Как США пытались задушить проект МС-21, но у них ничего не вышло

16 Февраль 2023

Как США пытались задушить проект МС-21, но у них ничего не вышло

Российский проект среднемагистрального самолёта МС-21 раздражает США с момента своего появления. Как выяснилось из обсуждений к нашим статьям, многие читатели не в курсе, что за последние 5 лет против МС-21 было введено сразу 3 пакета санкций. Разберём подробнее как США стремились загубить перспективный российский проект в угоду своему давно устаревшему Боингу 737.

Пакет №1. Композитное крыло (2018-2020)
Лёгкое и прочное композитное крыло большого удлинения, повышающее аэродинамическое качество самолёта, является одним из конкурентных преимуществ МС-21. Его конкуренты, разработанные в 60-х (Б-737) и 80-х (А-320) годах прошлого века, имеют металлическое крыло.

Предпосылки для санкций. В мае 2018 года взлетел второй лётный экземпляр МС-21. Сообщения об успешном продвижении сертификации двигателя ПД-14 (сертификат получен в конце 2018 года) и статических испытаний планера МС-21 в ЦАГИ.

Проблема. В сентябре 2018 года были введены санкции против производителя крыла МС-21- ульяновского "Аэрокомпозита". Были запрещены поставки смолы из Бельгии (Solvay) и углеволокна из Японии (Toray). Эти же компании являются поставщиками второго уровня для Боинга.

Решение. В январе 2019 года появилась первая информация о подключении "Росатома" к разработке российских композитов на замену импортным материалам.

Результат. Уже летом 2021 года на авиасалоне МАКС-2021 дочка Росатома компания ЮМАТЕКС сообщила об отгрузке в Ульяновск 5 комплектов композитных материалов для серийных самолётов МС-21. Комплект для опытного крыла был отправлен "Аэрокомпозиту" ещё в 2020 году. В том же году материалы прошли полный цикл испытаний. На сегодня ЮМАТЕКС является крупнейшим поставщиком композитов в России и входит в мировой Топ 10.

Итог. Проблема успешно решена. Задержка проекта примерно на 2 года. С 2018 года началась проработка программ по импортозамещению зарубежных комплектующих для МС-21 и Суперджета.

Пакет №2. Иркут и его поставщики (2020-2022)
В 2020 году стало ясно, что первый пакет санкций не оправдал "оказанного ему высокого доверия". Он лишь задержал, но не смог остановить проект МС-21. Поэтому США решили продолжить давление на наш авиапром.

Предпосылки для санкций. Сертификация МС-21 ускоряется. В испытаниях участвуют уже 5 лётных экземпляров. В декабре 2020 года впервые взлетел МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14.

Проблема. В декабре 2020 года США вводят экспортные ограничения на продукцию "двойного назначения" в Китай, Россию и Венесуэлу. Под санкции попадает практически весь российский авиапром - Ростех и его холдинги ОАК и ОДК, Иркут, Туполев, ВСМПО-Ависма и ещё 40 компаний. Весьма показательно, что Иркут упоминается в санкционном списке аж 3 раза (!!!), а ОАК - дважды (!!). Становится ясно, что импорт авиакомпонентов для МС-21 может быть остановлен в любой момент.

Решение. Интенсификация программ по импортозамещению для всех российских авиапроектов (МС-21, Суперджет, Ил-114-300, ЛМС-901 "Байкал", вертолёты). Курируют авиапром лично премьер Мишустин и его заместитель Белоусов. В Правительстве регулярно проходят совещания по вопросам развития авиапромышленности. 2 раза в год Правительство докладывает об успехах и проблемах авиации Президенту.

Результат. На авиасалоне МАКС-2021 импортозамещение становится одной из ключевых тем. Озвучены примерные сроки реализации программ: 2023 год - Суперджет, 2024 год для МС-21, 2025 год для "Байкала".

Итог. Запущена комплексная программа для решения проблемы. Российский авиапром продолжает стабильно работать, но пришло понимание, что западные "партнёры" нам вовсе не партнёры. Задержка проекта МС-21 ещё на 2 года.


