«Су-30МКИ» против «Rafalе»: битва за 20 миллиардов долларов

25 Февраль 2015

В индийском городе Бангалор разворачивается финальный этап схватки за право переоснастить военно-воздушные силы Индии новыми истребителями. Цена вопроса – 20 млрд долларов. Эти деньги предназначались для французов, но сейчас они могут достаться российским авиастроителям
В эти дни на авиабазе, расположенной в пригороде индийского городе Бангалор,  проходит десятая авиационно-космическая выставка «Аэро Индия-2015».  Свою продукцию на ней представляют более 600 компаний из 33 стран мира, производящих военные самолеты, зенитно-ракетные системы, системы связи и т.д. Но особое внимание в Бангалоре приковано к французским истребителям Rafalе и российским истребителям Су-30МКИ, поскольку именно они находятся в эпицентре скандала, связанного с желанием индийских военных переоснастить парк своих самолетов новыми истребителями.
В России принято считать, что Индия является самым главным и самым надежным покупателем российского оружия. Действительно, более 70% вооружения, боевой техники индийской армии, ВВС, ВМС – российского и советского производства. По оценкам Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, за 2013 год объем выполненных Россией обязательств по поставкам Индии вооружений и военной техники составил  почти 5 млрд долларов.
Но при этом с недавнего времени индийцы начали проводить политику диверсификации поставщиков вооружения. Одним из последствий  этой политики и явились итоги тендера на поставку  индийским  ВВС 126 истребителей, который был проведен на рубеже 2011-2012 годов. Россия предложила на этот тендер Миг-35 (модернизированный вариант Миг-29), но победу одержала французская компания Dassault Aviation с истребителем Rafalе.
Однако, за прошедшие три года ни один Rafalе в составе индийских ВВС так и не появился. И причин тому несколько. Во-первых, за это время эти самолеты для индийских военных подорожали вдвое – с 10 млрд долларов до почти 20 млрд долларов. Во-вторых, стороны так и не смогли толком договориться о производстве этих машин в Индии, на заводах индийской компании HAL. По имеющейся информации, французы, например, отказались делиться с HAL технологиями производства некоторых узлов этого самолета, и отказались распространять свои гарантийные обязательства на машины, которые были бы изготовлены в Индии. В третьих, в последнее время много говорилось о том, что при подведении итогов этого тендера была неточно рассчитана стоимость эксплуатации этих машин на 30-40-летнюю перспективу.
«Индийская сторона ошиблась при подсчете издержек при обслуживании Rafale на протяжении всего срока их эксплуатации» - пишет, например, индийская газета Business Standard. Ну и наконец, совсем неприятным сюрпризом для индийских военных стала позиция Франции по поводу вертолетоносцев «Мистраль», которые за российские деньги строились на французских верфях, но так пока и не переданы России. То есть Франция в деле с «Мистралями» показала себя как откровенно ненадежный поставщик вооружения, что не могло не натолкнуть индийских военных на невеселые размышления.
Поэтому еще в ноябре прошлого года министр обороны Индии Манохар Паррикар заявил, что «наиболее адекватным предложением для удовлетворения потребностей ВВС страны является истребитель Су-30МКИ». Эта российская машина уже производится для индийских ВВС по российской лицензии на заводах корпорации HAL. Причем, ее стоимость составляет 3,58 млрд рупий (57,5 млн дол) – это вдвое меньше, чем стоит Rafalе.
Российская сторона к такому повороту дела оказалась готова. «Какой самолет лучше - решать заказчику. Но мы с уважением отнесемся к любому решению индийской стороны. Тем не менее, Индия производит наш самолет уже сейчас, под них построены заводы. Передана документация, сформированы авиабазы, инфраструктура для эксплуатации этих самолетов, обучены летчики и технический персонал» - подчеркнул, будучи в Бангалоре, президент «Объединенной авиастроительной корпорации» Юрий Слюсарь. «В случае решения не в пользу Rafale мы выражаем нашу готовность и способность заменить его на Су-30МКИ. В Индии уже развернуты мощности по производству этого самолета и по его обслуживанию, а также по обучению персонала. И это будет гораздо экономичнее для индийской стороны», - убежден и заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» Сергей Гореславский.
В итоге французы пригнали в этом году на выставку в Бангалор аж три истребителя Rafale и, не жалея топлива, почти неделю показывают возможности этих самолетов «в действии».  Россияне, со своей стороны, на «Аэро Индии-2015»  продолжают убеждать своих индийских партнеров в необходимости углублять совместное военно-техническое сотрудничество. 19 февраля, например, ВВС Индии был торжественно передан первый истребитель Су-30МКИ, вооруженный воздушной версией сверхзвуковой крылатой ракеты BrahMos-А (эта ракета является плодом совместного творчества российских и индийских конструкторов). На закупку этих ракет для Су-30МКИ индийское правительство выделяет более 1 млрд долларов.
Продолжается совместная работа над созданием  двухместного перспективного многофункционального истребителя Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA) и многоцелевого транспортного самолета. «Истребитель FGFA разрабатывается на базе российского ПАК ФА в соответствии с предъявляемыми индийской стороной техническими требованиями. В развитии программы предусмотрены проектирование и разработка двухместного варианта самолёта и интеграция передового двигателя с увеличенной тягой. Предполагается сотрудничество в области совместного маркетинга комплекса в третьи страны», — заявил по перспективах FGFA замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Анатолий Пунчук.
Окончательное решение по истребителям Rafale, по словам министра обороны Индии Манохара Паррикара, будет принято в начале марта, после того, как индийские военные получат детальный анализ тендерного предложения Dassault Aviation. Но, очевидно, решение это будет не в пользу французов. С другой стороны, и для россиян эта история, наверное, послужит хорошим уроком на будущее.
Запуск XIV Национальной научно-технической конференции Запуск XIV Национальной научно-технической конференции

19 Февраль 2024

С 1 марта по 15 мая 2024 года будет открыт прием заявок для участия в XIV Национальной научно-технической конференции. Проводится она в формате открытого конкурса инновационных и научно-технических разработок среди студентов, молодых ученых и специалистов предприятий, в целях привлечения интеллектуальных кадров к решению актуальных задач развития машиностроительного комплекса России.

