Дело на миллиард: «Кайдзен-светофор» отследит лучшие практики в ОАК

1 Июль 2016

Благодарим департамент корпоративных коммуникаций ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» за предоставление данного материала.
   В предыдущие годы ОАК существенно, более чем на 2/3, обновила оборудование на своих заводах. Всего закуплено более 500 единиц отечественного и иностранного производства. Использование некоторых станков, например клепальных автоматов, в Комсомольске-на-Амуре или новых технологический линий по производству агрегатов из композиционных материалов в Ульяновске и Казани резко, в пять или даже более раз, повысило производительность труда.
   Однако в этом году приоритеты производственной политики меняются. Наряду с начатым несколько лет назад техническим перевооружением все крупные заводы в обязательном порядке начинают внедрять мероприятия бережливого производства.
   «Возможности инвестировать в покупку оборудования и технологий, к сожалению, не бесконечны. Мы должны сосредоточиться на незатратных мероприятиях, которые требуют смекалки и инициативы производственников на местах, но не масштабных капитальных вложений», – отметил президент ОАК Юрий Слюсарь в ходе подведения итогов конкурса лучших проектов в области бережливого производства в ОАК.
   Тем более незатратные мероприятия по улучшению рабочего места или производственных процессов без закупок дорогостоящего оборудования могут приносить серьезную экономию в масштабах крупных предприятий. За последние три года общий экономический эффект от внедрения мероприятий по бережливому производству приближается к 1 млрд руб. Мы решили ознакомиться с наиболее интересными Lean-проектами 2015 года.

Конец созерцательности

   Специалисты филиала компании «Сухой» в Комсомольске-на-Амуре представили один из лучших проектов года – переход на бригадную форму организации труда. Проект начали реализовывать в цехе по обработке крупногабаритных деталей из алюминиевых сплавов. В результате существенно выросла загрузка высококвалифицированных операторов станков с числовым программным управлением, увеличилась на треть номенклатура обрабатываемых деталей.
   Как вспоминает начальник цеха № 33 Александр Шаршатов, в 2013 году в цехе была организована работа совместной группы экспертов компании «Сухой» и ОАК. Одна из задач – существенное повышение использования рабочего времени. После проведения хронометража операций выяснилось, что около половины времени основного производственного персонала уходит либо на наблюдение за работой высокопроизводительных станков, либо на передвижения по предприятию в поисках инструмента и комплектующих.
   В 2014 году директор завода Александр Пекарш одобрил комплексный план по развитию цеха. Решение проблемы связали с переводом работы на бригадную форму труда. Основное решение заключалось в приглашении бригадиров. Идея заключалась в том, чтобы все свое рабочее время бригадир проводил непосредственно в цехе: получал от мастера задание на день и распределял бы его между рабочими, помогал с обеспечением запчастями, с ремонтом оборудования, другими текущими операциями.
   За станками закрепили определенную номенклатуру производимых изделий с четким циклом изготовления каждой детали. Также на пилотном участке была отработана система комплектации инструмента.
   С 2014 по 2015 год в цехе сформировали восемь бригад, три из них с освобожденным бригадиром. Также внедрили «структуру поддержки», где через лист решения проблем до начальника цеха оперативно доходят все нерешенные вопросы, выстроена цепочка помощи.
   «У нас принцип в коллективе: не оставлять ни одно замечание или вопрос без внимания. Если человек что-то спросил, обязательно нужно ответить. Много нового оборудования, сложные детали, технологический процесс не сразу всем досконально понятен. Вопросы возникают, более того, они обязаны возникать. И на каждый должен быть дан ответ», – говорит Александр Шаршатов.
   За два последних года проведена большая работа по увеличению технологической мощности – пересмотрены управляющие программы на сверление сегментов шпангоутов, что позволило сократить машинное время в три раза. При фрезеровании крыльевых и фюзеляжных стрингеров выигрыш по времени составил почти 40 %. Использование группового раскроя также позволило значительно улучшить производственные показатели.
   В 2015 году с наращиванием технологических мощностей 33-й стал набирать дополнительные объемы из соседних цехов, всего около 150 позиций по боевым самолетам. Номенклатура изготавливаемых в цехе деталей выросла на треть!

   Нет «козлу»!

