Истребитель Су-30СМ опровергает законы физики

22 Сентябрь 2015

Высокоманевренный многоцелевой истребитель поколения 4++ Су-30СМ называют одним из самых успешных проектов отечественного авиастроения последних лет. Предназначенный для широкого спектра боевых задач, в основе которых - уничтожение воздушных и наземных целей, он способен еще и управлять групповыми действиями авиации, вести разведку, действовать над морем.
При этом самолет получил возможность более длительного нахождения в воздухе: дальность и продолжительность полета у него увеличены. По мнению экспертов, по своим боевым и пилотажным качествам российский истребитель превосходит новейший штатовский истребитель F-22 Raptor, а ведь это машина, которую причисляют к самолетам уже следующего, пятого поколения.
О том, на что способен Су-30СМ, какие фигуры высшего пилотажа он выводит в небе «росчерком» своего крыла, -  в новой программе Алексея Егорова из цикла «Военная приемка» на телеканале «ЗВЕЗДА».
Зависнуть в небе
Су-30СМ называют «золотой серединой» боевой авиации. Этот самолет совместил в себе функции и истребителя, и штурмовика, и бомбардировщика. Он может с одинаковой эффективностью наносить удары по воздушным целям, поражать наземные и надводные объекты, применять современное и перспективное высокоточное вооружение. Ключевая «фишка» этой боевой машины - в ее сверхманевренности.
Герой России, заслуженный летчик-испытатель РФ Вячеслав Аверьянов - первый, кто поднял в небо Су-30СМ. Он уверяет: то, что для других самолетов - падение, для этой машины - обычный полет. К примеру, для Су-30СМ нет такого понятия как «штопор». Возможности самолета превращают этот опасный маневр в фигуру пилотажа, выполняемую и управляемую по указанию летчика. В числе виражей, выполняемых на этой машине, есть и поистине уникальные. Например, самолет может лететь хвостом вниз, причем машина в таком положении управляема. А еще Су-30СМ может «потерять» скорость и даже... остановиться в небе на какое-то время, после чего опуститься вниз.
Сверхманевренность достигается здесь среди прочего за счет двигателей с управляемым вектором тяги, а также наличия переднего горизонтального оперения. Раскрыть все возможности истребителя, «обучить» его воздушным маневрам - главная задача летчиков-испытателей. В их числе и Вячеслав Аверьянов - один из лучших воздушных асов страны, удостоенный за испытания перспективной боевой техники для российской армии Золотой Звезды Героя.
Тактика «дальнего боя»
Производство самолета организовано на Иркутском авиационном заводе - филиале ПАО Корпорация  «Иркут». Процесс создания одной машины занимает 18 месяцев. При этом еще на этапе создания самолет подвергают довольно жестким испытаниям. Например, отрабатываются возможности 30-мм авиационной пушки. Дело в том, что отдача, возникаемая при стрельбе из этого оружия, измеряется зачастую тоннами. Бывали случаи, когда машина получала повреждения от применения своего же вооружения. С этой целью Су-30СМ в паре с авиационным стрелковым оружием испытывается еще на земле, в специальном заводском тире.
Нельзя не упомянуть и того, что на этом самолете применен самый широкий спектр не только авиационного вооружения, но и средств радиолокации, радиосвязи, государственного опознавания. Любая цель вскрывается с помощью бортовых радиолокационных средств заранее, то есть используется тактика «дальнего боя». Видеть обстановку в небе на сотни километров вокруг позволяет активная фазированная решетка. По четкому алгоритму выполняются все действия по опознаванию объекта и выбору оружия, после чего осуществляется запуск ракет средней либо большой дальности. Ракета ближнего маневренного воздушного боя, комплектом которых оснащен этот самолет, может поражать цели на расстоянии 10 километров, а ракета средней дальности - от 10 до 20 км. Имеется на Су-30СМ и ракетное вооружение большой дальности, однако его боевые характеристики засекречены. Военные говорят просто: «возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса».
