Как США пытались задушить проект МС-21, но у них ничего не вышло

16 Февраль 2023

Как США пытались задушить проект МС-21, но у них ничего не вышло

Российский проект среднемагистрального самолёта МС-21 раздражает США с момента своего появления. Как выяснилось из обсуждений к нашим статьям, многие читатели не в курсе, что за последние 5 лет против МС-21 было введено сразу 3 пакета санкций. Разберём подробнее как США стремились загубить перспективный российский проект в угоду своему давно устаревшему Боингу 737.

Пакет №1. Композитное крыло (2018-2020)
Лёгкое и прочное композитное крыло большого удлинения, повышающее аэродинамическое качество самолёта, является одним из конкурентных преимуществ МС-21. Его конкуренты, разработанные в 60-х (Б-737) и 80-х (А-320) годах прошлого века, имеют металлическое крыло.

Предпосылки для санкций. В мае 2018 года взлетел второй лётный экземпляр МС-21. Сообщения об успешном продвижении сертификации двигателя ПД-14 (сертификат получен в конце 2018 года) и статических испытаний планера МС-21 в ЦАГИ.

Проблема. В сентябре 2018 года были введены санкции против производителя крыла МС-21- ульяновского "Аэрокомпозита". Были запрещены поставки смолы из Бельгии (Solvay) и углеволокна из Японии (Toray). Эти же компании являются поставщиками второго уровня для Боинга.

Решение. В январе 2019 года появилась первая информация о подключении "Росатома" к разработке российских композитов на замену импортным материалам.

Результат. Уже летом 2021 года на авиасалоне МАКС-2021 дочка Росатома компания ЮМАТЕКС сообщила об отгрузке в Ульяновск 5 комплектов композитных материалов для серийных самолётов МС-21. Комплект для опытного крыла был отправлен "Аэрокомпозиту" ещё в 2020 году. В том же году материалы прошли полный цикл испытаний. На сегодня ЮМАТЕКС является крупнейшим поставщиком композитов в России и входит в мировой Топ 10.

Итог. Проблема успешно решена. Задержка проекта примерно на 2 года. С 2018 года началась проработка программ по импортозамещению зарубежных комплектующих для МС-21 и Суперджета.

Пакет №2. Иркут и его поставщики (2020-2022)
В 2020 году стало ясно, что первый пакет санкций не оправдал "оказанного ему высокого доверия". Он лишь задержал, но не смог остановить проект МС-21. Поэтому США решили продолжить давление на наш авиапром.

Предпосылки для санкций. Сертификация МС-21 ускоряется. В испытаниях участвуют уже 5 лётных экземпляров. В декабре 2020 года впервые взлетел МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14.

Проблема. В декабре 2020 года США вводят экспортные ограничения на продукцию "двойного назначения" в Китай, Россию и Венесуэлу. Под санкции попадает практически весь российский авиапром - Ростех и его холдинги ОАК и ОДК, Иркут, Туполев, ВСМПО-Ависма и ещё 40 компаний. Весьма показательно, что Иркут упоминается в санкционном списке аж 3 раза (!!!), а ОАК - дважды (!!). Становится ясно, что импорт авиакомпонентов для МС-21 может быть остановлен в любой момент.

Решение. Интенсификация программ по импортозамещению для всех российских авиапроектов (МС-21, Суперджет, Ил-114-300, ЛМС-901 "Байкал", вертолёты). Курируют авиапром лично премьер Мишустин и его заместитель Белоусов. В Правительстве регулярно проходят совещания по вопросам развития авиапромышленности. 2 раза в год Правительство докладывает об успехах и проблемах авиации Президенту.

Результат. На авиасалоне МАКС-2021 импортозамещение становится одной из ключевых тем. Озвучены примерные сроки реализации программ: 2023 год - Суперджет, 2024 год для МС-21, 2025 год для "Байкала".

Итог. Запущена комплексная программа для решения проблемы. Российский авиапром продолжает стабильно работать, но пришло понимание, что западные "партнёры" нам вовсе не партнёры. Задержка проекта МС-21 ещё на 2 года.


Пакет №3. Всё и сразу (2022-2024)
До начала 2022 года США постепенно вводили санкции против МС-21 по всем правилам ведения торговой войны - создавай новую проблему по мере решения предыдущей. Но после начала СВО у Запада случилась истерика, и они в спешке решили вывалить все санкции сразу. И это была их стратегическая ошибка! Больше шантажировать и пугать Россию нечем!!!

Кстати, скорость введения санкций и их количество красноречиво свидетельствуют о том, что санкции готовились заблаговременно. США нужен был только повод для их объявления.

Предпосылки для санкций. В ноябре 2021 года МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14 посетил авиасалон в Дубае (ОАЭ). МС-21-300 сертифицирован в декабре 2021 года, показав при этом отличный суточный налёт. Взлетел первый серийный МС-21 с крылом из российских композитов. Авиакомпания "Россия" готовится к началу эксплуатации самолёта.

Проблема. Начиная с весны 2022 года США и послушно следующие за ними страны "коллективного запада" ввели тысячи различных ограничений на любые виды сотрудничества с Россией. По задумке запада введённые санкции должны были полностью остановить российские авиакомпании и аэропорты, а также парализовать производство и ремонт авиационной техники. Однако, ничего страшного не произошло. Ничего не остановилось, в том числе благодаря правильным выводам и решениям, принятым после первых двух санкционных пакетов.