   Администрация Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО) решила поднять производительность труда на предприятии, изменив времяпрепровождение рабочих в цехах. Из положенного на обеденный перерыв времени до получаса отводится на настольные игры. Некоторое время назад администрация снабдила цеха подразделения предприятия шахматным инвентарем.
   «Шахматы же дают умственную и эмоциональную подпитку, и люди возвращаются к работе с новыми силами. По нашим наблюдениям, в тех цехах, где много шахматистов, процент выполнения плана самый высокий. Потому, ничего не запрещая, мы поощряем то, что полезно», – отмечает директор по персоналу ВАСО Александр Неведров.
   Хотя прямой зависимости результатов труда от числа шахматистов, конечно, нет, но имеются интересные факты: так, в первом квартале 2016 года подразделения механосборочного производства выполнили план по валовой продукции на 106 %. При этом именно в одном из цехов МСП больше всего активных любителей шахмат.

   Штрихи «Сокола»

   Один из интересных проектов, направленных на повышение оперативности взаимодействия цехов агрегатной и окончательной сборки с цехами заготовительного и механообрабатывающего производства (ЗМП), реализуется сегодня на нижегородском авиазаводе (НАЗ) «Сокол». В основу этого проекта легло создание и внедрение новой автоматизированной подсистемы управления «матрица сборки». Она нацелена на решение одной из самых острых проблем авиастроительного производства – оперативной информации о дефиците сборки.
   Цель проекта – оперативное регулирование, исключающее простои в цехах агрегатно-сборочного производства. Технология управления, предложенная нижегородцами, позволяет в упреждающем режиме получать информацию о дефицитных позициях, оперативно реагировать на потребности сборочных цехов и соответственно им выстраивать работу механических цехов.
   Управляющая система, являющаяся собственной разработкой специалистов «Сокола», связывает цикловой график сборки с номенклатурными планами цехов ЗМП и в онлайн-режиме расставляет приоритеты по запуску и выпуску деталей. В интерфейсе системы каждый этап сборочного процесса окрашен в цвет, соответствующий его состоянию обеспеченности. Активизацией интересующего этапа на экран выводится перечень позиций, которые могут стать причиной отставания от графика сборки. Эта же информация отображается в цехах-изготовителях деталей по маршруту производства.
   Информация в системе непрерывно обновляется и доступна на всех уровнях управления – от мастера до директора по производству. Данные о ходе сборки в режиме реального времени отображаются и на специальных мониторах, установленных в помещениях цехов и в кабинетах ведущих специалистов завода, за счет чего обеспечивается визуализация производственного процесса.
   В настоящее время проект находится на этапе внутризаводского тиражирования. Запланировано расширение отдельных его направлений и внедрение новых функциональных подсистем, разработанных специалистами нижегородского авиазавода.

   Банк бережливых

   Лучший проект по бережливому производству по итогам 2016 года предложили авиастроители «Авиастар-СП». По словам директора по развитию бережливого производства Вячеслава Маркевича, с 2016 года более 80 % предложений подаются в электронном виде, с помощью кайдзен-портала. Это в десятки раз сокращает время прохождения документа до его внедрения, а также позволяет структурировать предложения по направлениям и сохранять их в базе данных.
   Проект в Ульяновске привел к удвоению до 5 500 кайдзен-предложений в прошлом году. Более половины рабочих и инженеров оказались вовлечены в процесс непрерывных улучшений. Общий экономический эффект превысил 34 млн руб.
   В прошлом году количество предложений в Ульяновске удвоилось, во многом благодаря проведению через электронную форму. С учетом опыта «Авиастар-СП» в ОАК планируется создать единый портал, куда в цифровой форме собираются все рацпредложения.
   В корпорации начинают создавать межзаводские функциональные команды, которые дистанционно сформируют единую базу знаний. Ее можно будет использовать и в гражданской, и в транспортной авиации по секторам производств, что значительно облегчит поиск информации.
   «Плюсы нашего предложения налицо. При использовании одних и тех же инструментов деятельность каждого предприятия будет прозрачной, и мы сможем обмениваться опытом с коллегами, общаться также и в рамках видеоконференций. Упростится оценка нашей работы, поскольку ее критерии будут едиными для всех», – говорит Вячеслав Маркевич.

   ПРЯМАЯ РЕЧЬ

   Надо дать рабочему работать!
   Сергей Юрасов, вице-президент по производству и техническому развитию ОАК:
– В этом году ОАК впервые подсчитала эффект от внедренных улучшений по бережливому производству: за три года он приблизился к 1 млрд руб. Самое главное на этом этапе, конечно, не экономические показатели, а понимание важности бережливого производства, вовлеченность всех предприятий, как можно большего количества рабочих.
    Среди самых важных проектов я бы выделил опыт филиала компании «Сухой» в Комсомольске-на-Амуре по внедрению бригадной формы организации труда. Назначение на основных операциях освобожденных бригадиров – людей, которые непосредственно заняты рациональной организацией труда в цехе, удалось существенно повысить производительность, планомерно загружать работой высококвалифицированных специалистов и оборудование. В этом, наверное, и заключается ценность бережливого производства – максимально задействовать производственный персонал.
   Мне приятно отметить, что по итогам прошедшего года каждый десятый сотрудник предприятий ОАК подал предложения по улучшениям. Сегодня мы рассматриваем еще один важный проект в нашем холдинге – запуск мониторинга Lean-изменений, так называемый кайдзен-светофор. Если, например, в корпорации «Иркут» или в компании «Сухой» проекты бережливого производства находятся на самом высоком в группе уровне, то на некоторых заводах мы только начинаем эти проекты. Светофор как раз поможет отслеживать, чтобы они продвигались успешно и быстро везде.

