Истребитель Су-30СМ опровергает законы физики

22 Сентябрь 2015

Высокоманевренный многоцелевой истребитель поколения 4++ Су-30СМ называют одним из самых успешных проектов отечественного авиастроения последних лет. Предназначенный для широкого спектра боевых задач, в основе которых - уничтожение воздушных и наземных целей, он способен еще и управлять групповыми действиями авиации, вести разведку, действовать над морем.
При этом самолет получил возможность более длительного нахождения в воздухе: дальность и продолжительность полета у него увеличены. По мнению экспертов, по своим боевым и пилотажным качествам российский истребитель превосходит новейший штатовский истребитель F-22 Raptor, а ведь это машина, которую причисляют к самолетам уже следующего, пятого поколения.
О том, на что способен Су-30СМ, какие фигуры высшего пилотажа он выводит в небе «росчерком» своего крыла, -  в новой программе Алексея Егорова из цикла «Военная приемка» на телеканале «ЗВЕЗДА».
Зависнуть в небе
Су-30СМ называют «золотой серединой» боевой авиации. Этот самолет совместил в себе функции и истребителя, и штурмовика, и бомбардировщика. Он может с одинаковой эффективностью наносить удары по воздушным целям, поражать наземные и надводные объекты, применять современное и перспективное высокоточное вооружение. Ключевая «фишка» этой боевой машины - в ее сверхманевренности.
Герой России, заслуженный летчик-испытатель РФ Вячеслав Аверьянов - первый, кто поднял в небо Су-30СМ. Он уверяет: то, что для других самолетов - падение, для этой машины - обычный полет. К примеру, для Су-30СМ нет такого понятия как «штопор». Возможности самолета превращают этот опасный маневр в фигуру пилотажа, выполняемую и управляемую по указанию летчика. В числе виражей, выполняемых на этой машине, есть и поистине уникальные. Например, самолет может лететь хвостом вниз, причем машина в таком положении управляема. А еще Су-30СМ может «потерять» скорость и даже... остановиться в небе на какое-то время, после чего опуститься вниз.
Сверхманевренность достигается здесь среди прочего за счет двигателей с управляемым вектором тяги, а также наличия переднего горизонтального оперения. Раскрыть все возможности истребителя, «обучить» его воздушным маневрам - главная задача летчиков-испытателей. В их числе и Вячеслав Аверьянов - один из лучших воздушных асов страны, удостоенный за испытания перспективной боевой техники для российской армии Золотой Звезды Героя.
Тактика «дальнего боя»
Производство самолета организовано на Иркутском авиационном заводе - филиале ПАО Корпорация  «Иркут». Процесс создания одной машины занимает 18 месяцев. При этом еще на этапе создания самолет подвергают довольно жестким испытаниям. Например, отрабатываются возможности 30-мм авиационной пушки. Дело в том, что отдача, возникаемая при стрельбе из этого оружия, измеряется зачастую тоннами. Бывали случаи, когда машина получала повреждения от применения своего же вооружения. С этой целью Су-30СМ в паре с авиационным стрелковым оружием испытывается еще на земле, в специальном заводском тире.
Нельзя не упомянуть и того, что на этом самолете применен самый широкий спектр не только авиационного вооружения, но и средств радиолокации, радиосвязи, государственного опознавания. Любая цель вскрывается с помощью бортовых радиолокационных средств заранее, то есть используется тактика «дальнего боя». Видеть обстановку в небе на сотни километров вокруг позволяет активная фазированная решетка. По четкому алгоритму выполняются все действия по опознаванию объекта и выбору оружия, после чего осуществляется запуск ракет средней либо большой дальности. Ракета ближнего маневренного воздушного боя, комплектом которых оснащен этот самолет, может поражать цели на расстоянии 10 километров, а ракета средней дальности - от 10 до 20 км. Имеется на Су-30СМ и ракетное вооружение большой дальности, однако его боевые характеристики засекречены. Военные говорят просто: «возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса».
