Истребитель Су-30СМ опровергает законы физики
22 Сентябрь 2015
При этом самолет получил возможность более длительного нахождения в воздухе: дальность и продолжительность полета у него увеличены. По мнению экспертов, по своим боевым и пилотажным качествам российский истребитель превосходит новейший штатовский истребитель F-22 Raptor, а ведь это машина, которую причисляют к самолетам уже следующего, пятого поколения.
О том, на что способен Су-30СМ, какие фигуры высшего пилотажа он выводит в небе «росчерком» своего крыла, - в новой программе Алексея Егорова из цикла «Военная приемка» на телеканале «ЗВЕЗДА».
Зависнуть в небе
Су-30СМ называют «золотой серединой» боевой авиации. Этот самолет совместил в себе функции и истребителя, и штурмовика, и бомбардировщика. Он может с одинаковой эффективностью наносить удары по воздушным целям, поражать наземные и надводные объекты, применять современное и перспективное высокоточное вооружение. Ключевая «фишка» этой боевой машины - в ее сверхманевренности.
Герой России, заслуженный летчик-испытатель РФ Вячеслав Аверьянов - первый, кто поднял в небо Су-30СМ. Он уверяет: то, что для других самолетов - падение, для этой машины - обычный полет. К примеру, для Су-30СМ нет такого понятия как «штопор». Возможности самолета превращают этот опасный маневр в фигуру пилотажа, выполняемую и управляемую по указанию летчика. В числе виражей, выполняемых на этой машине, есть и поистине уникальные. Например, самолет может лететь хвостом вниз, причем машина в таком положении управляема. А еще Су-30СМ может «потерять» скорость и даже... остановиться в небе на какое-то время, после чего опуститься вниз.
Сверхманевренность достигается здесь среди прочего за счет двигателей с управляемым вектором тяги, а также наличия переднего горизонтального оперения. Раскрыть все возможности истребителя, «обучить» его воздушным маневрам - главная задача летчиков-испытателей. В их числе и Вячеслав Аверьянов - один из лучших воздушных асов страны, удостоенный за испытания перспективной боевой техники для российской армии Золотой Звезды Героя.
Тактика «дальнего боя»
Производство самолета организовано на Иркутском авиационном заводе - филиале ПАО Корпорация «Иркут». Процесс создания одной машины занимает 18 месяцев. При этом еще на этапе создания самолет подвергают довольно жестким испытаниям. Например, отрабатываются возможности 30-мм авиационной пушки. Дело в том, что отдача, возникаемая при стрельбе из этого оружия, измеряется зачастую тоннами. Бывали случаи, когда машина получала повреждения от применения своего же вооружения. С этой целью Су-30СМ в паре с авиационным стрелковым оружием испытывается еще на земле, в специальном заводском тире.
Нельзя не упомянуть и того, что на этом самолете применен самый широкий спектр не только авиационного вооружения, но и средств радиолокации, радиосвязи, государственного опознавания. Любая цель вскрывается с помощью бортовых радиолокационных средств заранее, то есть используется тактика «дальнего боя». Видеть обстановку в небе на сотни километров вокруг позволяет активная фазированная решетка. По четкому алгоритму выполняются все действия по опознаванию объекта и выбору оружия, после чего осуществляется запуск ракет средней либо большой дальности. Ракета ближнего маневренного воздушного боя, комплектом которых оснащен этот самолет, может поражать цели на расстоянии 10 километров, а ракета средней дальности - от 10 до 20 км. Имеется на Су-30СМ и ракетное вооружение большой дальности, однако его боевые характеристики засекречены. Военные говорят просто: «возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса».
Вираж, еще вираж!
Некоторые фигуры высшего пилотажа, выполняемые летчиками Краснознаменного центра войсковых испытаний и подготовки персонала Военно-воздушных сил имени В. П. Чкалова на Су-30СМ, не могут повторить пилоты ни одной другой авиации мира. В иных воздушных комбинациях двигатель этого самолета без снижения оборотов работает в режиме форсажа по полчаса, а это поистине рекордная нагрузка, и эта машина справляется с ней. По словам командира пилотажной группы «Соколы России», заслуженного военного летчика РФ генерал-майора Александра Харчевского, все эти эффектные фигуры придуманы не ради красоты. За каждым маневром стоит кропотливая работа по отработке тактики воздушного боя.
Возможности самолета (не летчика, а именно машины) выдерживать перегрузки при выполнении воздушных виражей, также закладываются и испытываются еще на производстве. На Иркутском авиационном заводе имитируются условия полета с жесткими вибронагрузками, проводятся испытания систем управления, проверяется правильность конструкторских и производственных решений. Кроме того, каждая без исключения машина проверяется на герметичность. Все эти проверки необходимы для дальнейшей эксплуатации самолета, для определения его надежности и ресурсных возможностей.
В числе преимуществ Су-30СМ есть и возможность длительного нахождения в воздухе. Без дозаправки и подвесных баков машина преодолевает до трех тысяч километров, а с дозаправкой этот самолет может осуществить беспосадочный перелет, скажем, из Читы в Калининград. Наличие же штанги для дозаправки в воздухе и соответствующей системы позволяет Су-30СМ находиться в воздухе до восьми часов.