Пакет №3. Всё и сразу (2022-2024)
До начала 2022 года США постепенно вводили санкции против МС-21 по всем правилам ведения торговой войны - создавай новую проблему по мере решения предыдущей. Но после начала СВО у Запада случилась истерика, и они в спешке решили вывалить все санкции сразу. И это была их стратегическая ошибка! Больше шантажировать и пугать Россию нечем!!!

Кстати, скорость введения санкций и их количество красноречиво свидетельствуют о том, что санкции готовились заблаговременно. США нужен был только повод для их объявления.

Предпосылки для санкций. В ноябре 2021 года МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14 посетил авиасалон в Дубае (ОАЭ). МС-21-300 сертифицирован в декабре 2021 года, показав при этом отличный суточный налёт. Взлетел первый серийный МС-21 с крылом из российских композитов. Авиакомпания "Россия" готовится к началу эксплуатации самолёта.

Проблема. Начиная с весны 2022 года США и послушно следующие за ними страны "коллективного запада" ввели тысячи различных ограничений на любые виды сотрудничества с Россией. По задумке запада введённые санкции должны были полностью остановить российские авиакомпании и аэропорты, а также парализовать производство и ремонт авиационной техники. Однако, ничего страшного не произошло. Ничего не остановилось, в том числе благодаря правильным выводам и решениям, принятым после первых двух санкционных пакетов.

Решение. В июне 2022 года Правительством России утверждена новая комплексная программа развития авиатранспортной отрасли до 2030 года. Одной из главных целей программы заявлено "обеспечение технологического суверенитета в авиатранспортной отрасли Российской Федерации". Этим документом официально оформлены принятые в предыдущие годы решения о полном переходе на российские комплектующие во всех авиационных проектах. Вопрос кооперации с западом окончательно закрыт.

Результат. Проект МС-21 по-прежнему продвигается вопреки любым санкциям. Очевидно, что версия МС-21-300 с американскими двигателями более не актуальна. Версия МС-21-310 с российскими двигателями, сертифицированная в декабре 2022 года, тоже. В серию теперь пойдёт только полностью русифицированная версия МС-21-310 РУС. Лётные и стендовые испытания российских систем продолжаются. Подробная информация, скорее всего, будет озвучена в ходе авиасалона МАКС-2023.

Итог. Несмотря на суммарную задержку примерно на 5 лет, проект МС-21 жив. Самолёт теперь полностью избавлен от любых "западных капризов". Российский авиапром постепенно набирает обороты, модернизирует производства и обеспечен гарантированными заказами на ближайшие 15-20 лет. Процесс активного вытеснения зарубежных самолётов с российского рынка начался.
«В команде СоюзМаш». «В команде СоюзМаш».

15 Декабрь 2022

Союз машиностроителей России инициирует новый конкурс «В команде СоюзМаш».
Целью и задачами Конкурса являются вовлечение специалистов/студентов в возрасте от 20 до 45 лет в совместную организацию и проведение основных мероприятий Союза молодежной направленности на основе принципов добровольности и безвозмездности; обучение трудовым и профессиональным навыкам; поддержка и реализация социальных инициатив предприятий – членов Союза машиностроителей России.

III  Всероссийский форум "Научно-технологическое развитие и задачи глобального лидерства" стартовал в МАИ III Всероссийский форум "Научно-технологическое развитие и задачи глобального лидерства" стартовал в МАИ

10 Ноябрь 2022

9 ноября на базе Московского авиационного института стартовал III Всероссийский форум "Научно-технологическое развитие и задачи глобального лидерства". В церемонии открытия приняли участие председатель Комитета Государственной Думы РФ по промышленности и торговле, президент Лиги содействия оборонным предприятиям Владимир Гутенев, ректор Московского авиационного института, член Бюро Союза машиностроителей России Михаил Погосян.

