Сотрудники ИрГТУ установили на иркутском троллейбусе экспериментальную энергосберегающую систему обогрева

24 Март 2014

Ученые ИрГТУ разработали и установили в одном из иркутских троллейбусов уникальную конструкцию воздушно-тепловой завесы, которая надежно защитит салоны электротранспортных средств от потери тепла в зимний период. Эффективная энергосберегающая система занимает особое место среди инновационных разработок ИрГТУ для муниципального хозяйства г. Иркутска.
Как рассказал доцент кафедры городского строительства и хозяйства ИрГТУ Игорь Шелехов, над проектом работает инновационное предприятие Технопарка «Термостат». Монтаж системы, предложенной учеными университета, осуществляет МУП «Иркутскгорэлектротранс».
«Вопрос сохранения тепловой энергии в помещениях с переменным тепловым режимом (магазины, общественные и административные здания) стоит очень остро, особенно для северных регионов нашей страны с их большим перепадом температур и сильными ветровыми нагрузками. Обычно проблема решается с помощью установки воздушно-тепловой завесы. В процессе эксплуатации в таких завесах можно скорректировать величину выделяемой мощности, а в некоторых моделях и скорость воздушного потока. Однако встречаются помещения с особо сложными условиями, например, к ним относятся салоны городского транспорта.
Наиболее актуальна проблема защиты от тепловых потерь для городского электротранспорта в условиях осеннего, зимнего и весеннего сезонов. Это обусловлено не только тем, что помещение постоянно перемещается, но и климатическими особенностями нашего региона, где в период с октября по март диапазон температур в среднем может колебаться от + 7 до –20 °С. Поэтому каждый год перед руководством МУП «Иркутскгорэлектротранс» стоит задача, как сделать пребывание пассажиров в салонах троллейбусов и трамваев комфортнее. В настоящее время парк подвижного состава предприятия составляют 73 троллейбуса (износ 30 %) и 58 трамваев (износ 88 %)», - рассказал И. Шелехов, подчеркивая важность своего проекта.
По словам ученого, в зимний период на отопление троллейбуса тратится примерно в два раза больше электроэнергии, чем на его движение. Данные показывают, что потребляемая мощность электроэнергии, затрачиваемая на обогрев одного салона трамвая, составляет в среднем 30 кВт, троллейбуса – 20 кВт. Специалисты МУП «Иркутскгорэлектротранс» устанавливают на трамваях классические воздушно-тепловые завесы для предотвращения попадания холодного воздуха в салон. Между тем, использование стандартных нагревательных элементов в тепловых завесах, а также применение в качестве коммутационной аппаратуры обычных реле и температурных датчиков делает систему энергоемкой.
И. Шелехов отмечает, что намного хуже обстоит ситуация с отоплением троллейбусов, где нет возможности установить тепловую завесу из-за расположенной над дверями системы привода открывания-закрывания дверей. Салоны обогреваются установленными под сиденьями тепловыми пушками, эффективность которых при внешних температурах от –20 до –35 °С составляет всего 10–15 %, так как при открытых дверях в салоне за 10–15 секунд происходит полный воздухообмен.
«Мы ставили перед собой задачу разработать эффективную энергосберегающую систему жизнеобеспечения подвижного состава электротранспорта Иркутска. По мнению проектных автотранспортных организаций, к которым обращались руководители МУП «Иркутскгорэлектротранс», применение классических решений, особенно при температурах ниже –20 °С, является невозможным. В основном это обусловлено тем, что установить отопительный прибор или тепловую завесу неосуществимо из-за расположенной над дверями системы привода открывания-закрывания дверей. То есть, специалисты утверждали, что при имеющихся нагревательных элементах и вентиляторах нельзя разработать такую конструкцию отопительного прибора, которая вписывалась бы в конструкцию троллейбуса.
Если проблему с воздухоподачей можно решить путем применения малогабаритных центробежных вентиляторов и системы воздуховодов, то классические нагревательные элементы с необходимой удельной мощностью и нужных габаритов не выпускаются. Действительно, сложно изготовить по классическим технологиям нагревательный элемент с малой площадью теплопередачи на высокое напряжение и с большой площадью теплопередачи на низкое напряжение (в салоне троллейбуса используются два напряжения: 550 и 24 В).
Мы предлагаем решить эту задачу с применением уникальных полупроводниковых нагревательных элементов, разработанных в ИрГТУ. Используя данную технологию, сотрудники инновационного предприятия «Термостат», могут не только изготовить нагревательный элемент на любое напряжение в диапазоне от 3,7 до 660 В на требуемую площадь теплопередачи, но и обеспечить эффект саморегуляции», - пояснил И. Шелехов.
Применяя новую конструкцию воздушно-тепловой завесы для салонов троллейбусов, достигаются оптимальные технические характеристики воздушно-теплового потока, необходимого для надежной защиты подвижного транспорта от проникновения холодного воздуха. При этом параметры энергопотребления также являются оптимальными, что предотвращает перерасход электроэнергии.
В 2011 году проектом заинтересовалась администрация Иркутска и направила на создание инновационной системы отопления 320 тысяч рублей, еще 80 тыс. рублей в проект вложили сами политеховские инноваторы. После успешного проведения лабораторных испытаний, первый экспериментальный образец был смонтирован в салоне одного из иркутских троллейбусов. Эксперименты проводились в реальных условиях. Ветровую нагрузку обеспечивал вентилятор с регулируемой скоростью, максимальная скорость воздушного потока составляла 16 м/с. Испытания показали, что данная конструкция воздушно-тепловой завесы полностью предотвращает проникновение в салон внешних холодных потоков при средней скорости 8 м/с . Положительные результаты были получены при суммарной мощности тепловых завес 15 кВт.
Авторы проекта разработали и зарегистрировали в соответствии с действующим законодательством нормативно-техническую документацию, после проведенных сертификационных испытаний выдан сертификат соответствия на серийное производство данных систем отопления на три года.
В течение 2012-2013 гг. ученые модернизировали систему обогрева, уделяя внимание созданию микроклимата в салоне.