Вираж, еще вираж!
Некоторые фигуры высшего пилотажа, выполняемые летчиками Краснознаменного центра войсковых испытаний и подготовки персонала Военно-воздушных сил имени В. П. Чкалова на Су-30СМ, не могут повторить пилоты ни одной другой авиации мира. В иных воздушных комбинациях двигатель этого самолета без снижения оборотов работает в режиме форсажа по полчаса, а это поистине рекордная нагрузка, и эта машина справляется с ней. По словам командира пилотажной группы «Соколы России», заслуженного военного летчика РФ генерал-майора Александра Харчевского, все эти эффектные фигуры придуманы не ради красоты. За каждым маневром стоит кропотливая работа по отработке тактики воздушного боя.
Возможности самолета (не летчика, а именно машины) выдерживать перегрузки при выполнении воздушных виражей, также закладываются и испытываются еще на производстве. На Иркутском авиационном заводе имитируются условия полета с жесткими вибронагрузками, проводятся испытания систем управления, проверяется правильность конструкторских и производственных решений. Кроме того, каждая без исключения машина проверяется на герметичность. Все эти проверки необходимы для дальнейшей эксплуатации самолета, для определения его надежности и ресурсных возможностей.
В числе преимуществ Су-30СМ есть и возможность длительного нахождения в воздухе. Без дозаправки и подвесных баков машина преодолевает до трех тысяч километров, а с дозаправкой этот самолет может осуществить беспосадочный перелет, скажем, из Читы в Калининград. Наличие же штанги для дозаправки в воздухе и соответствующей системы позволяет Су-30СМ находиться в воздухе до восьми часов.
Неудивительно при этом, что самолеты этого семейства востребованы в странах, обладающих значительными территориями. Среди них – Индия и Казахстан. К слову, в этом году военное ведомство Казахстана получило первую партию новых российских самолетов, поставленных в рамках военно-технического взаимодействия и предназначенных для повышения боевого потенциала казахстанских ВВС. С апреля группа Су-30СМ дислоцируются на авиационной базе в Талдыкоргане, а в мае новые самолеты принимали участие в параде войск в Астане, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Контракты на успех
Для этого самолета нет разницы, в какое время выполнять боевое задание: днем или ночью. Он отлично ориентируется в любой обстановке, «цепляет» цель, находясь в любом положении в воздухе. Возможности по уничтожению воздушных объектов, поражению наземных и морских целей ставят эту машину на первое место в сегодняшнем рейтинге российской военной авиации.
В соединения и воинские части Вооруженных Сил России в обозримой перспективе будет поставлена партия из восьми многоцелевых истребителей Су-30СМ. Об этом недавно сообщил заместитель Министра обороны РФ Юрий Борисов, подчеркнув, что эти машины предназначены для авиации ВМФ. Условия контракта подразумевают поставку самолетов в течение 2016-2017 годов. К слову, в 2012-2014 годах российская военная авиация уже получила 18 Су-30СМ. В частности, несколько таких машин сейчас дислоцированы на авиабазе Домна Восточного военного округа в Забайкальском крае.
На флоте Су-30СМ не новичок. Несколько таких машин получил в этом году отдельный морской штурмовой авиационный полк Черноморского флота. Новые самолеты должны поэтапно заменить фронтовые бомбардировщики Су-24, которые сейчас составляют основу самолетного парка морской авиации ЧФ. Не так давно экипажи «черноморских» Су-30СМ отработали практическое бомбометание по наземным целям, нанеся удары авиационными средствами поражения по мишенным позициям в районе морского десантного полигона Опук в Крыму. По отзывам командования, задачи, определенные планом тренировки, были отработаны успешно.
Видеосюжет см. на стр. http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201509200826-d3b6.htm

