«Су-30МКИ» против «Rafalе»: битва за 20 миллиардов долларов

25 Февраль 2015

В индийском городе Бангалор разворачивается финальный этап схватки за право переоснастить военно-воздушные силы Индии новыми истребителями. Цена вопроса – 20 млрд долларов. Эти деньги предназначались для французов, но сейчас они могут достаться российским авиастроителям
В эти дни на авиабазе, расположенной в пригороде индийского городе Бангалор,  проходит десятая авиационно-космическая выставка «Аэро Индия-2015».  Свою продукцию на ней представляют более 600 компаний из 33 стран мира, производящих военные самолеты, зенитно-ракетные системы, системы связи и т.д. Но особое внимание в Бангалоре приковано к французским истребителям Rafalе и российским истребителям Су-30МКИ, поскольку именно они находятся в эпицентре скандала, связанного с желанием индийских военных переоснастить парк своих самолетов новыми истребителями.
В России принято считать, что Индия является самым главным и самым надежным покупателем российского оружия. Действительно, более 70% вооружения, боевой техники индийской армии, ВВС, ВМС – российского и советского производства. По оценкам Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, за 2013 год объем выполненных Россией обязательств по поставкам Индии вооружений и военной техники составил  почти 5 млрд долларов.
Но при этом с недавнего времени индийцы начали проводить политику диверсификации поставщиков вооружения. Одним из последствий  этой политики и явились итоги тендера на поставку  индийским  ВВС 126 истребителей, который был проведен на рубеже 2011-2012 годов. Россия предложила на этот тендер Миг-35 (модернизированный вариант Миг-29), но победу одержала французская компания Dassault Aviation с истребителем Rafalе.
Однако, за прошедшие три года ни один Rafalе в составе индийских ВВС так и не появился. И причин тому несколько. Во-первых, за это время эти самолеты для индийских военных подорожали вдвое – с 10 млрд долларов до почти 20 млрд долларов. Во-вторых, стороны так и не смогли толком договориться о производстве этих машин в Индии, на заводах индийской компании HAL. По имеющейся информации, французы, например, отказались делиться с HAL технологиями производства некоторых узлов этого самолета, и отказались распространять свои гарантийные обязательства на машины, которые были бы изготовлены в Индии. В третьих, в последнее время много говорилось о том, что при подведении итогов этого тендера была неточно рассчитана стоимость эксплуатации этих машин на 30-40-летнюю перспективу.
«Индийская сторона ошиблась при подсчете издержек при обслуживании Rafale на протяжении всего срока их эксплуатации» - пишет, например, индийская газета Business Standard. Ну и наконец, совсем неприятным сюрпризом для индийских военных стала позиция Франции по поводу вертолетоносцев «Мистраль», которые за российские деньги строились на французских верфях, но так пока и не переданы России. То есть Франция в деле с «Мистралями» показала себя как откровенно ненадежный поставщик вооружения, что не могло не натолкнуть индийских военных на невеселые размышления.
Поэтому еще в ноябре прошлого года министр обороны Индии Манохар Паррикар заявил, что «наиболее адекватным предложением для удовлетворения потребностей ВВС страны является истребитель Су-30МКИ». Эта российская машина уже производится для индийских ВВС по российской лицензии на заводах корпорации HAL. Причем, ее стоимость составляет 3,58 млрд рупий (57,5 млн дол) – это вдвое меньше, чем стоит Rafalе.
Российская сторона к такому повороту дела оказалась готова. «Какой самолет лучше - решать заказчику. Но мы с уважением отнесемся к любому решению индийской стороны. Тем не менее, Индия производит наш самолет уже сейчас, под них построены заводы. Передана документация, сформированы авиабазы, инфраструктура для эксплуатации этих самолетов, обучены летчики и технический персонал» - подчеркнул, будучи в Бангалоре, президент «Объединенной авиастроительной корпорации» Юрий Слюсарь. «В случае решения не в пользу Rafale мы выражаем нашу готовность и способность заменить его на Су-30МКИ. В Индии уже развернуты мощности по производству этого самолета и по его обслуживанию, а также по обучению персонала. И это будет гораздо экономичнее для индийской стороны», - убежден и заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» Сергей Гореславский.
В итоге французы пригнали в этом году на выставку в Бангалор аж три истребителя Rafale и, не жалея топлива, почти неделю показывают возможности этих самолетов «в действии».  Россияне, со своей стороны, на «Аэро Индии-2015»  продолжают убеждать своих индийских партнеров в необходимости углублять совместное военно-техническое сотрудничество. 19 февраля, например, ВВС Индии был торжественно передан первый истребитель Су-30МКИ, вооруженный воздушной версией сверхзвуковой крылатой ракеты BrahMos-А (эта ракета является плодом совместного творчества российских и индийских конструкторов). На закупку этих ракет для Су-30МКИ индийское правительство выделяет более 1 млрд долларов.
Продолжается совместная работа над созданием  двухместного перспективного многофункционального истребителя Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA) и многоцелевого транспортного самолета. «Истребитель FGFA разрабатывается на базе российского ПАК ФА в соответствии с предъявляемыми индийской стороной техническими требованиями. В развитии программы предусмотрены проектирование и разработка двухместного варианта самолёта и интеграция передового двигателя с увеличенной тягой. Предполагается сотрудничество в области совместного маркетинга комплекса в третьи страны», — заявил по перспективах FGFA замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Анатолий Пунчук.
Окончательное решение по истребителям Rafale, по словам министра обороны Индии Манохара Паррикара, будет принято в начале марта, после того, как индийские военные получат детальный анализ тендерного предложения Dassault Aviation. Но, очевидно, решение это будет не в пользу французов. С другой стороны, и для россиян эта история, наверное, послужит хорошим уроком на будущее.
Организаторы подготовили прорыв в обучении на форуме «Инженеры будущего – 2022» Организаторы подготовили прорыв в обучении на форуме «Инженеры будущего – 2022»

