«Су-30МКИ» против «Rafalе»: битва за 20 миллиардов долларов

25 Февраль 2015

В индийском городе Бангалор разворачивается финальный этап схватки за право переоснастить военно-воздушные силы Индии новыми истребителями. Цена вопроса – 20 млрд долларов. Эти деньги предназначались для французов, но сейчас они могут достаться российским авиастроителям
В эти дни на авиабазе, расположенной в пригороде индийского городе Бангалор,  проходит десятая авиационно-космическая выставка «Аэро Индия-2015».  Свою продукцию на ней представляют более 600 компаний из 33 стран мира, производящих военные самолеты, зенитно-ракетные системы, системы связи и т.д. Но особое внимание в Бангалоре приковано к французским истребителям Rafalе и российским истребителям Су-30МКИ, поскольку именно они находятся в эпицентре скандала, связанного с желанием индийских военных переоснастить парк своих самолетов новыми истребителями.
В России принято считать, что Индия является самым главным и самым надежным покупателем российского оружия. Действительно, более 70% вооружения, боевой техники индийской армии, ВВС, ВМС – российского и советского производства. По оценкам Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, за 2013 год объем выполненных Россией обязательств по поставкам Индии вооружений и военной техники составил  почти 5 млрд долларов.
Но при этом с недавнего времени индийцы начали проводить политику диверсификации поставщиков вооружения. Одним из последствий  этой политики и явились итоги тендера на поставку  индийским  ВВС 126 истребителей, который был проведен на рубеже 2011-2012 годов. Россия предложила на этот тендер Миг-35 (модернизированный вариант Миг-29), но победу одержала французская компания Dassault Aviation с истребителем Rafalе.
Однако, за прошедшие три года ни один Rafalе в составе индийских ВВС так и не появился. И причин тому несколько. Во-первых, за это время эти самолеты для индийских военных подорожали вдвое – с 10 млрд долларов до почти 20 млрд долларов. Во-вторых, стороны так и не смогли толком договориться о производстве этих машин в Индии, на заводах индийской компании HAL. По имеющейся информации, французы, например, отказались делиться с HAL технологиями производства некоторых узлов этого самолета, и отказались распространять свои гарантийные обязательства на машины, которые были бы изготовлены в Индии. В третьих, в последнее время много говорилось о том, что при подведении итогов этого тендера была неточно рассчитана стоимость эксплуатации этих машин на 30-40-летнюю перспективу.
«Индийская сторона ошиблась при подсчете издержек при обслуживании Rafale на протяжении всего срока их эксплуатации» - пишет, например, индийская газета Business Standard. Ну и наконец, совсем неприятным сюрпризом для индийских военных стала позиция Франции по поводу вертолетоносцев «Мистраль», которые за российские деньги строились на французских верфях, но так пока и не переданы России. То есть Франция в деле с «Мистралями» показала себя как откровенно ненадежный поставщик вооружения, что не могло не натолкнуть индийских военных на невеселые размышления.
Поэтому еще в ноябре прошлого года министр обороны Индии Манохар Паррикар заявил, что «наиболее адекватным предложением для удовлетворения потребностей ВВС страны является истребитель Су-30МКИ». Эта российская машина уже производится для индийских ВВС по российской лицензии на заводах корпорации HAL. Причем, ее стоимость составляет 3,58 млрд рупий (57,5 млн дол) – это вдвое меньше, чем стоит Rafalе.
Российская сторона к такому повороту дела оказалась готова. «Какой самолет лучше - решать заказчику. Но мы с уважением отнесемся к любому решению индийской стороны. Тем не менее, Индия производит наш самолет уже сейчас, под них построены заводы. Передана документация, сформированы авиабазы, инфраструктура для эксплуатации этих самолетов, обучены летчики и технический персонал» - подчеркнул, будучи в Бангалоре, президент «Объединенной авиастроительной корпорации» Юрий Слюсарь. «В случае решения не в пользу Rafale мы выражаем нашу готовность и способность заменить его на Су-30МКИ. В Индии уже развернуты мощности по производству этого самолета и по его обслуживанию, а также по обучению персонала. И это будет гораздо экономичнее для индийской стороны», - убежден и заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» Сергей Гореславский.
В итоге французы пригнали в этом году на выставку в Бангалор аж три истребителя Rafale и, не жалея топлива, почти неделю показывают возможности этих самолетов «в действии».  Россияне, со своей стороны, на «Аэро Индии-2015»  продолжают убеждать своих индийских партнеров в необходимости углублять совместное военно-техническое сотрудничество. 19 февраля, например, ВВС Индии был торжественно передан первый истребитель Су-30МКИ, вооруженный воздушной версией сверхзвуковой крылатой ракеты BrahMos-А (эта ракета является плодом совместного творчества российских и индийских конструкторов). На закупку этих ракет для Су-30МКИ индийское правительство выделяет более 1 млрд долларов.
Продолжается совместная работа над созданием  двухместного перспективного многофункционального истребителя Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA) и многоцелевого транспортного самолета. «Истребитель FGFA разрабатывается на базе российского ПАК ФА в соответствии с предъявляемыми индийской стороной техническими требованиями. В развитии программы предусмотрены проектирование и разработка двухместного варианта самолёта и интеграция передового двигателя с увеличенной тягой. Предполагается сотрудничество в области совместного маркетинга комплекса в третьи страны», — заявил по перспективах FGFA замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Анатолий Пунчук.
Окончательное решение по истребителям Rafale, по словам министра обороны Индии Манохара Паррикара, будет принято в начале марта, после того, как индийские военные получат детальный анализ тендерного предложения Dassault Aviation. Но, очевидно, решение это будет не в пользу французов. С другой стороны, и для россиян эта история, наверное, послужит хорошим уроком на будущее.
Владимир Гутенев: Возрождение промышленности Донбасса невозможно без квалифицированных инженерно-технических кадров

