Как США пытались задушить проект МС-21, но у них ничего не вышло

16 Февраль 2023

Как США пытались задушить проект МС-21, но у них ничего не вышло

Российский проект среднемагистрального самолёта МС-21 раздражает США с момента своего появления. Как выяснилось из обсуждений к нашим статьям, многие читатели не в курсе, что за последние 5 лет против МС-21 было введено сразу 3 пакета санкций. Разберём подробнее как США стремились загубить перспективный российский проект в угоду своему давно устаревшему Боингу 737.

Пакет №1. Композитное крыло (2018-2020)
Лёгкое и прочное композитное крыло большого удлинения, повышающее аэродинамическое качество самолёта, является одним из конкурентных преимуществ МС-21. Его конкуренты, разработанные в 60-х (Б-737) и 80-х (А-320) годах прошлого века, имеют металлическое крыло.

Предпосылки для санкций. В мае 2018 года взлетел второй лётный экземпляр МС-21. Сообщения об успешном продвижении сертификации двигателя ПД-14 (сертификат получен в конце 2018 года) и статических испытаний планера МС-21 в ЦАГИ.

Проблема. В сентябре 2018 года были введены санкции против производителя крыла МС-21- ульяновского "Аэрокомпозита". Были запрещены поставки смолы из Бельгии (Solvay) и углеволокна из Японии (Toray). Эти же компании являются поставщиками второго уровня для Боинга.

Решение. В январе 2019 года появилась первая информация о подключении "Росатома" к разработке российских композитов на замену импортным материалам.

Результат. Уже летом 2021 года на авиасалоне МАКС-2021 дочка Росатома компания ЮМАТЕКС сообщила об отгрузке в Ульяновск 5 комплектов композитных материалов для серийных самолётов МС-21. Комплект для опытного крыла был отправлен "Аэрокомпозиту" ещё в 2020 году. В том же году материалы прошли полный цикл испытаний. На сегодня ЮМАТЕКС является крупнейшим поставщиком композитов в России и входит в мировой Топ 10.

Итог. Проблема успешно решена. Задержка проекта примерно на 2 года. С 2018 года началась проработка программ по импортозамещению зарубежных комплектующих для МС-21 и Суперджета.

Пакет №2. Иркут и его поставщики (2020-2022)
В 2020 году стало ясно, что первый пакет санкций не оправдал "оказанного ему высокого доверия". Он лишь задержал, но не смог остановить проект МС-21. Поэтому США решили продолжить давление на наш авиапром.

Предпосылки для санкций. Сертификация МС-21 ускоряется. В испытаниях участвуют уже 5 лётных экземпляров. В декабре 2020 года впервые взлетел МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14.

Проблема. В декабре 2020 года США вводят экспортные ограничения на продукцию "двойного назначения" в Китай, Россию и Венесуэлу. Под санкции попадает практически весь российский авиапром - Ростех и его холдинги ОАК и ОДК, Иркут, Туполев, ВСМПО-Ависма и ещё 40 компаний. Весьма показательно, что Иркут упоминается в санкционном списке аж 3 раза (!!!), а ОАК - дважды (!!). Становится ясно, что импорт авиакомпонентов для МС-21 может быть остановлен в любой момент.

Решение. Интенсификация программ по импортозамещению для всех российских авиапроектов (МС-21, Суперджет, Ил-114-300, ЛМС-901 "Байкал", вертолёты). Курируют авиапром лично премьер Мишустин и его заместитель Белоусов. В Правительстве регулярно проходят совещания по вопросам развития авиапромышленности. 2 раза в год Правительство докладывает об успехах и проблемах авиации Президенту.

Результат. На авиасалоне МАКС-2021 импортозамещение становится одной из ключевых тем. Озвучены примерные сроки реализации программ: 2023 год - Суперджет, 2024 год для МС-21, 2025 год для "Байкала".

Итог. Запущена комплексная программа для решения проблемы. Российский авиапром продолжает стабильно работать, но пришло понимание, что западные "партнёры" нам вовсе не партнёры. Задержка проекта МС-21 ещё на 2 года.


Пакет №3. Всё и сразу (2022-2024)
До начала 2022 года США постепенно вводили санкции против МС-21 по всем правилам ведения торговой войны - создавай новую проблему по мере решения предыдущей. Но после начала СВО у Запада случилась истерика, и они в спешке решили вывалить все санкции сразу. И это была их стратегическая ошибка! Больше шантажировать и пугать Россию нечем!!!