«В феврале этого года один из иркутских троллейбусов был оборудован усовершенствованной конструкцией тепловой завесы. В настоящее время по городу ездит троллейбус с обогревателем, рассчитанным на северную зону с температурой минус 40-45 градусов. Мы периодически измеряем параметры на этом троллейбусе. Сотрудники «Горэлектротранса» активно помогают в исследованиях, при необходимости снимая с линии экспериментальный троллейбус и выделяя сотрудников.
Применяя нашу систему, можно получить хороший экономический эффект. А если троллейбусы еще и отремонтировать (утеплить в салонах полы и поставить двойные стекла), то при их эксплуатации можно ежегодно получать до 70% экономии. В результате не стояла бы так остро проблема увеличения стоимости проезда, - подчеркнул И. Шелехов.
Ученые ИрГТУ готовы передать всю техническую документацию по эффективной энергосберегающей системе МУП «Иркутскгорэлектротранс». Перспективной разработкой заинтересовались многие российские города, а также Улан-Батор (Монголия).
В настоящее время специалисты предприятия «Термостат» готовят заявку для участия в конкурсе на предоставление субсидий из бюджета Иркутска. Городские власти ежегодно поддерживают инноваторов, которые реализуют проекты, приоритетные для Иркутска.
Первые в рейтинге Первые в рейтинге

20 Март 2024

Филиал ПАО «Яковлев» – Иркутский авиационный завод (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) занял первое место в рейтинге заводов Объединенной авиастроительной корпорации, выполнив 88% требований «Стандарта целевика» в рамках приемной кампании 2023 года. В общем рейтинге, включающем и заводы, и ОКБ, ИАЗ оказался вторым по России.

