Истребитель Су-30СМ опровергает законы физики
22 Сентябрь 2015
При этом самолет получил возможность более длительного нахождения в воздухе: дальность и продолжительность полета у него увеличены. По мнению экспертов, по своим боевым и пилотажным качествам российский истребитель превосходит новейший штатовский истребитель F-22 Raptor, а ведь это машина, которую причисляют к самолетам уже следующего, пятого поколения.
О том, на что способен Су-30СМ, какие фигуры высшего пилотажа он выводит в небе «росчерком» своего крыла, - в новой программе Алексея Егорова из цикла «Военная приемка» на телеканале «ЗВЕЗДА».
Зависнуть в небе
Су-30СМ называют «золотой серединой» боевой авиации. Этот самолет совместил в себе функции и истребителя, и штурмовика, и бомбардировщика. Он может с одинаковой эффективностью наносить удары по воздушным целям, поражать наземные и надводные объекты, применять современное и перспективное высокоточное вооружение. Ключевая «фишка» этой боевой машины - в ее сверхманевренности.
Герой России, заслуженный летчик-испытатель РФ Вячеслав Аверьянов - первый, кто поднял в небо Су-30СМ. Он уверяет: то, что для других самолетов - падение, для этой машины - обычный полет. К примеру, для Су-30СМ нет такого понятия как «штопор». Возможности самолета превращают этот опасный маневр в фигуру пилотажа, выполняемую и управляемую по указанию летчика. В числе виражей, выполняемых на этой машине, есть и поистине уникальные. Например, самолет может лететь хвостом вниз, причем машина в таком положении управляема. А еще Су-30СМ может «потерять» скорость и даже... остановиться в небе на какое-то время, после чего опуститься вниз.
Сверхманевренность достигается здесь среди прочего за счет двигателей с управляемым вектором тяги, а также наличия переднего горизонтального оперения. Раскрыть все возможности истребителя, «обучить» его воздушным маневрам - главная задача летчиков-испытателей. В их числе и Вячеслав Аверьянов - один из лучших воздушных асов страны, удостоенный за испытания перспективной боевой техники для российской армии Золотой Звезды Героя.
Тактика «дальнего боя»
Производство самолета организовано на Иркутском авиационном заводе - филиале ПАО Корпорация «Иркут». Процесс создания одной машины занимает 18 месяцев. При этом еще на этапе создания самолет подвергают довольно жестким испытаниям. Например, отрабатываются возможности 30-мм авиационной пушки. Дело в том, что отдача, возникаемая при стрельбе из этого оружия, измеряется зачастую тоннами. Бывали случаи, когда машина получала повреждения от применения своего же вооружения. С этой целью Су-30СМ в паре с авиационным стрелковым оружием испытывается еще на земле, в специальном заводском тире.
Нельзя не упомянуть и того, что на этом самолете применен самый широкий спектр не только авиационного вооружения, но и средств радиолокации, радиосвязи, государственного опознавания. Любая цель вскрывается с помощью бортовых радиолокационных средств заранее, то есть используется тактика «дальнего боя». Видеть обстановку в небе на сотни километров вокруг позволяет активная фазированная решетка. По четкому алгоритму выполняются все действия по опознаванию объекта и выбору оружия, после чего осуществляется запуск ракет средней либо большой дальности. Ракета ближнего маневренного воздушного боя, комплектом которых оснащен этот самолет, может поражать цели на расстоянии 10 километров, а ракета средней дальности - от 10 до 20 км. Имеется на Су-30СМ и ракетное вооружение большой дальности, однако его боевые характеристики засекречены. Военные говорят просто: «возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса».
Вираж, еще вираж!
Некоторые фигуры высшего пилотажа, выполняемые летчиками Краснознаменного центра войсковых испытаний и подготовки персонала Военно-воздушных сил имени В. П. Чкалова на Су-30СМ, не могут повторить пилоты ни одной другой авиации мира. В иных воздушных комбинациях двигатель этого самолета без снижения оборотов работает в режиме форсажа по полчаса, а это поистине рекордная нагрузка, и эта машина справляется с ней. По словам командира пилотажной группы «Соколы России», заслуженного военного летчика РФ генерал-майора Александра Харчевского, все эти эффектные фигуры придуманы не ради красоты. За каждым маневром стоит кропотливая работа по отработке тактики воздушного боя.
Возможности самолета (не летчика, а именно машины) выдерживать перегрузки при выполнении воздушных виражей, также закладываются и испытываются еще на производстве. На Иркутском авиационном заводе имитируются условия полета с жесткими вибронагрузками, проводятся испытания систем управления, проверяется правильность конструкторских и производственных решений. Кроме того, каждая без исключения машина проверяется на герметичность. Все эти проверки необходимы для дальнейшей эксплуатации самолета, для определения его надежности и ресурсных возможностей.
В числе преимуществ Су-30СМ есть и возможность длительного нахождения в воздухе. Без дозаправки и подвесных баков машина преодолевает до трех тысяч километров, а с дозаправкой этот самолет может осуществить беспосадочный перелет, скажем, из Читы в Калининград. Наличие же штанги для дозаправки в воздухе и соответствующей системы позволяет Су-30СМ находиться в воздухе до восьми часов.