Управление производством, http://www.up-pro.ru/library/production_management/kaizen/sfetofor-oak.html
Заместитель Председателя Правительства России Юрий Борисов ознакомился с производством самолетов МС-21-300 на заводе Корпорации «Иркут»

23 Март 2019

Заместитель Председателя Правительства России Юрий Борисов посетил с рабочим визитом Иркутский авиационный завод – филиал ПАО «Корпорация «Иркут» (в составе ОАК).
В ходе посещения завода Юрию Борисову доложили о подготовке  третьего опытного самолета МС-21-300 к началу летных испытаний. Заместитель Председателя Правительства поднялся на борт самолета, на котором идут работы по установке интерьера пассажирского салона.
В цехе окончательной сборки делегации был представлен четвертый опытный самолет МС-21-300. В настоящее время на нем монтируются системы, машина присоединится к летным испытаниям в 2019 г.
Юрий Борисов ознакомился с производством  самолетов МС-21-300 по серийным технологиям и перспективами развития производственной базы завода.
"Мы планы свои менять не будем: задача стоит завершить сертификацию в 2020 году, а с 2021 года выйти на серийное производство. Думаю, что все это посильно, – заявил Юрий Борисов. – Моя мечта: надо переходить на серийность выше 100 самолетов. И для этого возможности есть».
Касаясь вопроса двигателей самолета МС-21-300, он заявил: «Мы не отказываемся от партнерства с Pratt & Whitney, не будем никакие меры предпринимать, чтобы это партнерство ухудшить». В то же время Юрий Борисов отметил, что «при определенных обстоятельствах мы готовы будем перейти только на отечественные двигатели». В ходе визита было объявлено, что на первом самолете МС-21-300, произведенном по серийным технологиям, будет установлен двигатель ПД-14. Доработанный под установку двигателей ПД-14 самолет будет задействован в летных испытаниях.

Фюзеляж самолета МС-21-300 доставлен в г. Жуковский

19 Декабрь 2018

Фюзеляж самолета МС-21-300, предназначенного для проведения ресурсных испытаний, доставлен на аэродром «Раменское» (г. Жуковский) с аэродрома Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Корпорация «Иркут» (в составе ОАК).
Специалисты Корпорации совместно с работниками предприятий-участников кооперации и сотрудниками ЦАГИ проведут сборку планера самолета МС-21-300 и установят систему нагружения.

В ЦАГИ провели визуализационные испытания перспективного тяжелого транспортного самолета

18 Декабрь 2018

Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского) завершили очередной этап испытаний модели тяжелого транспортного самолета интегральной схемы. Ученые исследовали физическую картину обтекания поверхностей объекта. Эксперименты проходили в аэродинамической трубе малых скоростей ЦАГИ.
Визуализация спектров обтекания выполнена методом «шелковинок». С его помощью можно увидеть направления местных скоростей на исследуемой модели и установить места начала отрывных течений. Это дает наглядное представление о совершенстве разрабатываемой аэродинамической компоновки.
Эксперименты помогли определить причины снижения аэродинамических характеристик на некоторых углах атаки, а также отметить ряд интересных особенностей обтекания такой компоновки. Так, специалисты института выяснили, что центроплан сохраняет безотрывное обтекание на углах атаки, значительно превышающих эксплуатационный диапазон.

Награда

18 Декабрь 2018

Указом Президента России орденом Александра Невского награжден Владимир Гутенев - председатель Комиссии Госдумы по ОПК, Первый вице-президент Союза машиностроителей России.

Владимир Гутенев - доктор технических наук, профессор, лауреат государственной и правительственных премий Российской Федерации. В настоящее время является депутатом Государственной Думы ФС РФ (VI и VII созыв). Ранее занимался научной и преподавательской деятельностью в РАНХиГС при Президенте РФ, был советником гендиректора ГК «Ростех», референтом гендиректора ФГУП «Рособоронэкспорт».