Кстати, скорость введения санкций и их количество красноречиво свидетельствуют о том, что санкции готовились заблаговременно. США нужен был только повод для их объявления.

Предпосылки для санкций. В ноябре 2021 года МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14 посетил авиасалон в Дубае (ОАЭ). МС-21-300 сертифицирован в декабре 2021 года, показав при этом отличный суточный налёт. Взлетел первый серийный МС-21 с крылом из российских композитов. Авиакомпания "Россия" готовится к началу эксплуатации самолёта.

Проблема. Начиная с весны 2022 года США и послушно следующие за ними страны "коллективного запада" ввели тысячи различных ограничений на любые виды сотрудничества с Россией. По задумке запада введённые санкции должны были полностью остановить российские авиакомпании и аэропорты, а также парализовать производство и ремонт авиационной техники. Однако, ничего страшного не произошло. Ничего не остановилось, в том числе благодаря правильным выводам и решениям, принятым после первых двух санкционных пакетов.

Решение. В июне 2022 года Правительством России утверждена новая комплексная программа развития авиатранспортной отрасли до 2030 года. Одной из главных целей программы заявлено "обеспечение технологического суверенитета в авиатранспортной отрасли Российской Федерации". Этим документом официально оформлены принятые в предыдущие годы решения о полном переходе на российские комплектующие во всех авиационных проектах. Вопрос кооперации с западом окончательно закрыт.

Результат. Проект МС-21 по-прежнему продвигается вопреки любым санкциям. Очевидно, что версия МС-21-300 с американскими двигателями более не актуальна. Версия МС-21-310 с российскими двигателями, сертифицированная в декабре 2022 года, тоже. В серию теперь пойдёт только полностью русифицированная версия МС-21-310 РУС. Лётные и стендовые испытания российских систем продолжаются. Подробная информация, скорее всего, будет озвучена в ходе авиасалона МАКС-2023.

Итог. Несмотря на суммарную задержку примерно на 5 лет, проект МС-21 жив. Самолёт теперь полностью избавлен от любых "западных капризов". Российский авиапром постепенно набирает обороты, модернизирует производства и обеспечен гарантированными заказами на ближайшие 15-20 лет. Процесс активного вытеснения зарубежных самолётов с российского рынка начался.
Диверсификация высокотехнологичных предприятий показала высокую эффективность в условиях пандемии

14 Декабрь 2020

8 декабря состоялось заседание Комиссии ГД по развитию ОПК при участии Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства здравоохранения РФ,  а также при поддержке Экспертного совета ГД по развитию биотехнологий фармацевтической и медицинской промышленности, Комитета по развитию высокотехнологичной медицины и внедрению передовых практик охраны здоровья на предприятиях промышленности Лиги содействия оборонным предприятиям на тему диверсификации высокотехнологичных предприятий в условиях пандемии.

Названы еще 5 НОЦ мирового уровня, которые получат государственную поддержку

8 Декабрь 2020

Cтали известны еще 5 научно-образовательных Центров мирового уровня (НОЦ), которые при гибридных финансовых вложениях станут мощными базами для технологического развития регионов.
На заседании Совета НОЦ губернаторы презентовали программы НОЦ своих регионов:
1.    НОЦ  «Инженерия будущего» (Самарская область)
2.    НОЦ «ТулаТЕХ» (Тульская область)
3.    НОЦ «Передовые производственные технологии и материалы» (Челябинская область)
4.    НОЦ «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования» (Архангельская область)
5.    НОЦ «Евразийский научно-образовательный центр мирового уровня» (Республики Башкортостан)

Молодежную политику обсудили члены Бюро СоюзМаш России и Лиги содействия оборонным предприятиям Молодежную политику обсудили члены Бюро СоюзМаш России и Лиги содействия оборонным предприятиям

29 Ноябрь 2020

27 ноября 2020 года под председательством руководителя Союза машиностроителей России, главы Госкорпорации Ростех Сергея Чемезова состоялось расширенное заседание Бюро СоюзМаш и Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям». Темой обсуждения стали векторы развития молодежной политики Союза машиностроителей России.

