Истребитель Су-30СМ опровергает законы физики

22 Сентябрь 2015

Высокоманевренный многоцелевой истребитель поколения 4++ Су-30СМ называют одним из самых успешных проектов отечественного авиастроения последних лет. Предназначенный для широкого спектра боевых задач, в основе которых - уничтожение воздушных и наземных целей, он способен еще и управлять групповыми действиями авиации, вести разведку, действовать над морем.
При этом самолет получил возможность более длительного нахождения в воздухе: дальность и продолжительность полета у него увеличены. По мнению экспертов, по своим боевым и пилотажным качествам российский истребитель превосходит новейший штатовский истребитель F-22 Raptor, а ведь это машина, которую причисляют к самолетам уже следующего, пятого поколения.
О том, на что способен Су-30СМ, какие фигуры высшего пилотажа он выводит в небе «росчерком» своего крыла, -  в новой программе Алексея Егорова из цикла «Военная приемка» на телеканале «ЗВЕЗДА».
Зависнуть в небе
Су-30СМ называют «золотой серединой» боевой авиации. Этот самолет совместил в себе функции и истребителя, и штурмовика, и бомбардировщика. Он может с одинаковой эффективностью наносить удары по воздушным целям, поражать наземные и надводные объекты, применять современное и перспективное высокоточное вооружение. Ключевая «фишка» этой боевой машины - в ее сверхманевренности.
Герой России, заслуженный летчик-испытатель РФ Вячеслав Аверьянов - первый, кто поднял в небо Су-30СМ. Он уверяет: то, что для других самолетов - падение, для этой машины - обычный полет. К примеру, для Су-30СМ нет такого понятия как «штопор». Возможности самолета превращают этот опасный маневр в фигуру пилотажа, выполняемую и управляемую по указанию летчика. В числе виражей, выполняемых на этой машине, есть и поистине уникальные. Например, самолет может лететь хвостом вниз, причем машина в таком положении управляема. А еще Су-30СМ может «потерять» скорость и даже... остановиться в небе на какое-то время, после чего опуститься вниз.
Сверхманевренность достигается здесь среди прочего за счет двигателей с управляемым вектором тяги, а также наличия переднего горизонтального оперения. Раскрыть все возможности истребителя, «обучить» его воздушным маневрам - главная задача летчиков-испытателей. В их числе и Вячеслав Аверьянов - один из лучших воздушных асов страны, удостоенный за испытания перспективной боевой техники для российской армии Золотой Звезды Героя.
Тактика «дальнего боя»
Производство самолета организовано на Иркутском авиационном заводе - филиале ПАО Корпорация  «Иркут». Процесс создания одной машины занимает 18 месяцев. При этом еще на этапе создания самолет подвергают довольно жестким испытаниям. Например, отрабатываются возможности 30-мм авиационной пушки. Дело в том, что отдача, возникаемая при стрельбе из этого оружия, измеряется зачастую тоннами. Бывали случаи, когда машина получала повреждения от применения своего же вооружения. С этой целью Су-30СМ в паре с авиационным стрелковым оружием испытывается еще на земле, в специальном заводском тире.
Нельзя не упомянуть и того, что на этом самолете применен самый широкий спектр не только авиационного вооружения, но и средств радиолокации, радиосвязи, государственного опознавания. Любая цель вскрывается с помощью бортовых радиолокационных средств заранее, то есть используется тактика «дальнего боя». Видеть обстановку в небе на сотни километров вокруг позволяет активная фазированная решетка. По четкому алгоритму выполняются все действия по опознаванию объекта и выбору оружия, после чего осуществляется запуск ракет средней либо большой дальности. Ракета ближнего маневренного воздушного боя, комплектом которых оснащен этот самолет, может поражать цели на расстоянии 10 километров, а ракета средней дальности - от 10 до 20 км. Имеется на Су-30СМ и ракетное вооружение большой дальности, однако его боевые характеристики засекречены. Военные говорят просто: «возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса».
