Как США пытались задушить проект МС-21, но у них ничего не вышло

16 Февраль 2023

Как США пытались задушить проект МС-21, но у них ничего не вышло

Российский проект среднемагистрального самолёта МС-21 раздражает США с момента своего появления. Как выяснилось из обсуждений к нашим статьям, многие читатели не в курсе, что за последние 5 лет против МС-21 было введено сразу 3 пакета санкций. Разберём подробнее как США стремились загубить перспективный российский проект в угоду своему давно устаревшему Боингу 737.

Пакет №1. Композитное крыло (2018-2020)
Лёгкое и прочное композитное крыло большого удлинения, повышающее аэродинамическое качество самолёта, является одним из конкурентных преимуществ МС-21. Его конкуренты, разработанные в 60-х (Б-737) и 80-х (А-320) годах прошлого века, имеют металлическое крыло.

Предпосылки для санкций. В мае 2018 года взлетел второй лётный экземпляр МС-21. Сообщения об успешном продвижении сертификации двигателя ПД-14 (сертификат получен в конце 2018 года) и статических испытаний планера МС-21 в ЦАГИ.

Проблема. В сентябре 2018 года были введены санкции против производителя крыла МС-21- ульяновского "Аэрокомпозита". Были запрещены поставки смолы из Бельгии (Solvay) и углеволокна из Японии (Toray). Эти же компании являются поставщиками второго уровня для Боинга.

Решение. В январе 2019 года появилась первая информация о подключении "Росатома" к разработке российских композитов на замену импортным материалам.

Результат. Уже летом 2021 года на авиасалоне МАКС-2021 дочка Росатома компания ЮМАТЕКС сообщила об отгрузке в Ульяновск 5 комплектов композитных материалов для серийных самолётов МС-21. Комплект для опытного крыла был отправлен "Аэрокомпозиту" ещё в 2020 году. В том же году материалы прошли полный цикл испытаний. На сегодня ЮМАТЕКС является крупнейшим поставщиком композитов в России и входит в мировой Топ 10.

Итог. Проблема успешно решена. Задержка проекта примерно на 2 года. С 2018 года началась проработка программ по импортозамещению зарубежных комплектующих для МС-21 и Суперджета.

Пакет №2. Иркут и его поставщики (2020-2022)
В 2020 году стало ясно, что первый пакет санкций не оправдал "оказанного ему высокого доверия". Он лишь задержал, но не смог остановить проект МС-21. Поэтому США решили продолжить давление на наш авиапром.

Предпосылки для санкций. Сертификация МС-21 ускоряется. В испытаниях участвуют уже 5 лётных экземпляров. В декабре 2020 года впервые взлетел МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14.

Проблема. В декабре 2020 года США вводят экспортные ограничения на продукцию "двойного назначения" в Китай, Россию и Венесуэлу. Под санкции попадает практически весь российский авиапром - Ростех и его холдинги ОАК и ОДК, Иркут, Туполев, ВСМПО-Ависма и ещё 40 компаний. Весьма показательно, что Иркут упоминается в санкционном списке аж 3 раза (!!!), а ОАК - дважды (!!). Становится ясно, что импорт авиакомпонентов для МС-21 может быть остановлен в любой момент.

Решение. Интенсификация программ по импортозамещению для всех российских авиапроектов (МС-21, Суперджет, Ил-114-300, ЛМС-901 "Байкал", вертолёты). Курируют авиапром лично премьер Мишустин и его заместитель Белоусов. В Правительстве регулярно проходят совещания по вопросам развития авиапромышленности. 2 раза в год Правительство докладывает об успехах и проблемах авиации Президенту.

Результат. На авиасалоне МАКС-2021 импортозамещение становится одной из ключевых тем. Озвучены примерные сроки реализации программ: 2023 год - Суперджет, 2024 год для МС-21, 2025 год для "Байкала".

Итог. Запущена комплексная программа для решения проблемы. Российский авиапром продолжает стабильно работать, но пришло понимание, что западные "партнёры" нам вовсе не партнёры. Задержка проекта МС-21 ещё на 2 года.


