Как США пытались задушить проект МС-21, но у них ничего не вышло
16 Февраль 2023
Российский проект среднемагистрального самолёта МС-21 раздражает США с момента своего появления. Как выяснилось из обсуждений к нашим статьям, многие читатели не в курсе, что за последние 5 лет против МС-21 было введено сразу 3 пакета санкций. Разберём подробнее как США стремились загубить перспективный российский проект в угоду своему давно устаревшему Боингу 737.
Пакет №1. Композитное крыло (2018-2020)
Лёгкое и прочное композитное крыло большого удлинения, повышающее аэродинамическое качество самолёта, является одним из конкурентных преимуществ МС-21. Его конкуренты, разработанные в 60-х (Б-737) и 80-х (А-320) годах прошлого века, имеют металлическое крыло.
Предпосылки для санкций. В мае 2018 года взлетел второй лётный экземпляр МС-21. Сообщения об успешном продвижении сертификации двигателя ПД-14 (сертификат получен в конце 2018 года) и статических испытаний планера МС-21 в ЦАГИ.
Проблема. В сентябре 2018 года были введены санкции против производителя крыла МС-21- ульяновского "Аэрокомпозита". Были запрещены поставки смолы из Бельгии (Solvay) и углеволокна из Японии (Toray). Эти же компании являются поставщиками второго уровня для Боинга.
Решение. В январе 2019 года появилась первая информация о подключении "Росатома" к разработке российских композитов на замену импортным материалам.
Результат. Уже летом 2021 года на авиасалоне МАКС-2021 дочка Росатома компания ЮМАТЕКС сообщила об отгрузке в Ульяновск 5 комплектов композитных материалов для серийных самолётов МС-21. Комплект для опытного крыла был отправлен "Аэрокомпозиту" ещё в 2020 году. В том же году материалы прошли полный цикл испытаний. На сегодня ЮМАТЕКС является крупнейшим поставщиком композитов в России и входит в мировой Топ 10.
Итог. Проблема успешно решена. Задержка проекта примерно на 2 года. С 2018 года началась проработка программ по импортозамещению зарубежных комплектующих для МС-21 и Суперджета.
Пакет №2. Иркут и его поставщики (2020-2022)
В 2020 году стало ясно, что первый пакет санкций не оправдал "оказанного ему высокого доверия". Он лишь задержал, но не смог остановить проект МС-21. Поэтому США решили продолжить давление на наш авиапром.
Предпосылки для санкций. Сертификация МС-21 ускоряется. В испытаниях участвуют уже 5 лётных экземпляров. В декабре 2020 года впервые взлетел МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14.
Проблема. В декабре 2020 года США вводят экспортные ограничения на продукцию "двойного назначения" в Китай, Россию и Венесуэлу. Под санкции попадает практически весь российский авиапром - Ростех и его холдинги ОАК и ОДК, Иркут, Туполев, ВСМПО-Ависма и ещё 40 компаний. Весьма показательно, что Иркут упоминается в санкционном списке аж 3 раза (!!!), а ОАК - дважды (!!). Становится ясно, что импорт авиакомпонентов для МС-21 может быть остановлен в любой момент.
Решение. Интенсификация программ по импортозамещению для всех российских авиапроектов (МС-21, Суперджет, Ил-114-300, ЛМС-901 "Байкал", вертолёты). Курируют авиапром лично премьер Мишустин и его заместитель Белоусов. В Правительстве регулярно проходят совещания по вопросам развития авиапромышленности. 2 раза в год Правительство докладывает об успехах и проблемах авиации Президенту.
Результат. На авиасалоне МАКС-2021 импортозамещение становится одной из ключевых тем. Озвучены примерные сроки реализации программ: 2023 год - Суперджет, 2024 год для МС-21, 2025 год для "Байкала".
Итог. Запущена комплексная программа для решения проблемы. Российский авиапром продолжает стабильно работать, но пришло понимание, что западные "партнёры" нам вовсе не партнёры. Задержка проекта МС-21 ещё на 2 года.
Пакет №3. Всё и сразу (2022-2024)
До начала 2022 года США постепенно вводили санкции против МС-21 по всем правилам ведения торговой войны - создавай новую проблему по мере решения предыдущей. Но после начала СВО у Запада случилась истерика, и они в спешке решили вывалить все санкции сразу. И это была их стратегическая ошибка! Больше шантажировать и пугать Россию нечем!!!
Кстати, скорость введения санкций и их количество красноречиво свидетельствуют о том, что санкции готовились заблаговременно. США нужен был только повод для их объявления.
Предпосылки для санкций. В ноябре 2021 года МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14 посетил авиасалон в Дубае (ОАЭ). МС-21-300 сертифицирован в декабре 2021 года, показав при этом отличный суточный налёт. Взлетел первый серийный МС-21 с крылом из российских композитов. Авиакомпания "Россия" готовится к началу эксплуатации самолёта.
Проблема. Начиная с весны 2022 года США и послушно следующие за ними страны "коллективного запада" ввели тысячи различных ограничений на любые виды сотрудничества с Россией. По задумке запада введённые санкции должны были полностью остановить российские авиакомпании и аэропорты, а также парализовать производство и ремонт авиационной техники. Однако, ничего страшного не произошло. Ничего не остановилось, в том числе благодаря правильным выводам и решениям, принятым после первых двух санкционных пакетов.
Решение. В июне 2022 года Правительством России утверждена новая комплексная программа развития авиатранспортной отрасли до 2030 года. Одной из главных целей программы заявлено "обеспечение технологического суверенитета в авиатранспортной отрасли Российской Федерации". Этим документом официально оформлены принятые в предыдущие годы решения о полном переходе на российские комплектующие во всех авиационных проектах. Вопрос кооперации с западом окончательно закрыт.