Сотрудники Иркутского авиазавода приняли участие в выездном Дне донора Сотрудники Иркутского авиазавода приняли участие в выездном Дне донора

20 Март 2024

19 марта активисты Иркутского регионального отделения СоюзМаш России в рамках акции «Поколения добра» организовали и провели выездной День донора. В акции приняли участие 30 сотрудников Филиала ПАО «Яковлев» – Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России). Все вместе они пополнили запасы Иркутской областная станция переливания крови более чем на 10 литров донорской крови.

С блинами и плясками отметил коллектив Иркутского релейного завода Масленицу С блинами и плясками отметил коллектив Иркутского релейного завода Масленицу

19 Март 2024

В минувшие выходные иркутские релейщики вновь провели корпоративный праздник, который на сей раз был посвящен проводам зимы и финальному действию – широкой Масленице.

Праздник был организован для сотрудников АО «Иркутский релейный завод» (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) на базе отдыха ИГУ, где работников предприятия ждали различные конкурсы, музыкальные номера и, конечно, вкуснейшие кружевные блины с ароматным чаем.

На площади у стадиона «Труд» прошел митинг-концерт, посвященный десятилетию с момента воссоединения Крыма с Россией На площади у стадиона «Труд» прошел митинг-концерт, посвященный десятилетию с момента воссоединения Крыма с Россией

19 Март 2024

В мероприятии, посвящённому десятилетию с момента воссоединения Крыма с Россией приняли участие и работники Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России).

Сотрудники ИРЗ приняли участие в праздновании 10-летия присоединения Крыма к России Сотрудники ИРЗ приняли участие в праздновании 10-летия присоединения Крыма к России

18 Март 2024

Активисты АО «Иркутский релейный завод» (входит в состав Иркутского реготделения России) вместе с коллективами других предприятий областного центра приняли участие в праздничном митинге, посвященном 10-летию присоединения Крыма к Российской Федерации.

Бронзовый «Старт» Бронзовый «Старт»

18 Март 2024

В минувшую субботу в ФОК «Старт» прошли вторые по счету соревнования «А ну-ка, девушки!» среди трудовых коллективов нашего города. Команда Иркутского авиазавода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) стала бронзовыми призерами этого спортивного праздника для девчат!

Специалисты Иркутского авиазавода побывали на ярмарке-выставке «Россия» на ВДНХ Специалисты Иркутского авиазавода побывали на ярмарке-выставке «Россия» на ВДНХ

14 Март 2024

13 марта работники Филиала ПАО «Яковлев» – Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) приняли участие в работе Международной ярмарки-выставки «Россия» на ВДНХ. Сотрудники завода, члены ИРО СМР  поучаствовали в работе форума в двух локациях – ярмарке вакансий и мастер-классе «Герой в профессии».

20 марта пройдет очередной сбор батареек на ИАЗ 20 марта пройдет очередной сбор батареек на ИАЗ

13 Март 2024

На Иркутском авиационном заводе 20 марта состоится традиционная акция «Экорайон» по сбору использованных батареек.

Организатор мероприятия – Иркутское региональное отделение Союза машиностроителей России.

Покорители склонов Покорители склонов

12 Март 2024

В Байкальске состоялись соревнования по горным лыжам и сноуборду на кубок совета молодежи Иркутского авиационного завода (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России).

ИРНИТУ выполнил технологическую оснастку откидного люка вертолета Ми-171АЗ ИРНИТУ выполнил технологическую оснастку откидного люка вертолета Ми-171АЗ

12 Март 2024

Коллектив Института авиамашиностроения и транспорта ИРНИТУ (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) выполнил 3D-печать технологической оснастки для изготовления откидного люка офшорного вертолета Ми-171АЗ. Заказчиком работ выступила компания «Аддитивные Решения» (входит в ООО «Предприятие «Аэротех», г. Улан-Удэ).