Как США пытались задушить проект МС-21, но у них ничего не вышло

16 Февраль 2023

Как США пытались задушить проект МС-21, но у них ничего не вышло

Российский проект среднемагистрального самолёта МС-21 раздражает США с момента своего появления. Как выяснилось из обсуждений к нашим статьям, многие читатели не в курсе, что за последние 5 лет против МС-21 было введено сразу 3 пакета санкций. Разберём подробнее как США стремились загубить перспективный российский проект в угоду своему давно устаревшему Боингу 737.

Пакет №1. Композитное крыло (2018-2020)
Лёгкое и прочное композитное крыло большого удлинения, повышающее аэродинамическое качество самолёта, является одним из конкурентных преимуществ МС-21. Его конкуренты, разработанные в 60-х (Б-737) и 80-х (А-320) годах прошлого века, имеют металлическое крыло.

Предпосылки для санкций. В мае 2018 года взлетел второй лётный экземпляр МС-21. Сообщения об успешном продвижении сертификации двигателя ПД-14 (сертификат получен в конце 2018 года) и статических испытаний планера МС-21 в ЦАГИ.

Проблема. В сентябре 2018 года были введены санкции против производителя крыла МС-21- ульяновского "Аэрокомпозита". Были запрещены поставки смолы из Бельгии (Solvay) и углеволокна из Японии (Toray). Эти же компании являются поставщиками второго уровня для Боинга.

Решение. В январе 2019 года появилась первая информация о подключении "Росатома" к разработке российских композитов на замену импортным материалам.

Результат. Уже летом 2021 года на авиасалоне МАКС-2021 дочка Росатома компания ЮМАТЕКС сообщила об отгрузке в Ульяновск 5 комплектов композитных материалов для серийных самолётов МС-21. Комплект для опытного крыла был отправлен "Аэрокомпозиту" ещё в 2020 году. В том же году материалы прошли полный цикл испытаний. На сегодня ЮМАТЕКС является крупнейшим поставщиком композитов в России и входит в мировой Топ 10.

Итог. Проблема успешно решена. Задержка проекта примерно на 2 года. С 2018 года началась проработка программ по импортозамещению зарубежных комплектующих для МС-21 и Суперджета.

Пакет №2. Иркут и его поставщики (2020-2022)
В 2020 году стало ясно, что первый пакет санкций не оправдал "оказанного ему высокого доверия". Он лишь задержал, но не смог остановить проект МС-21. Поэтому США решили продолжить давление на наш авиапром.

Предпосылки для санкций. Сертификация МС-21 ускоряется. В испытаниях участвуют уже 5 лётных экземпляров. В декабре 2020 года впервые взлетел МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14.

Проблема. В декабре 2020 года США вводят экспортные ограничения на продукцию "двойного назначения" в Китай, Россию и Венесуэлу. Под санкции попадает практически весь российский авиапром - Ростех и его холдинги ОАК и ОДК, Иркут, Туполев, ВСМПО-Ависма и ещё 40 компаний. Весьма показательно, что Иркут упоминается в санкционном списке аж 3 раза (!!!), а ОАК - дважды (!!). Становится ясно, что импорт авиакомпонентов для МС-21 может быть остановлен в любой момент.

Решение. Интенсификация программ по импортозамещению для всех российских авиапроектов (МС-21, Суперджет, Ил-114-300, ЛМС-901 "Байкал", вертолёты). Курируют авиапром лично премьер Мишустин и его заместитель Белоусов. В Правительстве регулярно проходят совещания по вопросам развития авиапромышленности. 2 раза в год Правительство докладывает об успехах и проблемах авиации Президенту.

Результат. На авиасалоне МАКС-2021 импортозамещение становится одной из ключевых тем. Озвучены примерные сроки реализации программ: 2023 год - Суперджет, 2024 год для МС-21, 2025 год для "Байкала".

Итог. Запущена комплексная программа для решения проблемы. Российский авиапром продолжает стабильно работать, но пришло понимание, что западные "партнёры" нам вовсе не партнёры. Задержка проекта МС-21 ещё на 2 года.


Пакет №3. Всё и сразу (2022-2024)
До начала 2022 года США постепенно вводили санкции против МС-21 по всем правилам ведения торговой войны - создавай новую проблему по мере решения предыдущей. Но после начала СВО у Запада случилась истерика, и они в спешке решили вывалить все санкции сразу. И это была их стратегическая ошибка! Больше шантажировать и пугать Россию нечем!!!

