тем, что помещение постоянно перемещается, но и климатическими особенностями нашего региона, где в период с октября по март диапазон температур в среднем может колебаться от + 7 до –20 °С. Поэтому каждый год перед руководством МУП «Иркутскгорэлектротранс» стоит задача, как сделать пребывание пассажиров в салонах троллейбусов и трамваев комфортнее. В настоящее время парк подвижного состава предприятия составляют 73 троллейбуса (износ 30 %) и 58 трамваев (износ 88 %)», - рассказал И. Шелехов, подчеркивая важность своего проекта.
По словам ученого, в зимний период на отопление троллейбуса тратится примерно в два раза больше электроэнергии, чем на его движение. Данные показывают, что потребляемая мощность электроэнергии, затрачиваемая на обогрев одного салона трамвая, составляет в среднем 30 кВт, троллейбуса – 20 кВт. Специалисты МУП «Иркутскгорэлектротранс» устанавливают на трамваях классические воздушно-тепловые завесы для предотвращения попадания холодного воздуха в салон. Между тем, использование стандартных нагревательных элементов в тепловых завесах, а также применение в качестве коммутационной аппаратуры обычных реле и температурных датчиков делает систему энергоемкой.
И. Шелехов отмечает, что намного хуже обстоит ситуация с отоплением троллейбусов, где нет возможности установить тепловую завесу из-за расположенной над дверями системы привода открывания-закрывания дверей. Салоны обогреваются установленными под сиденьями тепловыми пушками, эффективность которых при внешних температурах от –20 до –35 °С составляет всего 10–15 %, так как при открытых дверях в салоне за 10–15 секунд происходит полный воздухообмен.
«Мы ставили перед собой задачу разработать эффективную энергосберегающую систему жизнеобеспечения подвижного состава электротранспорта Иркутска. По мнению проектных автотранспортных организаций, к которым обращались руководители МУП «Иркутскгорэлектротранс», применение классических решений, особенно при температурах ниже –20 °С, является невозможным. В основном это обусловлено тем, что установить отопительный прибор или тепловую завесу неосуществимо из-за расположенной над дверями системы привода открывания-закрывания дверей. То есть, специалисты утверждали, что при имеющихся нагревательных элементах и вентиляторах нельзя разработать такую конструкцию отопительного прибора, которая вписывалась бы в конструкцию троллейбуса.
Если проблему с воздухоподачей можно решить путем применения малогабаритных центробежных вентиляторов и системы воздуховодов, то классические нагревательные элементы с необходимой удельной мощностью и нужных габаритов не выпускаются. Действительно, сложно изготовить по классическим технологиям нагревательный элемент с малой площадью теплопередачи на высокое напряжение и с большой площадью теплопередачи на низкое напряжение (в салоне троллейбуса используются два напряжения: 550 и 24 В).
Мы предлагаем решить эту задачу с применением уникальных полупроводниковых нагревательных элементов, разработанных в ИрГТУ. Используя данную технологию, сотрудники инновационного предприятия «Термостат», могут не только изготовить нагревательный элемент на любое напряжение в диапазоне от 3,7 до 660 В на требуемую площадь теплопередачи, но и обеспечить эффект саморегуляции», - пояснил И. Шелехов.
Применяя новую конструкцию воздушно-тепловой завесы для салонов троллейбусов, достигаются оптимальные технические характеристики воздушно-теплового потока, необходимого для надежной защиты подвижного транспорта от проникновения холодного воздуха. При этом параметры энергопотребления также являются оптимальными, что предотвращает перерасход электроэнергии.
В 2011 году проектом заинтересовалась администрация Иркутска и направила на создание инновационной системы отопления 320 тысяч рублей, еще 80 тыс. рублей в проект вложили сами политеховские инноваторы. После успешного проведения лабораторных испытаний, первый экспериментальный образец был смонтирован в салоне одного из иркутских троллейбусов. Эксперименты проводились в реальных условиях. Ветровую нагрузку обеспечивал вентилятор с регулируемой скоростью, максимальная скорость воздушного потока составляла 16 м/с. Испытания показали, что данная конструкция воздушно-тепловой завесы полностью предотвращает проникновение в салон внешних холодных потоков при средней скорости 8 м/с . Положительные результаты были получены при суммарной мощности тепловых завес 15 кВт.
Авторы проекта разработали и зарегистрировали в соответствии с действующим законодательством нормативно-техническую документацию, после проведенных сертификационных испытаний выдан сертификат соответствия на серийное производство данных систем отопления на три года.
В течение 2012-2013 гг. ученые модернизировали систему обогрева, уделяя внимание созданию микроклимата в салоне.