Вираж, еще вираж!
Некоторые фигуры высшего пилотажа, выполняемые летчиками Краснознаменного центра войсковых испытаний и подготовки персонала Военно-воздушных сил имени В. П. Чкалова на Су-30СМ, не могут повторить пилоты ни одной другой авиации мира. В иных воздушных комбинациях двигатель этого самолета без снижения оборотов работает в режиме форсажа по полчаса, а это поистине рекордная нагрузка, и эта машина справляется с ней. По словам командира пилотажной группы «Соколы России», заслуженного военного летчика РФ генерал-майора Александра Харчевского, все эти эффектные фигуры придуманы не ради красоты. За каждым маневром стоит кропотливая работа по отработке тактики воздушного боя.
Возможности самолета (не летчика, а именно машины) выдерживать перегрузки при выполнении воздушных виражей, также закладываются и испытываются еще на производстве. На Иркутском авиационном заводе имитируются условия полета с жесткими вибронагрузками, проводятся испытания систем управления, проверяется правильность конструкторских и производственных решений. Кроме того, каждая без исключения машина проверяется на герметичность. Все эти проверки необходимы для дальнейшей эксплуатации самолета, для определения его надежности и ресурсных возможностей.
В числе преимуществ Су-30СМ есть и возможность длительного нахождения в воздухе. Без дозаправки и подвесных баков машина преодолевает до трех тысяч километров, а с дозаправкой этот самолет может осуществить беспосадочный перелет, скажем, из Читы в Калининград. Наличие же штанги для дозаправки в воздухе и соответствующей системы позволяет Су-30СМ находиться в воздухе до восьми часов.
Неудивительно при этом, что самолеты этого семейства востребованы в странах, обладающих значительными территориями. Среди них – Индия и Казахстан. К слову, в этом году военное ведомство Казахстана получило первую партию новых российских самолетов, поставленных в рамках военно-технического взаимодействия и предназначенных для повышения боевого потенциала казахстанских ВВС. С апреля группа Су-30СМ дислоцируются на авиационной базе в Талдыкоргане, а в мае новые самолеты принимали участие в параде войск в Астане, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Контракты на успех
Для этого самолета нет разницы, в какое время выполнять боевое задание: днем или ночью. Он отлично ориентируется в любой обстановке, «цепляет» цель, находясь в любом положении в воздухе. Возможности по уничтожению воздушных объектов, поражению наземных и морских целей ставят эту машину на первое место в сегодняшнем рейтинге российской военной авиации.
В соединения и воинские части Вооруженных Сил России в обозримой перспективе будет поставлена партия из восьми многоцелевых истребителей Су-30СМ. Об этом недавно сообщил заместитель Министра обороны РФ Юрий Борисов, подчеркнув, что эти машины предназначены для авиации ВМФ. Условия контракта подразумевают поставку самолетов в течение 2016-2017 годов. К слову, в 2012-2014 годах российская военная авиация уже получила 18 Су-30СМ. В частности, несколько таких машин сейчас дислоцированы на авиабазе Домна Восточного военного округа в Забайкальском крае.
На флоте Су-30СМ не новичок. Несколько таких машин получил в этом году отдельный морской штурмовой авиационный полк Черноморского флота. Новые самолеты должны поэтапно заменить фронтовые бомбардировщики Су-24, которые сейчас составляют основу самолетного парка морской авиации ЧФ. Не так давно экипажи «черноморских» Су-30СМ отработали практическое бомбометание по наземным целям, нанеся удары авиационными средствами поражения по мишенным позициям в районе морского десантного полигона Опук в Крыму. По отзывам командования, задачи, определенные планом тренировки, были отработаны успешно.
Видеосюжет см. на стр. http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201509200826-d3b6.htm