Неудивительно при этом, что самолеты этого семейства востребованы в странах, обладающих значительными территориями. Среди них – Индия и Казахстан. К слову, в этом году военное ведомство Казахстана получило первую партию новых российских самолетов, поставленных в рамках военно-технического взаимодействия и предназначенных для повышения боевого потенциала казахстанских ВВС. С апреля группа Су-30СМ дислоцируются на авиационной базе в Талдыкоргане, а в мае новые самолеты принимали участие в параде войск в Астане, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Контракты на успех
Для этого самолета нет разницы, в какое время выполнять боевое задание: днем или ночью. Он отлично ориентируется в любой обстановке, «цепляет» цель, находясь в любом положении в воздухе. Возможности по уничтожению воздушных объектов, поражению наземных и морских целей ставят эту машину на первое место в сегодняшнем рейтинге российской военной авиации.
В соединения и воинские части Вооруженных Сил России в обозримой перспективе будет поставлена партия из восьми многоцелевых истребителей Су-30СМ. Об этом недавно сообщил заместитель Министра обороны РФ Юрий Борисов, подчеркнув, что эти машины предназначены для авиации ВМФ. Условия контракта подразумевают поставку самолетов в течение 2016-2017 годов. К слову, в 2012-2014 годах российская военная авиация уже получила 18 Су-30СМ. В частности, несколько таких машин сейчас дислоцированы на авиабазе Домна Восточного военного округа в Забайкальском крае.
На флоте Су-30СМ не новичок. Несколько таких машин получил в этом году отдельный морской штурмовой авиационный полк Черноморского флота. Новые самолеты должны поэтапно заменить фронтовые бомбардировщики Су-24, которые сейчас составляют основу самолетного парка морской авиации ЧФ. Не так давно экипажи «черноморских» Су-30СМ отработали практическое бомбометание по наземным целям, нанеся удары авиационными средствами поражения по мишенным позициям в районе морского десантного полигона Опук в Крыму. По отзывам командования, задачи, определенные планом тренировки, были отработаны успешно.
Видеосюжет см. на стр. http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201509200826-d3b6.htm
10 Ноябрь 2022
9 ноября на базе Московского авиационного института стартовал III Всероссийский форум "Научно-технологическое развитие и задачи глобального лидерства". В церемонии открытия приняли участие председатель Комитета Государственной Думы РФ по промышленности и торговле, президент Лиги содействия оборонным предприятиям Владимир Гутенев, ректор Московского авиационного института, член Бюро Союза машиностроителей России Михаил Погосян.
20 Октябрь 2022
19 октября, на третий день гуманитарного визита в Сирию члены Союза машиностроителей России направились в крупнейшую дамасскую больницу «Аль-Муштахид», где для них была организована экскурсия в сопровождении главного врача и начальника отделения патологии новорождённых клиники. По завершении осмотра территории и помещений состоялась передача партии расходных материалов и медицинской техники, в которых нуждается лечебное учреждение. В распоряжение персонала больницы поступили хирургические аспираторы и неонатальное оборудование производства входящих в Союз Уральского оптико-механического завода им. Э.С. Яламова и КСГ Инжиниринг, а также тепловые пушки, изготовленные Ижевским электромеханическим заводом «Купол», и комплекты одноразовой медицинской одежды, закупленные СоюзМаш России. Общая стоимость доставленной СМР помощи превысила 1 млн рублей.
20 Октябрь 2022
18 октября представители СоюзМаш России продолжили работу в рамках очередного визита российской межведомственной делегации в Сирийскую Арабскую Республику.
Так, союзмашевцы провели благотворительную акцию в Кабр-эс-Сит, в ходе которой учащимся школы №3, одной из беднейших в провинции Риф-Дамаск, было передано более 300 рюкзаков-мешков с наборами канцелярских принадлежностей и конфет.
19 Октябрь 2022
17 октября председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по промышленности и торговле, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев прибыл в Сирию в составе российской межведомственной делегации.
30 Сентябрь 2022
28 сентября 2022 года состоялось расширенное заседание Бюро Союза машиностроителей России и Лиги содействия оборонным предприятиям на тему «Технологическая независимость России: узкие места и пути достижения». Мероприятие прошло под председательством президента СоюзМаш России, генерального директора Госкорпорации Ростех Сергея Чемезова. В заседании приняли участие первый заместитель председателя Cоюза, президент Лиги Владимир Гутенев, члены Бюро – руководители корпораций и крупных промышленных предприятий.
26 Сентябрь 2022
Уважаемые коллеги, добрый день!
Направляем ссылку на подготовленный аппаратом ролик к 15-летию Союза для возможного использования.
21 Сентябрь 2022
С праздником!!!
Уважаемые заводчане, ветераны ИАЗ, сотрудники дочерних и смежных обществ Корпорации «Иркут», а также работники машиностроительной отрасли региона!
Примите мои самые искренние поздравления с профессиональным праздником – Днем машиностроителя!
21 Сентябрь 2022
Поздравляю вас с Днём машиностроителя!
Этот праздник объединяет миллионы людей, которые работают в машиностроительной отрасли. От вас во многом зависит укрепление и дальнейший рост российской экономики, повышение качества жизни граждан.
21 Сентябрь 2022
Уважаемые работники машиностроительной отрасли!
От имени Союза машиностроителей России и от себя лично поздравляю вас с профессиональным праздником!
19 Сентябрь 2022
16 сентября председатель Комитета Госдумы РФ по промышленности и торговле, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев посетил столицу Луганской Народной Республики с рабочим визитом.