19 Сентябрь 2022

16 сентября председатель Комитета Госдумы РФ по промышленности и торговле, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев посетил столицу Луганской Народной Республики с рабочим визитом.

Повторное голосование

19 Сентябрь 2022

01 мая 2022 года Союз машиностроителей России совместно с Ассоциацией «Лига содействия оборонным предприятиям» объявили о запуске Конкурса «Я горжусь, что я…» (далее – Конкурс).

Уважаемые коллеги, добрый день! Уважаемые коллеги, добрый день!

9 Сентябрь 2022

Приглашаем Вас подписаться на официальный телеграмм-канал Главы думского Комитета по промышленности и торговле, первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева

Владимир Гутенев: подписанное соглашение ускорит синхронизацию законодательства Республики с российским Владимир Гутенев: подписанное соглашение ускорит синхронизацию законодательства Республики с российским

1 Сентябрь 2022

Сегодня, 30 августа, председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенёв впервые посетил с рабочим визитом столицу Луганской Народной Республики.

Пять автомобилей помощи отправлены из Самары в Снежное (ДНР) Пять автомобилей помощи отправлены из Самары в Снежное (ДНР)

26 Август 2022

Очередная колонна грузовиков с гуманитарной помощью, собранной фондом «Всегда рядом» Союза машиностроителей России и Лиги содействия оборонным предприятиям в контуре инициатив партии «Единая Россия», отправилась из Самары в г. Снежное, ДНР. В составе груза 5 фур бутилированной воды, которой в настоящий момент критически не хватает в республиканском городе.

Владимир Гутенев: важно создать единое законодательное поле для возрождения промышленности Донбасса Владимир Гутенев: важно создать единое законодательное поле для возрождения промышленности Донбасса

25 Июль 2022

22 июля первый вице-президент Союза машиностроителей России, председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Владимир Гутенев, представляющий в парламенте Самарскую область, посетил Донецкую Народную Республику, в частности, г.Снежное, который в мае заключил соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи с Самарским регионом. В рамках подписанного документа оказывается гуманитарная помощь, а также содействие в восстановлении и развитии республиканского города.

Визит генерального директора корпорации «Ростех» С.В. Чемезова Визит генерального директора корпорации «Ростех» С.В. Чемезова

18 Июль 2022

16 июля 2022 г. Иркутский авиационный завод посетил генеральный директор корпорации «Ростех» С.В. Чемезов.

Форум «Инженеры будущего» закрыт Форум «Инженеры будущего» закрыт

11 Июль 2022

6 июля состоялась торжественная церемония закрытия Х Международного промышленного форума «Инженеры будущего».

Последний учебный день форума Последний учебный день форума

7 Июль 2022

Последний учебный день форума был посвящен защитам авторских проектов факультетов.
Мастер-класс по конструированию фейерверков и демонстрации спецэффектов дымовой завесы  прошел в рамках факультета вооружений, боеприпасов и спецхимии.

Форум «Инженеры будущего – 2022»: пятый день Форум «Инженеры будущего – 2022»: пятый день

5 Июль 2022

Участники всех 12 факультетов приступили к образовательному процессу с новым зарядом бодрости и энергии. В рамках факультета вооружений, боеприпасов и спецхимии форумчане сыграли в бизнес-игру, по результатам которой могли получить сувенирные призы от организатора.
О трендах развития мирового судостроения на примерах лучших отечественных и мировых практик слушателям судостроительного факультета рассказал Советник генерального директора АО «ОСК» Владимир Никитин. С ним участники обсудили будущее судостроения и обменялись мнениями.