Вираж, еще вираж!
Некоторые фигуры высшего пилотажа, выполняемые летчиками Краснознаменного центра войсковых испытаний и подготовки персонала Военно-воздушных сил имени В. П. Чкалова на Су-30СМ, не могут повторить пилоты ни одной другой авиации мира. В иных воздушных комбинациях двигатель этого самолета без снижения оборотов работает в режиме форсажа по полчаса, а это поистине рекордная нагрузка, и эта машина справляется с ней. По словам командира пилотажной группы «Соколы России», заслуженного военного летчика РФ генерал-майора Александра Харчевского, все эти эффектные фигуры придуманы не ради красоты. За каждым маневром стоит кропотливая работа по отработке тактики воздушного боя.
Возможности самолета (не летчика, а именно машины) выдерживать перегрузки при выполнении воздушных виражей, также закладываются и испытываются еще на производстве. На Иркутском авиационном заводе имитируются условия полета с жесткими вибронагрузками, проводятся испытания систем управления, проверяется правильность конструкторских и производственных решений. Кроме того, каждая без исключения машина проверяется на герметичность. Все эти проверки необходимы для дальнейшей эксплуатации самолета, для определения его надежности и ресурсных возможностей.
В числе преимуществ Су-30СМ есть и возможность длительного нахождения в воздухе. Без дозаправки и подвесных баков машина преодолевает до трех тысяч километров, а с дозаправкой этот самолет может осуществить беспосадочный перелет, скажем, из Читы в Калининград. Наличие же штанги для дозаправки в воздухе и соответствующей системы позволяет Су-30СМ находиться в воздухе до восьми часов.
Неудивительно при этом, что самолеты этого семейства востребованы в странах, обладающих значительными территориями. Среди них – Индия и Казахстан. К слову, в этом году военное ведомство Казахстана получило первую партию новых российских самолетов, поставленных в рамках военно-технического взаимодействия и предназначенных для повышения боевого потенциала казахстанских ВВС. С апреля группа Су-30СМ дислоцируются на авиационной базе в Талдыкоргане, а в мае новые самолеты принимали участие в параде войск в Астане, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Контракты на успех
Для этого самолета нет разницы, в какое время выполнять боевое задание: днем или ночью. Он отлично ориентируется в любой обстановке, «цепляет» цель, находясь в любом положении в воздухе. Возможности по уничтожению воздушных объектов, поражению наземных и морских целей ставят эту машину на первое место в сегодняшнем рейтинге российской военной авиации.
В соединения и воинские части Вооруженных Сил России в обозримой перспективе будет поставлена партия из восьми многоцелевых истребителей Су-30СМ. Об этом недавно сообщил заместитель Министра обороны РФ Юрий Борисов, подчеркнув, что эти машины предназначены для авиации ВМФ. Условия контракта подразумевают поставку самолетов в течение 2016-2017 годов. К слову, в 2012-2014 годах российская военная авиация уже получила 18 Су-30СМ. В частности, несколько таких машин сейчас дислоцированы на авиабазе Домна Восточного военного округа в Забайкальском крае.
На флоте Су-30СМ не новичок. Несколько таких машин получил в этом году отдельный морской штурмовой авиационный полк Черноморского флота. Новые самолеты должны поэтапно заменить фронтовые бомбардировщики Су-24, которые сейчас составляют основу самолетного парка морской авиации ЧФ. Не так давно экипажи «черноморских» Су-30СМ отработали практическое бомбометание по наземным целям, нанеся удары авиационными средствами поражения по мишенным позициям в районе морского десантного полигона Опук в Крыму. По отзывам командования, задачи, определенные планом тренировки, были отработаны успешно.
Видеосюжет см. на стр. http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201509200826-d3b6.htm