Результат. Проект МС-21 по-прежнему продвигается вопреки любым санкциям. Очевидно, что версия МС-21-300 с американскими двигателями более не актуальна. Версия МС-21-310 с российскими двигателями, сертифицированная в декабре 2022 года, тоже. В серию теперь пойдёт только полностью русифицированная версия МС-21-310 РУС. Лётные и стендовые испытания российских систем продолжаются. Подробная информация, скорее всего, будет озвучена в ходе авиасалона МАКС-2023.
Итог. Несмотря на суммарную задержку примерно на 5 лет, проект МС-21 жив. Самолёт теперь полностью избавлен от любых "западных капризов". Российский авиапром постепенно набирает обороты, модернизирует производства и обеспечен гарантированными заказами на ближайшие 15-20 лет. Процесс активного вытеснения зарубежных самолётов с российского рынка начался.
14 Декабрь 2020
8 декабря состоялось заседание Комиссии ГД по развитию ОПК при участии Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства здравоохранения РФ, а также при поддержке Экспертного совета ГД по развитию биотехнологий фармацевтической и медицинской промышленности, Комитета по развитию высокотехнологичной медицины и внедрению передовых практик охраны здоровья на предприятиях промышленности Лиги содействия оборонным предприятиям на тему диверсификации высокотехнологичных предприятий в условиях пандемии.
8 Декабрь 2020
Cтали известны еще 5 научно-образовательных Центров мирового уровня (НОЦ), которые при гибридных финансовых вложениях станут мощными базами для технологического развития регионов.
На заседании Совета НОЦ губернаторы презентовали программы НОЦ своих регионов:
1. НОЦ «Инженерия будущего» (Самарская область)
2. НОЦ «ТулаТЕХ» (Тульская область)
3. НОЦ «Передовые производственные технологии и материалы» (Челябинская область)
4. НОЦ «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования» (Архангельская область)
5. НОЦ «Евразийский научно-образовательный центр мирового уровня» (Республики Башкортостан)
29 Ноябрь 2020
27 ноября 2020 года под председательством руководителя Союза машиностроителей России, главы Госкорпорации Ростех Сергея Чемезова состоялось расширенное заседание Бюро СоюзМаш и Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям». Темой обсуждения стали векторы развития молодежной политики Союза машиностроителей России.
27 Ноябрь 2020
25 ноября 2020г. на заседании в Государственной Думе в третьем чтении был принят законопроект № 842570-7 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" (по вопросу планирования закупок по государственному оборонному заказу). Авторами инициативы выступили Председатель Комиссии ГД по правовому обеспечению развития организаций ОПК РФ Владимир Гутенев и член Комитета по обороне, член Комиссии по правовому обеспечению развития организаций ОПК РФ Алексей Хохлов.
27 Ноябрь 2020
27 ноября 2020 года под председательством руководителя Союза машиностроителей России, главы Госкорпорации Ростех Сергея Чемезова состоится расширенное заседание Бюро СоюзМаш и Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям». Тема обсуждения: «Молодежная политика Союза машиностроителей России: векторы развития».
Заседание Бюро СоюзМаш России и Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» в связи с особыми эпидемиологическими условиями пройдет в формате видеоконференции. В онлайн мероприятии примут участие: руководитель СоюзМаш России, глава Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов; Председатель Комиссии Государственной Думы РФ по ОПК, Президент Лиги содействия оборонным предприятиям Владимир Гутенёв. Предполагаются выступления членов Бюро, представляющих крупнейшие корпорации России: генеральный директор, председатель правления ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Юрий Слюсарь; генеральный директор АО «Рособоронэкспорт» Александр Михеев; генеральный директор АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов; председатель правления, генеральный директор АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» Ян Новиков и другие члены СоюзМаш и Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям».
24 Сентябрь 2020
Сотрудники предприятий Союза машиностроителей России приняли участие в съемках капитал-шоу "Поле чудес" на Первом канале. Специальный выпуск программы выйдет в эфир 25 сентября в преддверии Дня машиностроителя, который отмечается в России в последнее воскресенье сентября.
23 Сентябрь 2020
24 сентября в 11:00 ч. в онлайн-формате состоится панельная дискуссия «Технологии будущего: от науки к инновациям»
Мероприятие станет финальным в рамках XIII Всероссийской конференции молодых ученых и специалистов «Будущее машиностроения России».
24 сентября панельной дискуссией «Технологии будущего: от науки к инновациям» завершится XIII Всероссийская конференция молодых ученых и специалистов «Будущее машиностроения России». Организаторы ежегодной конференции – Союз машиностроителей России и Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана.
4 Сентябрь 2020
27 августа 2020 года под председательством руководителя Союза машиностроителей России, главы Госкорпорации Ростех Сергея Чемезова состоялось выездное расширенное заседание Бюро СоюзМаш и Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям». Темой обсуждения стали новые возможности диверсификации ОПК в условиях ключевых изменений в контрактной системе.
28 Август 2020
25 августа 2020 года в рамках проведения Международного военно-технического форума «Армия-2020» состоялось заседание круглого стола на тему: “Формирование инженерного кадрового резерва для предприятий ОПК”.
Докладчики обсудили актуальные вопросы в сфере кадровой стратегии инженерного резерва. Общий контур стратегии - поддержка талантливой молодежи, а также повышение качества принимаемых решений руководством компаний за счет создания на базе Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» Реестра независимых и внешних директоров организаций оборонно-промышленного комплекса.
26 Август 2020
24 августа 2020 года в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2020» заместитель Председателя Правительства РФ Юрий Борисов открыл конгресс «Диверсификация ОПК в интересах нацпроектов. Трансформация производственной базы».