Делегация Союза машиностроителей России доставила новое оборудование сирийским медикам и провела рабочее совещание с руководством министерства промышленности САР Делегация Союза машиностроителей России доставила новое оборудование сирийским медикам и провела рабочее совещание с руководством министерства промышленности САР

20 Октябрь 2022

19 октября, на третий день гуманитарного визита в Сирию члены Союза машиностроителей России направились в крупнейшую дамасскую больницу «Аль-Муштахид», где для них была организована экскурсия в сопровождении главного врача и начальника отделения патологии новорождённых клиники. По завершении осмотра территории и помещений состоялась передача партии расходных материалов и медицинской техники, в которых нуждается лечебное учреждение. В распоряжение персонала больницы поступили хирургические аспираторы и неонатальное оборудование производства входящих в Союз Уральского оптико-механического завода им. Э.С. Яламова и КСГ Инжиниринг, а также тепловые пушки, изготовленные Ижевским электромеханическим заводом «Купол», и комплекты одноразовой медицинской одежды, закупленные СоюзМаш России. Общая стоимость доставленной СМР помощи превысила 1 млн рублей.

СоюзМаш России передал сирийцам тренажёры и спортинвентарь СоюзМаш России передал сирийцам тренажёры и спортинвентарь

20 Октябрь 2022

18 октября представители СоюзМаш России продолжили работу в рамках очередного визита российской межведомственной делегации в Сирийскую Арабскую Республику.
Так, союзмашевцы провели благотворительную акцию в Кабр-эс-Сит, в ходе которой учащимся школы №3, одной из беднейших в провинции Риф-Дамаск, было передано более 300 рюкзаков-мешков с наборами канцелярских принадлежностей и конфет.

Владимир Гутенев посетил Сирийскую Арабскую Республику Владимир Гутенев посетил Сирийскую Арабскую Республику

19 Октябрь 2022

17 октября председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по промышленности и торговле, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев прибыл в Сирию в составе российской межведомственной делегации.

Обеспечение технологического суверенитета обсудили на расширенном Бюро Союза и Лиги Обеспечение технологического суверенитета обсудили на расширенном Бюро Союза и Лиги

30 Сентябрь 2022

28 сентября 2022 года состоялось расширенное заседание Бюро Союза машиностроителей России и Лиги содействия оборонным предприятиям на тему «Технологическая независимость России: узкие места и пути достижения». Мероприятие прошло под председательством президента СоюзМаш России, генерального директора Госкорпорации Ростех Сергея Чемезова. В заседании приняли участие первый заместитель председателя Cоюза, президент Лиги Владимир Гутенев, члены Бюро – руководители корпораций и крупных промышленных предприятий.

Итоговый ролик к 15-летию Союза

26 Сентябрь 2022

Уважаемые коллеги, добрый день!
Направляем ссылку на подготовленный аппаратом ролик к 15-летию Союза для возможного использования.

С праздником!!!  Уважаемые заводчане, ветераны ИАЗ, сотрудники дочерних и смежных обществ Корпорации «Иркут», а также работники машиностроительной отрасли региона! С праздником!!! Уважаемые заводчане, ветераны ИАЗ, сотрудники дочерних и смежных обществ Корпорации «Иркут», а также работники машиностроительной отрасли региона!

21 Сентябрь 2022

С праздником!!!

Уважаемые заводчане, ветераны ИАЗ, сотрудники дочерних и смежных обществ Корпорации «Иркут», а также работники машиностроительной отрасли региона!

Примите мои самые искренние поздравления с профессиональным праздником – Днем машиностроителя!

Поздравление с Днём машиностроителя! Уважаемые коллеги! Поздравление с Днём машиностроителя! Уважаемые коллеги!

21 Сентябрь 2022

Поздравляю вас с Днём машиностроителя!
Этот праздник объединяет миллионы людей, которые работают в машиностроительной отрасли. От вас во многом зависит укрепление и дальнейший рост российской экономики, повышение качества жизни граждан.

Поздравление работников машиностроительной отрасли от В.В. Гутенева ! Поздравление работников машиностроительной отрасли от В.В. Гутенева !

21 Сентябрь 2022

Уважаемые работники машиностроительной отрасли!
От имени Союза машиностроителей России и от себя лично поздравляю вас с профессиональным праздником!