ТОП-10 регионов по участникам отборочного этапа Многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда» 2023/2024 учебного года ТОП-10 регионов по участникам отборочного этапа Многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда» 2023/2024 учебного года

19 Февраль 2024

В отборочном этапе Многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда» 2023/2024 учебного года приняли участие более 450000 участников (в т.ч. иностранных), что является абсолютным рекордом за все время проведения олимпиады с 2013 года. Из 83 субъектов РФ (в т.ч. ЛДНР) больше всего ребят решили проверить свои знания в следующих 10 регионах.....

 Стартовал заключительный этап Многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда» Стартовал заключительный этап Многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда»

3 Февраль 2024

С 3 февраля по 23 марта 2024 года пройдет заключительный тур Многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда».

1 ФЕВРАЛЯ СТАРТУЕТ КОНКУРС «Я – ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ДИНАСТИИ» 1 ФЕВРАЛЯ СТАРТУЕТ КОНКУРС «Я – ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ДИНАСТИИ»

31 Январь 2024

Союз машиностроителей России и Лига содействия оборонным предприятиям запускает конкурс «Я - представитель династии», приуроченный к Году семьи в России.

Центральный аппарат Союза машиностроителей России подвел итоги работы региональных отделений за 2023 год. Центральный аппарат Союза машиностроителей России подвел итоги работы региональных отделений за 2023 год.

22 Январь 2024

С 2007 года СоюзМаш, возглавляемый Сергеем Викторовичем Чемезовым, преодолел огромный путь и стал значительной общественно-политической силой, выйдя за рамки узкопрофессионального отраслевого объединения.
«Наши инициативы и предложения по преодолению стоящих перед отраслью вызовов реализуются в поручениях Президента, распоряжениях Правительства и профильных ведомств. Все это стало возможным благодаря слаженной и целенаправленной работе наших региональных отделений. Поздравляю руководителей отделений с заслуженной победой», - заявил первый заместитель председателя СоюзМаш Владимир Гутенев.

День машиностроения на выставке «Россия» День машиностроения на выставке «Россия»

19 Январь 2024

Председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Владимир Гутенев с первым замглавы Минпромторга Василием Осьмаковым Минпромторг России открыл День машиностроения на выставке «Россия» (ВДНХ)

Владимир Путин включил в состав коллегии Военно-промышленной комиссии РФ председателя Комитета Госдумы по промышленности и торговле, первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева Владимир Путин включил в состав коллегии Военно-промышленной комиссии РФ председателя Комитета Госдумы по промышленности и торговле, первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева

17 Январь 2024

15 января 2024 года президент России Владимир Путин включил в состав коллегии Военно-промышленной комиссии РФ председателя Комитета Госдумы по промышленности и торговле, первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева.
Как отметил депутат, профильный Комитет ГД и СоюзМаш плотно взаимодействуют с коллегией ВПК. «Только по итогу форума «Армия» нашими экспертами направлено в коллегию 36 пунктов предложений», - сообщил парламентарий.

Председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев в рамках региональной недели провел ряд встреч с молодежью Самары. Председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев в рамках региональной недели провел ряд встреч с молодежью Самары.

15 Январь 2024

Председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев в рамках региональной недели провел ряд встреч с молодежью Самары.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ СОЮЗМАШ ПОСЕТИЛИ СИРИЮ С ГУМАНИТАРНОЙ МИССИЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛИ СОЮЗМАШ ПОСЕТИЛИ СИРИЮ С ГУМАНИТАРНОЙ МИССИЕЙ

14 Июнь 2023

5 - 7 июня 2023 года представители Союза машиностроителей России приняли участие в работе российской межведомственной делегации в Сирийской Арабской Республике, в рамках которой передали гуманитарную помощь нуждающимся. Возглавил группу первый вице-президент Союза, председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев.
Первая благотворительная акция прошла в Дамаске в Российском центре науки и культуры «Русский дом». Российская сторона встретилась с представителями дома престарелых и центра Арт-терапии для детей, пострадавших в ходе войны, которым вручили 150 брендированных рюкзаков-мешков со сладкими наборами, 130 коробок продуктов питания, канцелярских принадлежностей, средств личной гигиены и бытовой химии.

БОЛЬНИЦА СИРИИ ПОЛУЧИЛА ОБОРУДОВАНИЕ И МЕДИКАМЕНТЫ ОТ СОЮЗМАШ НА ПЯТЬ МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ БОЛЬНИЦА СИРИИ ПОЛУЧИЛА ОБОРУДОВАНИЕ И МЕДИКАМЕНТЫ ОТ СОЮЗМАШ НА ПЯТЬ МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ

7 Июнь 2023

Первый вице-президент Союза машиностроителей России, председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Владимир Гутенев прибыл в Сирию в составе российской межведомственной делегации.