Сотрудник ИРНИТУ Павел Смольков представил в АО «ОДК-Авиадвигатель» перспективные методики оценки остаточных напряжений

23 Июль 2018

Инженер кафедры технологии оборудования машиностроительных производств ИРНИТУ Павел Смольков выступил с докладом на научно-техническом совете АО «ОДК-Авиадвигатель». Мероприятие было организовано по теме «Наведение и контроль остаточных напряжений в деталях газотурбинных двигателей в соответствии с требованиями разработчика». НТС проводился с целью обеспечения благоприятных уровней остаточных напряжений в деталях и сборочных единицах двигателя, их достоверного контроля и математического моделирования.

В работе НТС приняли участие более пятидесяти представителей отраслевых НИИ, институтов РАН, предприятий «Объединенной двигателестроительной корпорации» (ОДК), производителей и поставщиков металлообрабатывающего оборудования. Интерес к проблематике, заявленной в программе научно-технического совета, проявили СО РАН, ОАО «ВИЛС», ВИАМ, ИРНИТУ, УГАТУ, ПНИПУ, АО «ОДК-ПМ», ПАО «ОДК-Сатурн», АО «НПЦГ «Салют», АО «КНИАТ», компания «Ресслер Руссланд» и др.

На заседании научно-технического совета руководство АО «ОДК-Авиадвигатель» подчеркнуло, что проведение исследований остаточных напряжений и обеспечение их необходимого уровня требует больших временных, материальных и кадровых затрат. В связи с этим необходимо, чтобы ОДК возглавила данное направление работы и признала его приоритетным для всей продуктовой линейки двигателей корпорации.

В ходе НТС был обобщен практический опыт предприятий в части контроля и обеспечения требуемого уровня остаточных напряжений, представлены методики оценки остаточных напряжений, способов их наведения в конкретных деталях двигателя ПД-14, поставки которого в скором времени будут производиться на Иркутский авиационный завод для самолета МС-21.

Участники совета изучили результаты работы отраслевых институтов, российских и зарубежных компаний, а также презентовали оборудование и возможности его применения для решения поставленных задач в двигателестроении.

Павел Смольков работает в лаборатории ИРНИТУ, занимающейся исследованиями технологических остаточных напряжений и деформаций. Оснащенность лаборатории новейшим специализированным оборудованием позволяет проводить контроль остаточных напряжений в деталях механическим, рентгеновским и другими методами. На заседании НТС инженер кафедры технологии оборудования машиностроительных производств выступил с сообщением на тему «Комплексный подход при определении остаточных напряжений в деталях авиамашиностроения».

«Я рассказал о том, какие научно-производственные задачи решаются в нашей лаборатории. Представил современное высокотехнологичное оборудование и компетенции наших сотрудников, которые позволяют выполнять научно-исследовательские работы по заказам предприятий, выпускающих авиадвигатели. Кроме традиционных приборов, лаборатория имеет на вооружении уникальное оборудование. Совместно со специалистами Иркутского авиационного завода мы спроектировали и изготовили установку для измерения остаточных напряжений механическим методом УДИОН-2. Используемый метод является разрушающим, но имеет высокую точность и применяется для тарировки других приборов (проверка показаний).Таким образом, мы можем провести исследования комплексно, в полном объеме, и оценить остаточные напряжения в деталях разными способами – это позволяет верифицировать полученные результаты.
Проблема заключается в том, что в России не разработана нормативная база по определению остаточных напряжений. Существуют отраслевые ГОСТы, некоторые предприятия принимают собственные регламенты, по которым осуществляется контроль. Между тем, необходима единая комплексная методика, обеспечивающая единство измерений.
«ОДК-Авиадвигатель» на протяжении нескольких лет уделяет значительное внимание определению остаточных напряжений в деталях двигателей. Здесь разработана нормативная документация, которая регламентирует определенный уровень остаточного напряжения в поверхностном слое ряда деталей. Чтобы его обеспечить, проводится необходимая упрочняющая обработка, и только тогда деталь может поступить на сборку двигателя», - сообщил Павел Смольков.

Он представил участникам научно-технического совета информацию о работе по моделированию остаточных напряжений и деформаций, которой занимается аспирант ИРНИТУ Александр Пашков. Это исследование заинтересовало коллег, так как моделирование позволяет прогнозировать остаточные напряжения с помощью программных средств. В результате можно значительно снизить затраты на изготовление образцов деталей и проведение испытаний.

Заседание НТС завершилось принятием протокола, основу которого составили первоочередные мероприятия, направленные на укрепление взаимодействия участников.    

Павлу Смолькову удалось обсудить перспективы сотрудничества с представителями предприятий, которые имеют большой опыт в вопросах остаточных напряжений. В частности, проведены переговоры с сотрудниками ПАО «ОДК-Сатурн», ПНИПУ, Казанского НИАТ. С АО «ОДК-Авиадвигатель» подписан протокол, по которому ИРНИТУ предоставит предложения по упрочнению и моделированию напряжённо-деформированного состояния деталей АО «ОДК-Авиадвигатель», направленные на обеспечение надежности и требуемых показателей ресурса двигателя ПД-14.
В Госдуме обсудили кадровый вопрос на предприятиях ОПК В Госдуме обсудили кадровый вопрос на предприятиях ОПК

17 Декабрь 2021

В Госдуме состоялось совместное заседание Экспертного совета по авиационной промышленности при Комитете ГД по промышленности и торговле, а также Комитетов по авиационной промышленности и по развитию фундаментальной науки и подготовки кадров Союза машиностроителей России.

На расширенном заседании Бюро СоюзМаш обсудили процесс диверсификации в отраслях российского ОПК

27 Сентябрь 2021

На расширенном заседании Бюро СоюзМаш обсудили процесс диверсификации в отраслях российского ОПК
22 сентября 2021 года под председательством руководителя Союза машиностроителей России, главы Госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова с участием президента Лиги содействия оборонным предприятиям Владимира Гутенева состоялось расширенное заседание Бюро СоюзМаш и Лиги. Темой обсуждения стал набирающий обороты процесс диверсификации в отраслях отечественного оборонно-промышленного комплекса.
Открывая мероприятие, председатель Союза машиностроителей России Сергей Чемезов проинформировал присутствующих о текущей работе организации, поблагодарил аппарат за плодотворную работу по подготовке и проведению заседаний профильных экспертных советов, высоко оценил деятельность СоюзМаш и Лиги в рамках деловой программы «МАКС-2021» и форума «Армия-2021». Также руководитель обозначил планы СоюзМаш на ближайшее время, подчеркнул насыщенную программу его научно-образовательных мероприятий по профессиональной ориентации.

Визит заместителя директора Департамента региональной промышленной политики и проектного управления Минпромторга России Визит заместителя директора Департамента региональной промышленной политики и проектного управления Минпромторга России

25 Август 2021

Председатель ИРО СМР, оказал содействие в проведении выездная стажировка по программе «Федеральная практика»

Национальные проекты Национальные проекты

3 Август 2021

Председатель  ИРО СМР организовал контроль реализации национальных проектов РФ в Иркутской области по прямому поручению Президента РФ В.В. Путина данное Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Экскурсия Премьер -министра РФ по ИАЗ Экскурсия Премьер -министра РФ по ИАЗ

29 Июль 2021

Председатель ИРО СМР, организовал экскурсию для Премьер – министра РФ Мишустина М.В., в рамках рабочего визита на ИАЗ