Пакет №3. Всё и сразу (2022-2024)
До начала 2022 года США постепенно вводили санкции против МС-21 по всем правилам ведения торговой войны - создавай новую проблему по мере решения предыдущей. Но после начала СВО у Запада случилась истерика, и они в спешке решили вывалить все санкции сразу. И это была их стратегическая ошибка! Больше шантажировать и пугать Россию нечем!!!

Кстати, скорость введения санкций и их количество красноречиво свидетельствуют о том, что санкции готовились заблаговременно. США нужен был только повод для их объявления.

Предпосылки для санкций. В ноябре 2021 года МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14 посетил авиасалон в Дубае (ОАЭ). МС-21-300 сертифицирован в декабре 2021 года, показав при этом отличный суточный налёт. Взлетел первый серийный МС-21 с крылом из российских композитов. Авиакомпания "Россия" готовится к началу эксплуатации самолёта.

Проблема. Начиная с весны 2022 года США и послушно следующие за ними страны "коллективного запада" ввели тысячи различных ограничений на любые виды сотрудничества с Россией. По задумке запада введённые санкции должны были полностью остановить российские авиакомпании и аэропорты, а также парализовать производство и ремонт авиационной техники. Однако, ничего страшного не произошло. Ничего не остановилось, в том числе благодаря правильным выводам и решениям, принятым после первых двух санкционных пакетов.

Решение. В июне 2022 года Правительством России утверждена новая комплексная программа развития авиатранспортной отрасли до 2030 года. Одной из главных целей программы заявлено "обеспечение технологического суверенитета в авиатранспортной отрасли Российской Федерации". Этим документом официально оформлены принятые в предыдущие годы решения о полном переходе на российские комплектующие во всех авиационных проектах. Вопрос кооперации с западом окончательно закрыт.

Результат. Проект МС-21 по-прежнему продвигается вопреки любым санкциям. Очевидно, что версия МС-21-300 с американскими двигателями более не актуальна. Версия МС-21-310 с российскими двигателями, сертифицированная в декабре 2022 года, тоже. В серию теперь пойдёт только полностью русифицированная версия МС-21-310 РУС. Лётные и стендовые испытания российских систем продолжаются. Подробная информация, скорее всего, будет озвучена в ходе авиасалона МАКС-2023.

Итог. Несмотря на суммарную задержку примерно на 5 лет, проект МС-21 жив. Самолёт теперь полностью избавлен от любых "западных капризов". Российский авиапром постепенно набирает обороты, модернизирует производства и обеспечен гарантированными заказами на ближайшие 15-20 лет. Процесс активного вытеснения зарубежных самолётов с российского рынка начался.
Бригада 1-го Донецкого армейского корпуса получила коптеры с тепловизорами Бригада 1-го Донецкого армейского корпуса получила коптеры с тепловизорами

2 Июнь 2023

1 июня 2023 года первый вице-президент Союза машиностроителей России, председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Владимир Гутенев передал 5 квадрокоптеров с тепловизором DJI Matrice 30T легендарному подразделению, где служила Герой России и ДНР Ольга Качура (КОРСА).

НА РАСШИРЕННОМ ЗАСЕДАНИИ БЮРО СОЮЗМАШ И ЛИГИ СОДЕЙСТВИЯ ОБОРОННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ ПОДВЕЛИ ИТОГИ РАБОТЫ ЗА 2022 ГОД НА РАСШИРЕННОМ ЗАСЕДАНИИ БЮРО СОЮЗМАШ И ЛИГИ СОДЕЙСТВИЯ ОБОРОННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ ПОДВЕЛИ ИТОГИ РАБОТЫ ЗА 2022 ГОД

31 Март 2023

На расширенном заседании Бюро Союза машиностроителей России и Лиги содействия оборонным предприятиям 27 марта подвели итоги деятельности в 2022 году и обсудили  важнейшие задачи, стоящие перед промышленностью в условиях СВО.
В мероприятии приняли участие председатель Союза машиностроителей России, генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, первый заместитель председателя Cоюза, президент Лиги Владимир Гутенев, члены Бюро и Лиги – руководители корпораций и крупных промышленных предприятий, министр образования и науки Валерий Фальков, заместитель министра промышленности и торговли Василий Осьмаков, депутаты Государственной Думы, главы регионов, председатели российских профсоюзов и другие представители министерств, ведомств и организаций.