31 Май 2022

В основе программы Факультета развития проектных команд «Технопрорыв» лежит технология подготовки и развития проектно-ориентированных команд.

На заседании Бюро СоюзМаш и Лиги обсудили новые меры поддержки отечественной промышленности На заседании Бюро СоюзМаш и Лиги обсудили новые меры поддержки отечественной промышленности

25 Май 2022

Во вторник, 24 мая, под председательством главы Госкорпорации Ростех, председателя Союза машиностроителей России Сергея Чемезова состоялось расширенное заседание Бюро СоюзМаш и Лиги содействия оборонным предприятиям, на котором обсудили меры поддержки отечественной промышленности в условиях санкционного давления и механизмы укрепления технологического суверенитета.

Впервые на форуме «Автомобильный факультет»: креативное мышление, целеполагание, работа в команде Впервые на форуме «Автомобильный факультет»: креативное мышление, целеполагание, работа в команде

23 Май 2022

Традиционный участник форума АО «АВТОВАЗ» принял решение провести в юбилейном форуме «Инженеры будущего – 2022» свой Автомобильный факультет.

Регистрация в группы обучения форума «Инженеры будущего-2022» пройдет с 23 по 31 мая Регистрация в группы обучения форума «Инженеры будущего-2022» пройдет с 23 по 31 мая

23 Май 2022

23 мая в 11:00 (по мск) для участников открывается регистрация в группы обучения факультетов X Международного молодёжного промышленного форума «Инженеры будущего-2022», который пройдет в Тульской области с 27 июня по 7 июля.

Порядка 200 спортивных и культурных мероприятий  подготовлено  для будущих инженеров Порядка 200 спортивных и культурных мероприятий подготовлено для будущих инженеров

20 Май 2022

Участников Международного молодёжного промышленного форума «Инженеры будущего-2022» с 27 июня по 7 июля ждут не только насыщенные образовательный и деловой блоки, но и развлекательные и спортивные мероприятия.

Голосуем за наших!!! Голосуем за наших!!!

19 Май 2022

1 мая 2022 года Союз машиностроителей России совместно с Ассоциацией «Лига содействия оборонным предприятиям» объявили о запуске Конкурса «Я горжусь, что я…», посвященного рабочим профессиям.

Для участников форума «Инженеры будущего - 2022» будет работать 12 факультетов Для участников форума «Инженеры будущего - 2022» будет работать 12 факультетов

17 Май 2022

Участников Международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего - 2022» ждет интересная и насыщенная образовательная программа, в рамках которой будут представлены новейшие промышленные разработки и технологии отечественного машиностроения.

Владимир Гутенев передал 120 тонн помощи переселенцам Донбасса Владимир Гутенев передал 120 тонн помощи переселенцам Донбасса

16 Май 2022

Сегодня, 13 мая, первый заместитель председателя Союза машиностроителей России, глава Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Владимир Гутенев посетил г. Калуга, где передал порядка 120 тонн помощи для вынужденных переселенцев из ЛДНР, размещенных в ПВР Калужской и Брянской областей.

До старта форума «Инженеры будущего – 2022» осталось два месяца! До старта форума «Инженеры будущего – 2022» осталось два месяца!

5 Май 2022

X Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего - 2022» пройдет с 27 июня по 7 июля на территории базы отдыха «Шахтер» в селе Бунырево (Алексинский район, Тульская область). Официальные организаторы и соорганизаторы мероприятия: Союз машиностроителей России, Госкорпорация Ростех, Правительство Тульской области, Федеральное агентство по делам молодежи, Лига содействия оборонным предприятиям.

Две достойных победы Иркутского авиационного завода. Две достойных победы Иркутского авиационного завода.

28 Апрель 2022

Министерством труда и социальной защиты РФ, Департаментом авиационной промышленности Минпромторга России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз машиностроителей России» и Общественной организацией «Российский профессиональный союз трудящихся авиационной промышленности».