Неудивительно при этом, что самолеты этого семейства востребованы в странах, обладающих значительными территориями. Среди них – Индия и Казахстан. К слову, в этом году военное ведомство Казахстана получило первую партию новых российских самолетов, поставленных в рамках военно-технического взаимодействия и предназначенных для повышения боевого потенциала казахстанских ВВС. С апреля группа Су-30СМ дислоцируются на авиационной базе в Талдыкоргане, а в мае новые самолеты принимали участие в параде войск в Астане, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Контракты на успех
Для этого самолета нет разницы, в какое время выполнять боевое задание: днем или ночью. Он отлично ориентируется в любой обстановке, «цепляет» цель, находясь в любом положении в воздухе. Возможности по уничтожению воздушных объектов, поражению наземных и морских целей ставят эту машину на первое место в сегодняшнем рейтинге российской военной авиации.
В соединения и воинские части Вооруженных Сил России в обозримой перспективе будет поставлена партия из восьми многоцелевых истребителей Су-30СМ. Об этом недавно сообщил заместитель Министра обороны РФ Юрий Борисов, подчеркнув, что эти машины предназначены для авиации ВМФ. Условия контракта подразумевают поставку самолетов в течение 2016-2017 годов. К слову, в 2012-2014 годах российская военная авиация уже получила 18 Су-30СМ. В частности, несколько таких машин сейчас дислоцированы на авиабазе Домна Восточного военного округа в Забайкальском крае.
На флоте Су-30СМ не новичок. Несколько таких машин получил в этом году отдельный морской штурмовой авиационный полк Черноморского флота. Новые самолеты должны поэтапно заменить фронтовые бомбардировщики Су-24, которые сейчас составляют основу самолетного парка морской авиации ЧФ. Не так давно экипажи «черноморских» Су-30СМ отработали практическое бомбометание по наземным целям, нанеся удары авиационными средствами поражения по мишенным позициям в районе морского десантного полигона Опук в Крыму. По отзывам командования, задачи, определенные планом тренировки, были отработаны успешно.
Видеосюжет см. на стр. http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201509200826-d3b6.htm
19 Сентябрь 2022
01 мая 2022 года Союз машиностроителей России совместно с Ассоциацией «Лига содействия оборонным предприятиям» объявили о запуске Конкурса «Я горжусь, что я…» (далее – Конкурс).
9 Сентябрь 2022
Приглашаем Вас подписаться на официальный телеграмм-канал Главы думского Комитета по промышленности и торговле, первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева
1 Сентябрь 2022
Сегодня, 30 августа, председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенёв впервые посетил с рабочим визитом столицу Луганской Народной Республики.
26 Август 2022
Очередная колонна грузовиков с гуманитарной помощью, собранной фондом «Всегда рядом» Союза машиностроителей России и Лиги содействия оборонным предприятиям в контуре инициатив партии «Единая Россия», отправилась из Самары в г. Снежное, ДНР. В составе груза 5 фур бутилированной воды, которой в настоящий момент критически не хватает в республиканском городе.
25 Июль 2022
22 июля первый вице-президент Союза машиностроителей России, председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Владимир Гутенев, представляющий в парламенте Самарскую область, посетил Донецкую Народную Республику, в частности, г.Снежное, который в мае заключил соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи с Самарским регионом. В рамках подписанного документа оказывается гуманитарная помощь, а также содействие в восстановлении и развитии республиканского города.
18 Июль 2022
16 июля 2022 г. Иркутский авиационный завод посетил генеральный директор корпорации «Ростех» С.В. Чемезов.
11 Июль 2022
6 июля состоялась торжественная церемония закрытия Х Международного промышленного форума «Инженеры будущего».
7 Июль 2022
Последний учебный день форума был посвящен защитам авторских проектов факультетов.
Мастер-класс по конструированию фейерверков и демонстрации спецэффектов дымовой завесы прошел в рамках факультета вооружений, боеприпасов и спецхимии.
5 Июль 2022
Участники всех 12 факультетов приступили к образовательному процессу с новым зарядом бодрости и энергии. В рамках факультета вооружений, боеприпасов и спецхимии форумчане сыграли в бизнес-игру, по результатам которой могли получить сувенирные призы от организатора.
О трендах развития мирового судостроения на примерах лучших отечественных и мировых практик слушателям судостроительного факультета рассказал Советник генерального директора АО «ОСК» Владимир Никитин. С ним участники обсудили будущее судостроения и обменялись мнениями.
5 Июль 2022
Образовательная программа
Слушатели факультета комплексов высокоточного оружия ближней тактической зоны познакомились с основами мехатроники, обобщённой структурой мехатронных модулей рулевых приводов малогабаритных летательных аппаратов, а также изучили подходы к проектированию мехатронных модулей, основные типы датчиков и исполнительных элементов, применяемые в мехатронных системах ЛА. Кроме того, на практических занятиях участники в командах попрактиковались в программировании микропроцессорных систем управления.