Решение. В июне 2022 года Правительством России утверждена новая комплексная программа развития авиатранспортной отрасли до 2030 года. Одной из главных целей программы заявлено "обеспечение технологического суверенитета в авиатранспортной отрасли Российской Федерации". Этим документом официально оформлены принятые в предыдущие годы решения о полном переходе на российские комплектующие во всех авиационных проектах. Вопрос кооперации с западом окончательно закрыт.

Результат. Проект МС-21 по-прежнему продвигается вопреки любым санкциям. Очевидно, что версия МС-21-300 с американскими двигателями более не актуальна. Версия МС-21-310 с российскими двигателями, сертифицированная в декабре 2022 года, тоже. В серию теперь пойдёт только полностью русифицированная версия МС-21-310 РУС. Лётные и стендовые испытания российских систем продолжаются. Подробная информация, скорее всего, будет озвучена в ходе авиасалона МАКС-2023.

Итог. Несмотря на суммарную задержку примерно на 5 лет, проект МС-21 жив. Самолёт теперь полностью избавлен от любых "западных капризов". Российский авиапром постепенно набирает обороты, модернизирует производства и обеспечен гарантированными заказами на ближайшие 15-20 лет. Процесс активного вытеснения зарубежных самолётов с российского рынка начался.
Форум «Инженеры будущего – 2022»: четвертый день Форум «Инженеры будущего – 2022»: четвертый день

5 Июль 2022

Образовательная программа
Слушатели факультета комплексов высокоточного оружия ближней тактической зоны познакомились с основами мехатроники, обобщённой структурой мехатронных модулей рулевых приводов малогабаритных летательных аппаратов, а также изучили подходы к проектированию мехатронных модулей, основные типы датчиков и исполнительных элементов, применяемые в мехатронных системах ЛА. Кроме того, на практических занятиях участники в командах попрактиковались в программировании микропроцессорных систем управления.

Сотрудничество России и Сирии обсудили на форуме «Инженеры будущего» Сотрудничество России и Сирии обсудили на форуме «Инженеры будущего»

5 Июль 2022

будущего»
3 июля на площадке Международного промышленного форума «Инженеры будущего» состоялся круглый стол «Россия и Сирия: от войны к миру».
В нем приняли участие первый вице-президент Союза машиностроителей России, председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев, первый заместитель губернатора Тульской области Вячеслав Федорищев, Чрезвычайный и Полномочный Посол Сирийской Арабской Республики в Российской Федерации, Его Превосходительство Риад Хаддад, статс-секретарь – заместитель министра науки и высшего образования РФ Петр Кучеренко, заместитель начальника Национального центра управления обороной РФ, генерал-лейтенант Виктор Новожилов, директор «НИИ глазных болезней» Доктор Юсеф Наим Юсеф, ректоры сирийских и российских вузов. Видеообращение к форумчанам направил ректор Дамасского государственного университета Мухаммад Осама Аль-Джаббана.

Информационное противодействие и новый виток эволюции устройств обсудили на форуме «Инженеры будущего» Информационное противодействие и новый виток эволюции устройств обсудили на форуме «Инженеры будущего»

4 Июль 2022

В субботу, 2 июля, на площадке юбилейного Х Международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего» состоялась панельная дискуссия, на которой обсудили очень важную тему – «Информационная среда как основа суверенитета России».

Форум «Инженеры будущего – 2022»: третий день Форум «Инженеры будущего – 2022»: третий день

4 Июль 2022

Образовательная программа
Эксперты авиационного факультета рассказали о системном мышлении, основных моделях и ловушках мышления. Также для будущих инженеров провели деловую игру, которая позволила облегчить усвоение студентами знаний и приобретение навыков в ситуациях, близких к реальным. Участники, моделируя бизнес-процессы, должны были увеличить производство выпуска самолетов, используя бумагу для оригами.  

Открытый диалог с руководителями регионов России состоялся на площадке форума «Инженеры будущего» Открытый диалог с руководителями регионов России состоялся на площадке форума «Инженеры будущего»

4 Июль 2022

01 июля 2022 года в рамках Международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего-2022» состоялся открытый диалог участников с главами регионов России.

Форум «Инженеры будущего – 2022»: второй день Форум «Инженеры будущего – 2022»: второй день

4 Июль 2022

Позади второй день юбилейного X Международного инженерного молодежного форума «Инженеры будущего», который проходит в этом году в Тульской области.
Коротко расскажем об основных событиях этого дня в рамках образовательной, деловой, спортивной и культурных программ.

Форум «Инженеры будущего – 2022»: день первый Форум «Инженеры будущего – 2022»: день первый

4 Июль 2022

30 июня стартовал первый день форума «Инженеры будущего-2022». Программа традиционно разделена на образовательный, деловой, спортивный и культурный блоки.

Международный промышленный форум «Инженеры будущего» открыл Десятилетие науки и технологий Международный промышленный форум «Инженеры будущего» открыл Десятилетие науки и технологий

1 Июль 2022

29 июня состоялось официальное открытие X Международного молодёжного промышленного форума «Инженеры будущего-2022».

Совместное заседание Межведомственных координационных штабов России и Сирии Совместное заседание Межведомственных координационных штабов России и Сирии

21 Июнь 2022

Глава Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев принял участие в совместном заседании Межведомственных координационных штабов России и Сирии, проходившем в режиме телемоста Москва–Дамаск.

Гуманитарная миссия Союза машиностроителей России в Сирии Гуманитарная миссия Союза машиностроителей России в Сирии

17 Июнь 2022

14-16 июня 2022 представители Союза машиностроителей России приняли участие в работе российской межведомственной делегации в Сирийской Арабской Республике, в рамках которой передали гуманитарную помощь нуждающимся и провели ряд двусторонних встреч.