Принят законопроект, по которому информация о госзакупках по ГосОборонЗаказу в рамках 44 ФЗ станет полностью закрытой

27 Ноябрь 2020

25 ноября 2020г. на заседании в Государственной Думе в третьем чтении был принят законопроект № 842570-7 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" (по вопросу планирования закупок по государственному оборонному заказу). Авторами инициативы выступили Председатель Комиссии ГД по правовому обеспечению развития организаций ОПК РФ Владимир Гутенев и член Комитета по обороне, член Комиссии по правовому обеспечению развития организаций ОПК РФ Алексей Хохлов.

27 ноября состоится расширенное заседание Бюро Союза машиностроителей России и Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям»

27 Ноябрь 2020

27 ноября 2020 года под председательством руководителя Союза машиностроителей России, главы Госкорпорации Ростех Сергея Чемезова состоится расширенное заседание Бюро СоюзМаш и Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям». Тема обсуждения: «Молодежная политика Союза машиностроителей России: векторы развития».
Заседание Бюро СоюзМаш России и Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» в связи с особыми эпидемиологическими условиями пройдет  в формате видеоконференции. В онлайн мероприятии примут участие: руководитель СоюзМаш России, глава Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов; Председатель Комиссии Государственной Думы РФ по ОПК, Президент Лиги содействия оборонным предприятиям Владимир Гутенёв. Предполагаются выступления членов Бюро, представляющих крупнейшие корпорации России: генеральный директор, председатель правления ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Юрий Слюсарь;  генеральный директор АО «Рособоронэкспорт» Александр Михеев; генеральный директор АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов; председатель правления, генеральный директор АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» Ян Новиков и другие члены СоюзМаш и Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям».

Ко Дню машиностроителя

24 Сентябрь 2020

Сотрудники предприятий Союза машиностроителей России приняли участие в съемках капитал-шоу "Поле чудес" на Первом канале. Специальный выпуск программы выйдет в эфир 25 сентября в преддверии Дня машиностроителя, который отмечается в России в последнее воскресенье сентября.

Технологии будущего: от науки к инновациям

23 Сентябрь 2020

24 сентября в 11:00 ч. в онлайн-формате состоится панельная дискуссия «Технологии будущего: от науки к инновациям»
Мероприятие станет финальным в рамках XIII Всероссийской конференции молодых ученых и специалистов «Будущее машиностроения России».

24 сентября панельной дискуссией «Технологии будущего: от науки к инновациям» завершится XIII Всероссийская конференция молодых ученых и специалистов «Будущее машиностроения России». Организаторы ежегодной конференции – Союз машиностроителей России и Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана.

27 августа состоялось заседание Бюро Союза машиностроителей России и Лиги содействия оборонным предприятиям

4 Сентябрь 2020

27 августа 2020 года под председательством руководителя Союза машиностроителей России, главы Госкорпорации Ростех Сергея Чемезова состоялось выездное расширенное заседание Бюро СоюзМаш и Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям». Темой обсуждения стали новые возможности диверсификации ОПК в условиях ключевых изменений в контрактной системе.

25 августа 2020 года в рамках проведения Международного военно-технического форума «Армия-2020» состоялось заседание круглого стола на тему: “Формирование инженерного кадрового резерва для предприятий ОПК”.

28 Август 2020

25 августа 2020 года в рамках проведения Международного военно-технического форума «Армия-2020» состоялось заседание круглого стола на тему: “Формирование инженерного кадрового резерва для предприятий ОПК”.
Докладчики обсудили актуальные вопросы в сфере кадровой стратегии инженерного резерва. Общий контур стратегии - поддержка талантливой молодежи, а также повышение качества принимаемых решений руководством компаний за счет создания на базе Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» Реестра независимых и внешних директоров организаций оборонно-промышленного комплекса.

В.Гутенёв: «Совершенствование законодательства в контрактной сфере интенсифицирует формирование заказа для высокотехнологичной промышленности» В.Гутенёв: «Совершенствование законодательства в контрактной сфере интенсифицирует формирование заказа для высокотехнологичной промышленности»

26 Август 2020

24 августа 2020 года в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2020» заместитель Председателя Правительства РФ Юрий Борисов открыл конгресс «Диверсификация ОПК в интересах нацпроектов. Трансформация производственной базы».