XI Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего – 2023» XI Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего – 2023»

23 Март 2023


Союз машиностроителей России совместно с Государственной корпорацией «Ростех», при поддержке Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) и Правительства Тульской области, проводит XI Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего – 2023» (далее – Форум), который состоится с 23 июня по 03 июля 2023 года в Тульской области на территории базы отдыха «Шахтер», расположенной по адресу: Тульская область, Алексинский район, с. Бунырёво.

Владимир Гутенев вручил 30 сертификатов в санаторий семьям военнослужащих – участников СВО Владимир Гутенев вручил 30 сертификатов в санаторий семьям военнослужащих – участников СВО

15 Март 2023

Первый вице-президент Союза машиностроителей России, председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле, руководитель подгруппы по вопросам мобилизационной подготовки в сфере экономики Владимир Гутенев вручил 30 сертификатов на санаторно-курортное лечение семьям военнослужащих – участников СВО.

СоюзМаш России направил более 50 тонн гуманитарной помощи в Сирию СоюзМаш России направил более 50 тонн гуманитарной помощи в Сирию

13 Март 2023

Союз машиностроителей России передал 54 тонны гуманитарной помощи для жителей Сирии, пострадавших от землетрясения, по линии акции "Всегда рядом" Союза машиностроителей и Лиги содействия оборонным предприятиям.

В Челябинске состоялось заседание оргкомитета  Многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда» В Челябинске состоялось заседание оргкомитета Многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда»

21 Февраль 2023

В связи с десятилетием проведения региональной олимпиады «Звезда» в Челябинске состоялось заседание оргкомитета с участием министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, полномочного представителя Президента РФ в Уральском Федеральном округе Владимира Якушева, первого заместителя председателя Союза машиностроителей России, председателя Комитета ГосДумы по промышленности и торговле Владимира Гутенева, губернатора Челябинской области Алексея Текслера.

Как США пытались задушить проект МС-21, но у них ничего не вышло Как США пытались задушить проект МС-21, но у них ничего не вышло

16 Февраль 2023

Российский проект среднемагистрального самолёта МС-21 раздражает США с момента своего появления. Как выяснилось из обсуждений к нашим статьям, многие читатели не в курсе, что за последние 5 лет против МС-21 было введено сразу 3 пакета санкций. Разберём подробнее как США стремились загубить перспективный российский проект в угоду своему давно устаревшему Боингу 737.

Визит молодых сотрудников ГК «Роскосмос». Визит молодых сотрудников ГК «Роскосмос».

10 Февраль 2023


10 февраля завершился двухдневный визит делегации молодых сотрудников ГК «Роскосмос» в Иркутск.

В первый день коллеги осмотрели Иркутский авиационный завод, а именно наше конструкторское бюро и производство, где собирают МС-21. Во второй день члены делегации посетили Иркутский национальный исследовательский технический университет, где встретились со студентами и задали ряд вопросов сотрудникам учебных лабораторий.

РАБОТУ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СВО ОБСУДИЛИ НА ЗАСЕДАНИИ БЮРО СОЮЗА И ЛИГИ РАБОТУ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СВО ОБСУДИЛИ НА ЗАСЕДАНИИ БЮРО СОЮЗА И ЛИГИ

21 Декабрь 2022

На расширенном заседании Бюро Союза машиностроителей России и Лиги содействия оборонным предприятиям 19 декабря подвели промежуточные итоги работы организаций и наметили шаги по формированию дальнейших задач развития российской промышленности в условиях СВО.

СОЮЗМАШ РОССИИ НАПРАВИЛ РИСУНКИ ДЕТЕЙ И ПОДАРКИ НА ФРОНТ СОЮЗМАШ РОССИИ НАПРАВИЛ РИСУНКИ ДЕТЕЙ И ПОДАРКИ НА ФРОНТ

20 Декабрь 2022

16 декабря 2022 года Союз машиностроителей России в рамках благотворительной акции «Всегда рядом» передал более 2000 новогодних подарков военнослужащим. Мероприятие прошло на территории 27-ой отдельной гвардейской Севастопольской Краснознаменной мотострелковой бригады имени 60-летия образования СССР.