Россия и Сирия ведут переговоры о закупке МС-21

23 Июль 2018

РИА Новости. Сирия и Россия ведут переговоры о развитии экономического сотрудничества, в частности о закупке Сирией самолетов МС-21, заявил посол России в Сирии Александр Кинщак.
"Сирия ведет переговоры о закупке самолетов МС-21", — заявил Кинщак в эфире телеканала "Россия 24".
МС-21 — перспективный российский пассажирский самолет вместимостью от 150 до 211 пассажиров, включает в себя новейшие разработки в области самолето- и двигателестроения, бортового оборудования и систем. Он сменит советские самолеты "Ту", "Як" и "Ан". Разработчиком и производителем самолета является корпорация "Иркут" (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию).

О ходе сертификационных и валидационных работ по проекту МС-21

23 Июль 2018

Сайт Росавиации. 25-27 июня 2018 года в Кёльне, ФРГ, состоялось очередное совещание Росавиации с Европейским агентством по безопасности полетов (EASA) с участием ПАО «Корпорация «Иркут» в рамках прохождения процедур валидации типовой конструкции самолета МС-21 в EASA.
В ходе встречи обсуждались вопросы подходов к сертификации по панелям: «Управление проектом», «СКВ, САРД», «Программное и аппаратное обеспечение», «Безопасность кабины», «Обеспечение разработки и отказобезопасность» и «ГПМО».
По результатам совещания подписан Протокол.

Представители Китайской академии общественных наук считают важным перенять опыт ИРНИТУ по подготовке кадров для авиастроения

23 Июль 2018

Сайт ИрнИТУ. ИРНИТУ посетили представители Китайской академии общественных наук (КАОН), Всекитайской Ассоциации по изучению России, Восточной Европы и Центральной Азии. В ходке визита они провели с руководством университета переговоры о сотрудничестве в сфере образования и науки, а также посетили научно-исследовательские лаборатории.

В состав делегации вошли генеральный секретарь Ассоциации, член Китайской академии общественных наук Ван Сяоцюань и младший научный сотрудник КАОН Ван Чэнсин. КАОН представляет собой комплексный исследовательский центр с филиалами в крупнейших городах страны. В настоящее время в структуре Академии 31 институт, 45 исследовательских центров, которые охватывают все ступени высшего образования КНР и поствузовской подготовки.

Геологоразведочный техникум ИРНИТУ – победитель военизированной Спартакиады среди ссузов

23 Июль 2018

Сайт ИрНИТУ. Геологоразведочный техникум Иркутского национального исследовательского технического университета занял первое место по итогам ежегодной городской военизированной Спартакиады среди ссузов. Учащиеся девяти средних специальных учебных заведений демонстрировали навыки военной подготовки в течение учебного года. Награждение состоялось 15 июня в конференц-зале ИРНИТУ. Дипломы и подарки победителям вручил военный комиссар Ленинско-Свердловского административных округов Иркутска Анатолий Михайлов.

Серебряным призером соревнований стал Иркутский техникум транспорта и строительства. «Бронза» досталась студентам Сибирского колледжа транспорта и строительства.

Участников Спартакиады поздравили представители военкомата, руководители ссузов и заместитель начальника военной кафедры ИРНИТУ Максим Кобец.

Магистрант ИРНИТУ Георгий Матлыгин выиграл чемпионат ОАК по стандартам WorldSkills

23 Июль 2018

Сайт ИрНИТУ. Магистрант второго курса Института авиамашиностроения и транспорта ИРНИТУ, специалист Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Корпорация «Иркут» Георгий Матлыгин занял первое место в компетенции «Лучший инженер-технолог» на Открытом корпоративном чемпионате профессионального мастерства по стандартам WorldSkills. Соревнования состоялись в Комсомольске-на-Амуре. Организатором выступила Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Интерес к мероприятию проявили более 100 представителей 11 ведущих авиастроительных предприятий страны.

Перспективы производства сидра из сибирских яблок представит на Международном форуме «Байкал» студент ИРНИТУ Антон Коваль

23 Июль 2018

Сайт ИрНИТУ. Второкурсник ИРНИТУ Антон Коваль представит на Международном молодежном форуме «Байкал» перспективы производства сидра из сибирских яблок. Это будет один из 20 проектов, которые ИРНИТУ презентует на выставке исследовательских и инженерных проектов. Мероприятие состоится 29 июня - 6 июля в Ольхонском районе.

Антон Коваль осваивает технологию пищевых производств в Институте высоких технологий. На форуме он выступит в секции «Наука и технологии». Студент покажет установку для производства сидра в непрерывном потоке, которую он сконструировал под научным руководством доцента кафедрой химии и пищевой технологии Галины Гусаковой.