Сотрудники ИрГТУ установили на иркутском троллейбусе экспериментальную энергосберегающую систему обогрева

24 Март 2014

Ученые ИрГТУ разработали и установили в одном из иркутских троллейбусов уникальную конструкцию воздушно-тепловой завесы, которая надежно защитит салоны электротранспортных средств от потери тепла в зимний период. Эффективная энергосберегающая система занимает особое место среди инновационных разработок ИрГТУ для муниципального хозяйства г. Иркутска.
Как рассказал доцент кафедры городского строительства и хозяйства ИрГТУ Игорь Шелехов, над проектом работает инновационное предприятие Технопарка «Термостат». Монтаж системы, предложенной учеными университета, осуществляет МУП «Иркутскгорэлектротранс».
«Вопрос сохранения тепловой энергии в помещениях с переменным тепловым режимом (магазины, общественные и административные здания) стоит очень остро, особенно для северных регионов нашей страны с их большим перепадом температур и сильными ветровыми нагрузками. Обычно проблема решается с помощью установки воздушно-тепловой завесы. В процессе эксплуатации в таких завесах можно скорректировать величину выделяемой мощности, а в некоторых моделях и скорость воздушного потока. Однако встречаются помещения с особо сложными условиями, например, к ним относятся салоны городского транспорта.
Наиболее актуальна проблема защиты от тепловых потерь для городского электротранспорта в условиях осеннего, зимнего и весеннего сезонов. Это обусловлено не только тем, что помещение постоянно перемещается, но и климатическими особенностями нашего региона, где в период с октября по март диапазон температур в среднем может колебаться от + 7 до –20 °С. Поэтому каждый год перед руководством МУП «Иркутскгорэлектротранс» стоит задача, как сделать пребывание пассажиров в салонах троллейбусов и трамваев комфортнее. В настоящее время парк подвижного состава предприятия составляют 73 троллейбуса (износ 30 %) и 58 трамваев (износ 88 %)», - рассказал И. Шелехов, подчеркивая важность своего проекта.
По словам ученого, в зимний период на отопление троллейбуса тратится примерно в два раза больше электроэнергии, чем на его движение. Данные показывают, что потребляемая мощность электроэнергии, затрачиваемая на обогрев одного салона трамвая, составляет в среднем 30 кВт, троллейбуса – 20 кВт. Специалисты МУП «Иркутскгорэлектротранс» устанавливают на трамваях классические воздушно-тепловые завесы для предотвращения попадания холодного воздуха в салон. Между тем, использование стандартных нагревательных элементов в тепловых завесах, а также применение в качестве коммутационной аппаратуры обычных реле и температурных датчиков делает систему энергоемкой.
И. Шелехов отмечает, что намного хуже обстоит ситуация с отоплением троллейбусов, где нет возможности установить тепловую завесу из-за расположенной над дверями системы привода открывания-закрывания дверей. Салоны обогреваются установленными под сиденьями тепловыми пушками, эффективность которых при внешних температурах от –20 до –35 °С составляет всего 10–15 %, так как при открытых дверях в салоне за 10–15 секунд происходит полный воздухообмен.
«Мы ставили перед собой задачу разработать эффективную энергосберегающую систему жизнеобеспечения подвижного состава электротранспорта Иркутска. По мнению проектных автотранспортных организаций, к которым обращались руководители МУП «Иркутскгорэлектротранс», применение классических решений, особенно при температурах ниже –20 °С, является невозможным. В основном это обусловлено тем, что установить отопительный прибор или тепловую завесу неосуществимо из-за расположенной над дверями системы привода открывания-закрывания дверей. То есть, специалисты утверждали, что при имеющихся нагревательных элементах и вентиляторах нельзя разработать такую конструкцию отопительного прибора, которая вписывалась бы в конструкцию троллейбуса.
Если проблему с воздухоподачей можно решить путем применения малогабаритных центробежных вентиляторов и системы воздуховодов, то классические нагревательные элементы с необходимой удельной мощностью и нужных габаритов не выпускаются. Действительно, сложно изготовить по классическим технологиям нагревательный элемент с малой площадью теплопередачи на высокое напряжение и с большой площадью теплопередачи на низкое напряжение (в салоне троллейбуса используются два напряжения: 550 и 24 В).
Мы предлагаем решить эту задачу с применением уникальных полупроводниковых нагревательных элементов, разработанных в ИрГТУ. Используя данную технологию, сотрудники инновационного предприятия «Термостат», могут не только изготовить нагревательный элемент на любое напряжение в диапазоне от 3,7 до 660 В на требуемую площадь теплопередачи, но и обеспечить эффект саморегуляции», - пояснил И. Шелехов.
Применяя новую конструкцию воздушно-тепловой завесы для салонов троллейбусов, достигаются оптимальные технические характеристики воздушно-теплового потока, необходимого для надежной защиты подвижного транспорта от проникновения холодного воздуха. При этом параметры энергопотребления также являются оптимальными, что предотвращает перерасход электроэнергии.
В 2011 году проектом заинтересовалась администрация Иркутска и направила на создание инновационной системы отопления 320 тысяч рублей, еще 80 тыс. рублей в проект вложили сами политеховские инноваторы. После успешного проведения лабораторных испытаний, первый экспериментальный образец был смонтирован в салоне одного из иркутских троллейбусов. Эксперименты проводились в реальных условиях. Ветровую нагрузку обеспечивал вентилятор с регулируемой скоростью, максимальная скорость воздушного потока составляла 16 м/с. Испытания показали, что данная конструкция воздушно-тепловой завесы полностью предотвращает проникновение в салон внешних холодных потоков при средней скорости 8 м/с . Положительные результаты были получены при суммарной мощности тепловых завес 15 кВт.
Авторы проекта разработали и зарегистрировали в соответствии с действующим законодательством нормативно-техническую документацию, после проведенных сертификационных испытаний выдан сертификат соответствия на серийное производство данных систем отопления на три года.
В течение 2012-2013 гг. ученые модернизировали систему обогрева, уделяя внимание созданию микроклимата в салоне.