Кстати, скорость введения санкций и их количество красноречиво свидетельствуют о том, что санкции готовились заблаговременно. США нужен был только повод для их объявления.

Предпосылки для санкций. В ноябре 2021 года МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14 посетил авиасалон в Дубае (ОАЭ). МС-21-300 сертифицирован в декабре 2021 года, показав при этом отличный суточный налёт. Взлетел первый серийный МС-21 с крылом из российских композитов. Авиакомпания "Россия" готовится к началу эксплуатации самолёта.

Проблема. Начиная с весны 2022 года США и послушно следующие за ними страны "коллективного запада" ввели тысячи различных ограничений на любые виды сотрудничества с Россией. По задумке запада введённые санкции должны были полностью остановить российские авиакомпании и аэропорты, а также парализовать производство и ремонт авиационной техники. Однако, ничего страшного не произошло. Ничего не остановилось, в том числе благодаря правильным выводам и решениям, принятым после первых двух санкционных пакетов.

Решение. В июне 2022 года Правительством России утверждена новая комплексная программа развития авиатранспортной отрасли до 2030 года. Одной из главных целей программы заявлено "обеспечение технологического суверенитета в авиатранспортной отрасли Российской Федерации". Этим документом официально оформлены принятые в предыдущие годы решения о полном переходе на российские комплектующие во всех авиационных проектах. Вопрос кооперации с западом окончательно закрыт.

Результат. Проект МС-21 по-прежнему продвигается вопреки любым санкциям. Очевидно, что версия МС-21-300 с американскими двигателями более не актуальна. Версия МС-21-310 с российскими двигателями, сертифицированная в декабре 2022 года, тоже. В серию теперь пойдёт только полностью русифицированная версия МС-21-310 РУС. Лётные и стендовые испытания российских систем продолжаются. Подробная информация, скорее всего, будет озвучена в ходе авиасалона МАКС-2023.

Итог. Несмотря на суммарную задержку примерно на 5 лет, проект МС-21 жив. Самолёт теперь полностью избавлен от любых "западных капризов". Российский авиапром постепенно набирает обороты, модернизирует производства и обеспечен гарантированными заказами на ближайшие 15-20 лет. Процесс активного вытеснения зарубежных самолётов с российского рынка начался.
1 ФЕВРАЛЯ СТАРТУЕТ КОНКУРС «Я – ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ДИНАСТИИ» 1 ФЕВРАЛЯ СТАРТУЕТ КОНКУРС «Я – ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ДИНАСТИИ»

31 Январь 2024

Союз машиностроителей России и Лига содействия оборонным предприятиям запускает конкурс «Я - представитель династии», приуроченный к Году семьи в России.

Центральный аппарат Союза машиностроителей России подвел итоги работы региональных отделений за 2023 год. Центральный аппарат Союза машиностроителей России подвел итоги работы региональных отделений за 2023 год.

22 Январь 2024

С 2007 года СоюзМаш, возглавляемый Сергеем Викторовичем Чемезовым, преодолел огромный путь и стал значительной общественно-политической силой, выйдя за рамки узкопрофессионального отраслевого объединения.
«Наши инициативы и предложения по преодолению стоящих перед отраслью вызовов реализуются в поручениях Президента, распоряжениях Правительства и профильных ведомств. Все это стало возможным благодаря слаженной и целенаправленной работе наших региональных отделений. Поздравляю руководителей отделений с заслуженной победой», - заявил первый заместитель председателя СоюзМаш Владимир Гутенев.

День машиностроения на выставке «Россия» День машиностроения на выставке «Россия»

19 Январь 2024

Председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Владимир Гутенев с первым замглавы Минпромторга Василием Осьмаковым Минпромторг России открыл День машиностроения на выставке «Россия» (ВДНХ)

Владимир Путин включил в состав коллегии Военно-промышленной комиссии РФ председателя Комитета Госдумы по промышленности и торговле, первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева Владимир Путин включил в состав коллегии Военно-промышленной комиссии РФ председателя Комитета Госдумы по промышленности и торговле, первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева

17 Январь 2024

15 января 2024 года президент России Владимир Путин включил в состав коллегии Военно-промышленной комиссии РФ председателя Комитета Госдумы по промышленности и торговле, первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева.
Как отметил депутат, профильный Комитет ГД и СоюзМаш плотно взаимодействуют с коллегией ВПК. «Только по итогу форума «Армия» нашими экспертами направлено в коллегию 36 пунктов предложений», - сообщил парламентарий.

Председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев в рамках региональной недели провел ряд встреч с молодежью Самары. Председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев в рамках региональной недели провел ряд встреч с молодежью Самары.

15 Январь 2024

Председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев в рамках региональной недели провел ряд встреч с молодежью Самары.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ СОЮЗМАШ ПОСЕТИЛИ СИРИЮ С ГУМАНИТАРНОЙ МИССИЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛИ СОЮЗМАШ ПОСЕТИЛИ СИРИЮ С ГУМАНИТАРНОЙ МИССИЕЙ

14 Июнь 2023

5 - 7 июня 2023 года представители Союза машиностроителей России приняли участие в работе российской межведомственной делегации в Сирийской Арабской Республике, в рамках которой передали гуманитарную помощь нуждающимся. Возглавил группу первый вице-президент Союза, председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев.
Первая благотворительная акция прошла в Дамаске в Российском центре науки и культуры «Русский дом». Российская сторона встретилась с представителями дома престарелых и центра Арт-терапии для детей, пострадавших в ходе войны, которым вручили 150 брендированных рюкзаков-мешков со сладкими наборами, 130 коробок продуктов питания, канцелярских принадлежностей, средств личной гигиены и бытовой химии.

БОЛЬНИЦА СИРИИ ПОЛУЧИЛА ОБОРУДОВАНИЕ И МЕДИКАМЕНТЫ ОТ СОЮЗМАШ НА ПЯТЬ МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ БОЛЬНИЦА СИРИИ ПОЛУЧИЛА ОБОРУДОВАНИЕ И МЕДИКАМЕНТЫ ОТ СОЮЗМАШ НА ПЯТЬ МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ

7 Июнь 2023

Первый вице-президент Союза машиностроителей России, председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Владимир Гутенев прибыл в Сирию в составе российской межведомственной делегации.

Бригада 1-го Донецкого армейского корпуса получила коптеры с тепловизорами Бригада 1-го Донецкого армейского корпуса получила коптеры с тепловизорами

2 Июнь 2023

1 июня 2023 года первый вице-президент Союза машиностроителей России, председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Владимир Гутенев передал 5 квадрокоптеров с тепловизором DJI Matrice 30T легендарному подразделению, где служила Герой России и ДНР Ольга Качура (КОРСА).

НА РАСШИРЕННОМ ЗАСЕДАНИИ БЮРО СОЮЗМАШ И ЛИГИ СОДЕЙСТВИЯ ОБОРОННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ ПОДВЕЛИ ИТОГИ РАБОТЫ ЗА 2022 ГОД НА РАСШИРЕННОМ ЗАСЕДАНИИ БЮРО СОЮЗМАШ И ЛИГИ СОДЕЙСТВИЯ ОБОРОННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ ПОДВЕЛИ ИТОГИ РАБОТЫ ЗА 2022 ГОД

31 Март 2023

На расширенном заседании Бюро Союза машиностроителей России и Лиги содействия оборонным предприятиям 27 марта подвели итоги деятельности в 2022 году и обсудили  важнейшие задачи, стоящие перед промышленностью в условиях СВО.
В мероприятии приняли участие председатель Союза машиностроителей России, генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, первый заместитель председателя Cоюза, президент Лиги Владимир Гутенев, члены Бюро и Лиги – руководители корпораций и крупных промышленных предприятий, министр образования и науки Валерий Фальков, заместитель министра промышленности и торговли Василий Осьмаков, депутаты Государственной Думы, главы регионов, председатели российских профсоюзов и другие представители министерств, ведомств и организаций.

XI Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего – 2023» XI Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего – 2023»

23 Март 2023


Союз машиностроителей России совместно с Государственной корпорацией «Ростех», при поддержке Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) и Правительства Тульской области, проводит XI Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего – 2023» (далее – Форум), который состоится с 23 июня по 03 июля 2023 года в Тульской области на территории базы отдыха «Шахтер», расположенной по адресу: Тульская область, Алексинский район, с. Бунырёво.