«В феврале этого года один из иркутских троллейбусов был оборудован усовершенствованной конструкцией тепловой завесы. В настоящее время по городу ездит троллейбус с обогревателем, рассчитанным на северную зону с температурой минус 40-45 градусов. Мы периодически измеряем параметры на этом троллейбусе. Сотрудники «Горэлектротранса» активно помогают в исследованиях, при необходимости снимая с линии экспериментальный троллейбус и выделяя сотрудников.
Применяя нашу систему, можно получить хороший экономический эффект. А если троллейбусы еще и отремонтировать (утеплить в салонах полы и поставить двойные стекла), то при их эксплуатации можно ежегодно получать до 70% экономии. В результате не стояла бы так остро проблема увеличения стоимости проезда, - подчеркнул И. Шелехов.
Ученые ИрГТУ готовы передать всю техническую документацию по эффективной энергосберегающей системе МУП «Иркутскгорэлектротранс». Перспективной разработкой заинтересовались многие российские города, а также Улан-Батор (Монголия).
В настоящее время специалисты предприятия «Термостат» готовят заявку для участия в конкурсе на предоставление субсидий из бюджета Иркутска. Городские власти ежегодно поддерживают инноваторов, которые реализуют проекты, приоритетные для Иркутска.
Хоккеисты Иркутского авиазавода – лучшие Хоккеисты Иркутского авиазавода – лучшие

27 Февраль 2024

25 февраля 12 городских команд, в том числе команда Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) приняли участие в традиционном ежегодном Турнире по хоккею с мячом на Кубок МКУ «ГСМЦ» .

За вклад в развитие производства За вклад в развитие производства

27 Февраль 2024

В ходе расширенного заседания Иркутского реготделения Союза машиностроителей России  прошло награждения заводчан по итогам работы в 2023 году. Почетными грамотами и благодарностями ОАК, ПАО «Яковлев», Губернатора Иркутской области и СоюзМаш России отмечены 60 сотрудников ИАЗ (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России).

Покорители льда Покорители льда

26 Февраль 2024

В середине февраля на стадионе спортивно-оздоровительного центра «ИРКУТ-Зенит» прошло традиционное мероприятие Совета молодёжи Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) «Все на лед!».

Команда ИРНИТУ  – победитель Национальной технологической олимпиады Команда ИРНИТУ – победитель Национальной технологической олимпиады

26 Февраль 2024

Ректор ИРНИТУ (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) Михаил Корняков поздравил студентов с победой в Национальной технологической олимпиаде (НТО). Политеховцы стали лучшими в треке «Цифровое производство в машиностроении», финал которого состоялся на площадке МГТУ «СТАНКИН».

На 30 больше На 30 больше

22 Февраль 2024

20 февраля на Иркутском авиазаводе состоялось заседание Иркутского регионального отделения Союза машиностроителей России. В его ходе председатель реготделения А.А. Вепрев подвел итоги работы машиностроителей в 2023 году, рассказал о планах на текущий период и в торжественной обстановке вручил удостоверения вновь принятым членам СоюзМаш.

С праздником, Защитники! С праздником, Защитники!

22 Февраль 2024

Уважаемые заводчане, сотрудники Военного представительства 420 и дочерних обществ ПАО «Яковлев», участники войн и труженики тыла, активисты Иркутского регионального отделения СоюзМаш России! Поздравляю Вас с государственным праздником – Днем защитника Отечества!

Обсудили актуальную тему Обсудили актуальную тему

21 Февраль 2024

Иркутское региональное отделение Союза машиностроителей России провело круглый стол на тему «Кадры: как найти и удержать» для предприятий, входящих в состав реготделения.
Директора предприятий и руководители кадровых служб обсудили проблему кадрового голода на рынке труда с бизнес-наставником Аленой Мосягиной.

Члены Иркутского реготделения СоюзМаш России приняли участие VIII в Международном форуме труда Члены Иркутского реготделения СоюзМаш России приняли участие VIII в Международном форуме труда

21 Февраль 2024

Представители минтруда Иркутской области (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) принимают участие в VIII Санкт-Петербургском Международном форуме труда. Основная тема форума в этом году – «Труд, занятость, человеческий капитал: новые сложности и новые решения».На форуме прошло более 100 мероприятий, таких как конференции, панельные дискуссии и практикумы. Участники обсудили ряд вопросов, связанных с развитием человеческого капитала и новые HR-практики.

Шестьдесят смелых Шестьдесят смелых

20 Февраль 2024

В поселке Молодежном прошел традиционный массовый забег «Лыжня России». В нем участвовали спортсмены, студенты и школьники, представители трудовых коллективов города, да и просто любители прогулок на лыжах. На старт вышли несколько тысяч человек, в их числе были и работники Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России).

Иркутское региональное отделение СоюзМаш России присоединилось к всероссийской акции «Тепло для героя» Иркутское региональное отделение СоюзМаш России присоединилось к всероссийской акции «Тепло для героя»

19 Февраль 2024

В преддверии Дня защитника Отечества школьники совместно с педагогами школы МБОУ г. Иркутска средней общеобразовательной школы №37 г. Иркутска, которая является подшефной организацией Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского реготделения СоюзМаш России) откликнулись и приняли активное участие в акции «Тепло для героя».