На заседании Бюро СоюзМаш и Лиги обсудили новые меры поддержки отечественной промышленности На заседании Бюро СоюзМаш и Лиги обсудили новые меры поддержки отечественной промышленности

25 Май 2022

Во вторник, 24 мая, под председательством главы Госкорпорации Ростех, председателя Союза машиностроителей России Сергея Чемезова состоялось расширенное заседание Бюро СоюзМаш и Лиги содействия оборонным предприятиям, на котором обсудили меры поддержки отечественной промышленности в условиях санкционного давления и механизмы укрепления технологического суверенитета.

Впервые на форуме «Автомобильный факультет»: креативное мышление, целеполагание, работа в команде Впервые на форуме «Автомобильный факультет»: креативное мышление, целеполагание, работа в команде

23 Май 2022

Традиционный участник форума АО «АВТОВАЗ» принял решение провести в юбилейном форуме «Инженеры будущего – 2022» свой Автомобильный факультет.

Регистрация в группы обучения форума «Инженеры будущего-2022» пройдет с 23 по 31 мая Регистрация в группы обучения форума «Инженеры будущего-2022» пройдет с 23 по 31 мая

23 Май 2022

23 мая в 11:00 (по мск) для участников открывается регистрация в группы обучения факультетов X Международного молодёжного промышленного форума «Инженеры будущего-2022», который пройдет в Тульской области с 27 июня по 7 июля.

Порядка 200 спортивных и культурных мероприятий  подготовлено  для будущих инженеров Порядка 200 спортивных и культурных мероприятий подготовлено для будущих инженеров

20 Май 2022

Участников Международного молодёжного промышленного форума «Инженеры будущего-2022» с 27 июня по 7 июля ждут не только насыщенные образовательный и деловой блоки, но и развлекательные и спортивные мероприятия.

Голосуем за наших!!! Голосуем за наших!!!

19 Май 2022

1 мая 2022 года Союз машиностроителей России совместно с Ассоциацией «Лига содействия оборонным предприятиям» объявили о запуске Конкурса «Я горжусь, что я…», посвященного рабочим профессиям.

Для участников форума «Инженеры будущего - 2022» будет работать 12 факультетов Для участников форума «Инженеры будущего - 2022» будет работать 12 факультетов

17 Май 2022

Участников Международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего - 2022» ждет интересная и насыщенная образовательная программа, в рамках которой будут представлены новейшие промышленные разработки и технологии отечественного машиностроения.

Владимир Гутенев передал 120 тонн помощи переселенцам Донбасса Владимир Гутенев передал 120 тонн помощи переселенцам Донбасса

16 Май 2022

Сегодня, 13 мая, первый заместитель председателя Союза машиностроителей России, глава Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Владимир Гутенев посетил г. Калуга, где передал порядка 120 тонн помощи для вынужденных переселенцев из ЛДНР, размещенных в ПВР Калужской и Брянской областей.

До старта форума «Инженеры будущего – 2022» осталось два месяца! До старта форума «Инженеры будущего – 2022» осталось два месяца!

5 Май 2022

X Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего - 2022» пройдет с 27 июня по 7 июля на территории базы отдыха «Шахтер» в селе Бунырево (Алексинский район, Тульская область). Официальные организаторы и соорганизаторы мероприятия: Союз машиностроителей России, Госкорпорация Ростех, Правительство Тульской области, Федеральное агентство по делам молодежи, Лига содействия оборонным предприятиям.

Две достойных победы Иркутского авиационного завода. Две достойных победы Иркутского авиационного завода.

28 Апрель 2022

Министерством труда и социальной защиты РФ, Департаментом авиационной промышленности Минпромторга России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз машиностроителей России» и Общественной организацией «Российский профессиональный союз трудящихся авиационной промышленности».

Владимир Гутенев принял участие в благотворительных акциях в Самарской губернии Владимир Гутенев принял участие в благотворительных акциях в Самарской губернии

14 Апрель 2022

Во вторник, 12 апреля, Председатель Комитета ГД по промышленности и торговле, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев в рамках региональной недели посетил Самарскую Губернию, где принял участие в нескольких благотворительных мероприятиях.