«В феврале этого года один из иркутских троллейбусов был оборудован усовершенствованной конструкцией тепловой завесы. В настоящее время по городу ездит троллейбус с обогревателем, рассчитанным на северную зону с температурой минус 40-45 градусов. Мы периодически измеряем параметры на этом троллейбусе. Сотрудники «Горэлектротранса» активно помогают в исследованиях, при необходимости снимая с линии экспериментальный троллейбус и выделяя сотрудников.
Применяя нашу систему, можно получить хороший экономический эффект. А если троллейбусы еще и отремонтировать (утеплить в салонах полы и поставить двойные стекла), то при их эксплуатации можно ежегодно получать до 70% экономии. В результате не стояла бы так остро проблема увеличения стоимости проезда, - подчеркнул И. Шелехов.
Ученые ИрГТУ готовы передать всю техническую документацию по эффективной энергосберегающей системе МУП «Иркутскгорэлектротранс». Перспективной разработкой заинтересовались многие российские города, а также Улан-Батор (Монголия).
В настоящее время специалисты предприятия «Термостат» готовят заявку для участия в конкурсе на предоставление субсидий из бюджета Иркутска. Городские власти ежегодно поддерживают инноваторов, которые реализуют проекты, приоритетные для Иркутска.
Мастер класс от Иркутского реготделения  «Не мусор, а вторсырье» Мастер класс от Иркутского реготделения «Не мусор, а вторсырье»

23 Январь 2024

Если разобрать все то, что мы выкидываем на помойку, то, как минимум половину из этого  можно смело отправить на переработку: стекло, бумагу, картон, пластик, батарейки, лампочки.
Для того, чтобы мотивировать население сортировать мусор и сдавать его на переработку, экоактивисты проводят различные акции, организуют пункта приема. Например, два новых было открыто в Иркутске совсем недавно – это экоцентры «Добрые вещи» в доме на ул. Академическая, 74  и на ул. Муравьева,13 (в Иркутске-2) .

 Народный конкурс «Гордость Земли Иркутской» Народный конкурс «Гордость Земли Иркутской»

23 Январь 2024

В Приангарье запускают народный конкурс «Гордость Земли Иркутской», который поможет определить лучших в своем деле жителей региона. Проект активно поддержал глава региона, член Иркутского регионального отделения СоюзМаш России Игорь Кобзев.