Совещание по визиту Премьер - министра РФ Совещание по визиту Премьер - министра РФ

29 Июль 2021

Председатель ИРО СМР, организовал встречу Премьер – министра РФ Мишустина М.В., в рамках рабочего визита на ИАЗ.

Председатель ИРО СоюзМаш Росси провел и принял участие в работе Комитета по качеству, в котором приняли участие представители  предприятий-поставщиков комплектующих для Иркутского авиазавода Председатель ИРО СоюзМаш Росси провел и принял участие в работе Комитета по качеству, в котором приняли участие представители предприятий-поставщиков комплектующих для Иркутского авиазавода

10 Июнь 2021

Данная встреча призвана дать дополнительный импульс к развитию производства на всех предприятиях машиностроительной отрасли, принимающих участие в кооперативной цепочке.

Председатель ИРО принял участие во встрече с министром по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Артаком  Камаляном Председатель ИРО принял участие во встрече с министром по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Артаком Камаляном

10 Июнь 2021

Встреча прошла  10 июня на Иркутском авиазаводе, который делегация ЕЭК посетила в ходе рабочей поездки.

Владимир Путин участникам Съезда Союза машиностроителей России: «Государство и впредь будет всемерно поддерживать новые, востребованные проекты машиностроительных компаний и предприятий» Владимир Путин участникам Съезда Союза машиностроителей России: «Государство и впредь будет всемерно поддерживать новые, востребованные проекты машиностроительных компаний и предприятий»

4 Июнь 2021

1 июня 2021 года в Крокус Конгресс Холле состоялся очередной отчетно-выборный Съезд Союза машиностроителей России, в ходе которого были подведены итоги работы за 5 лет, а также обозначены основные задачи организации на ближайший период. Мероприятие прошло под председательством президента Союза, генерального директора ГК «Ростех» Сергея Чемезова. На съезд прибыли сотни делегатов и гостей. Среди участников – руководство и члены Бюро СоюзМаш, главы крупных корпораций и предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности, ведущих технических ВУЗов и научно-исследовательских учреждений, представители финансовых и деловых структур России, а также зарубежные гости.

Послание

25 Апрель 2021

Владимир Гутенев,
Заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике и промышленности, Первый вице-президент Союза машиностроителей России
В своем Послании к Федеральному собранию Президент России сфокусировался на постковидной эпохе, поддержке и помощи наиболее пострадавшим гражданам и отраслям экономики. Российский лидер предложил большую комплексную программу, которая стимулирует решение демографических проблем, закрывает вопросы помощи неполным семьям и детям.
Особое внимание следует и на те инициативы Главы государства, которые формируют долгосрочный тренд развития.
Наиболее существенными направлениями являются следующие: первое касается беспрецедентно высоких бюджетных расходов на гражданскую науку. Так до 2024 г. на фундаментальные и прикладные исследования,  планируется направить более 1,6 трлн рублей, что позволит сформировать прочный фундамент повышения конкурентоспособности российской экономики.

Союз машиностроителей России на расширенном Бюро подвел итоги 2020 г. и обозначил перспективный план работы на 2021 г.

14 Апрель 2021

9 апреля 2021 года под председательством руководителя Союза машиностроителей России, главы Госкорпорации Ростех Сергея Чемезова состоялось выездное расширенное заседание Бюро СоюзМаш и Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям». Мероприятие прошло в Туле, на базе АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова» (АО «КПБ»).
На заседании были подведены итоги деятельности Союза машиностроителей России и Лиги содействия оборонным предприятиям в 2020 году и обозначены задачи на предстоящую перспективу.

Кадры для передовых технологий

31 Март 2021

С 1 марта по 15 мая 2021 года на сайте www.nntk-smr.ru открыт прием инновационных проектов для участия в XI Национальной научно-технической конференции, участником которой может стать автор или авторский коллектив, не более 5 человек, в возрасте до 35 лет.
В рамках сотрудничества Союза машиностроителей России с Московским политехническим университетом в апреле 2021 года победители X Национальной научно-технической конференции получили возможность пройти обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Управление персоналом», в результате успешного освоения которой слушателям будет выдано удостоверение о повышении квалификации.

Госдума усиливает защиту прав потребителей в сфере «умных» электронных устройств

24 Декабрь 2020

23 декабря Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 757430-7 «О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Поправка, инициированная заместителем председателя Комитета Госдумы по экономической политике Владимиром Гутеневым, устанавливает ответственность за продажу в России технически сложных устройств (смартфоны, компьютеры, телевизоры с функцией «смарт-ТВ») без предварительно установленного российского программного обеспечения, предусмотренного в перечне закона «О защите прав потребителей».

Принят законопроект, расширяющий полномочия Правительства в регулировании цен на социально значимые продукты Принят законопроект, расширяющий полномочия Правительства в регулировании цен на социально значимые продукты

24 Декабрь 2020

Принят законопроект, расширяющий полномочия Правительства в регулировании цен на социально значимые продукты 23 декабря 2020г. Государственная Дума в третьем чтении приняла законопроект, вносящий изменения в закон «О торговле». В третьем, заключительном чтении был принят законопроект № 1024255-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Документ уточняет полномочия Правительства в области госконтроля над розничными ценами на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров и дает возможность Кабинету министров оперативно реагировать на рост цен.

Диверсификация высокотехнологичных предприятий показала высокую эффективность в условиях пандемии

14 Декабрь 2020

8 декабря состоялось заседание Комиссии ГД по развитию ОПК при участии Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства здравоохранения РФ,  а также при поддержке Экспертного совета ГД по развитию биотехнологий фармацевтической и медицинской промышленности, Комитета по развитию высокотехнологичной медицины и внедрению передовых практик охраны здоровья на предприятиях промышленности Лиги содействия оборонным предприятиям на тему диверсификации высокотехнологичных предприятий в условиях пандемии.