НА РАСШИРЕННОМ ЗАСЕДАНИИ БЮРО СОЮЗМАШ И ЛИГИ СОДЕЙСТВИЯ ОБОРОННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ ПОДВЕЛИ ИТОГИ РАБОТЫ ЗА 2022 ГОД НА РАСШИРЕННОМ ЗАСЕДАНИИ БЮРО СОЮЗМАШ И ЛИГИ СОДЕЙСТВИЯ ОБОРОННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ ПОДВЕЛИ ИТОГИ РАБОТЫ ЗА 2022 ГОД

31 Март 2023

На расширенном заседании Бюро Союза машиностроителей России и Лиги содействия оборонным предприятиям 27 марта подвели итоги деятельности в 2022 году и обсудили  важнейшие задачи, стоящие перед промышленностью в условиях СВО.
В мероприятии приняли участие председатель Союза машиностроителей России, генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, первый заместитель председателя Cоюза, президент Лиги Владимир Гутенев, члены Бюро и Лиги – руководители корпораций и крупных промышленных предприятий, министр образования и науки Валерий Фальков, заместитель министра промышленности и торговли Василий Осьмаков, депутаты Государственной Думы, главы регионов, председатели российских профсоюзов и другие представители министерств, ведомств и организаций.

XI Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего – 2023» XI Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего – 2023»

23 Март 2023


Союз машиностроителей России совместно с Государственной корпорацией «Ростех», при поддержке Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) и Правительства Тульской области, проводит XI Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего – 2023» (далее – Форум), который состоится с 23 июня по 03 июля 2023 года в Тульской области на территории базы отдыха «Шахтер», расположенной по адресу: Тульская область, Алексинский район, с. Бунырёво.

Владимир Гутенев вручил 30 сертификатов в санаторий семьям военнослужащих – участников СВО Владимир Гутенев вручил 30 сертификатов в санаторий семьям военнослужащих – участников СВО

15 Март 2023

Первый вице-президент Союза машиностроителей России, председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле, руководитель подгруппы по вопросам мобилизационной подготовки в сфере экономики Владимир Гутенев вручил 30 сертификатов на санаторно-курортное лечение семьям военнослужащих – участников СВО.

СоюзМаш России направил более 50 тонн гуманитарной помощи в Сирию СоюзМаш России направил более 50 тонн гуманитарной помощи в Сирию

13 Март 2023

Союз машиностроителей России передал 54 тонны гуманитарной помощи для жителей Сирии, пострадавших от землетрясения, по линии акции "Всегда рядом" Союза машиностроителей и Лиги содействия оборонным предприятиям.

В Челябинске состоялось заседание оргкомитета  Многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда» В Челябинске состоялось заседание оргкомитета Многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда»

21 Февраль 2023

В связи с десятилетием проведения региональной олимпиады «Звезда» в Челябинске состоялось заседание оргкомитета с участием министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, полномочного представителя Президента РФ в Уральском Федеральном округе Владимира Якушева, первого заместителя председателя Союза машиностроителей России, председателя Комитета ГосДумы по промышленности и торговле Владимира Гутенева, губернатора Челябинской области Алексея Текслера.

Как США пытались задушить проект МС-21, но у них ничего не вышло Как США пытались задушить проект МС-21, но у них ничего не вышло

16 Февраль 2023

Российский проект среднемагистрального самолёта МС-21 раздражает США с момента своего появления. Как выяснилось из обсуждений к нашим статьям, многие читатели не в курсе, что за последние 5 лет против МС-21 было введено сразу 3 пакета санкций. Разберём подробнее как США стремились загубить перспективный российский проект в угоду своему давно устаревшему Боингу 737.

Визит молодых сотрудников ГК «Роскосмос». Визит молодых сотрудников ГК «Роскосмос».

10 Февраль 2023


10 февраля завершился двухдневный визит делегации молодых сотрудников ГК «Роскосмос» в Иркутск.

В первый день коллеги осмотрели Иркутский авиационный завод, а именно наше конструкторское бюро и производство, где собирают МС-21. Во второй день члены делегации посетили Иркутский национальный исследовательский технический университет, где встретились со студентами и задали ряд вопросов сотрудникам учебных лабораторий.

РАБОТУ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СВО ОБСУДИЛИ НА ЗАСЕДАНИИ БЮРО СОЮЗА И ЛИГИ РАБОТУ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СВО ОБСУДИЛИ НА ЗАСЕДАНИИ БЮРО СОЮЗА И ЛИГИ

21 Декабрь 2022

На расширенном заседании Бюро Союза машиностроителей России и Лиги содействия оборонным предприятиям 19 декабря подвели промежуточные итоги работы организаций и наметили шаги по формированию дальнейших задач развития российской промышленности в условиях СВО.

СОЮЗМАШ РОССИИ НАПРАВИЛ РИСУНКИ ДЕТЕЙ И ПОДАРКИ НА ФРОНТ СОЮЗМАШ РОССИИ НАПРАВИЛ РИСУНКИ ДЕТЕЙ И ПОДАРКИ НА ФРОНТ

20 Декабрь 2022

16 декабря 2022 года Союз машиностроителей России в рамках благотворительной акции «Всегда рядом» передал более 2000 новогодних подарков военнослужащим. Мероприятие прошло на территории 27-ой отдельной гвардейской Севастопольской Краснознаменной мотострелковой бригады имени 60-летия образования СССР.

«В команде СоюзМаш». «В команде СоюзМаш».

15 Декабрь 2022

Союз машиностроителей России инициирует новый конкурс «В команде СоюзМаш».
Целью и задачами Конкурса являются вовлечение специалистов/студентов в возрасте от 20 до 45 лет в совместную организацию и проведение основных мероприятий Союза молодежной направленности на основе принципов добровольности и безвозмездности; обучение трудовым и профессиональным навыкам; поддержка и реализация социальных инициатив предприятий – членов Союза машиностроителей России.