На официальном сайте министерства труда и занятости Иркутской области начал работу раздел «Zaнятость участников СВО» На официальном сайте министерства труда и занятости Иркутской области начал работу раздел «Zaнятость участников СВО»

23 Январь 2024

На портале министерства труда и занятости Иркутской области (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) запущен специальный раздел «Zaнятость участников СВО». В нем содержится вся необходимая информация о мерах поддержки вернувшихся бойцов и членов семей участников СВО в сфере занятости населения.

Иркутский политех планирует открыть производство грузовых беспилотников Иркутский политех планирует открыть производство грузовых беспилотников

22 Январь 2024

Конструкторско-технологическое бюро Иркутского национального исследовательского технического университета (входит в состав Иркутского регнионального отделения СоюзМаш России) разработало модель грузового беспилотного летательного аппарата (БПЛА) для обслуживания месторождений и доставки грузов в отдаленные районы Иркутской области.

Подведены итоги работы региональных отделений за 2023 год Подведены итоги работы региональных отделений за 2023 год

19 Январь 2024

Центральный аппарат Союза машиностроителей России подвел итоги работы региональных отделений за 2023 год.
С 2007 года СоюзМаш, возглавляемый Сергеем Викторовичем Чемезовым, преодолел огромный путь и стал значительной общественно-политической силой, выйдя за рамки узкопрофессионального отраслевого объединения.  

Член Иркутского регионального отделения СоюзМаш Алексей Колесник принял участие в Дне машиностроения на выставке «Россия» Член Иркутского регионального отделения СоюзМаш Алексей Колесник принял участие в Дне машиностроения на выставке «Россия»

19 Январь 2024

Как создаются космические спутники? В чем особенности безэкипажных судов? И когда мы будем ездить на поездах будущего? Ответы на эти и многие другие вопросы сегодня можно получить на ВДНХ.
На выставке «Россия» — День машиностроения. Большой стенд с последними достижениями в этой отрасли, лекции на самые острые и важные темы, например, о промышленном суверенитете, а вечером беседа с пилотами нашей легендарной команды «КамАЗ-мастер».

Сотрудник Иркутского политеха модернизировал стельки с электроподогревом Сотрудник Иркутского политеха модернизировал стельки с электроподогревом

18 Январь 2024

Сотрудник Иркутского политеха (входит в состав Иркутского регионального отделения СоюзМаш России) Игорь Шелехов модернизировал стельки с электроподогревом, которые отправил в качестве гуманитарной помощи бойцам СВО.

Члены Иркутского реготделения прошли обучение в Штабе общественной поддержки г. Иркутска Члены Иркутского реготделения прошли обучение в Штабе общественной поддержки г. Иркутска

18 Январь 2024

18 января на площадке Штаба общественной поддержки  г. Иркутска под руководством представителей Центрального исполнительного комитета Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» прошло обучающее мероприятие для активистов и сторонников Иркутского городского местного отделения ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ», в котором приняли участие более 40 сотрудников Иркутского авиационного завода, являющиеся членами  Иркутского регионального отделения СоюзМаш России.

18 января прошло первое в 2024 году совещание Центрального аппарата с региональными отделениями 18 января прошло первое в 2024 году совещание Центрального аппарата с региональными отделениями

18 Январь 2024

18 января в режиме видео-конференц-связи прошло первое в 2024 году совещание Центрального аппарата с региональными отделениями. От Иркутского регионального отделения СоюзМаш России в совещании приняли участие заместитель председателя реготделения Александр Марочкин, сотрудники реготделения Максим Жердев и Елена Абрамович.

Председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Владимир Гутенев с первым замглавы Минпромторга Василием Осьмаковым Минпромторг России открыл День машиностроения на выставке «Россия» (ВДНХ) Председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Владимир Гутенев с первым замглавы Минпромторга Василием Осьмаковым Минпромторг России открыл День машиностроения на выставке «Россия» (ВДНХ)

18 Январь 2024

Председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Владимир Гутенев с первым замглавы Минпромторга Василием Осьмаковым Минпромторг России открыл День машиностроения на выставке «Россия» (ВДНХ)