Дело на миллиард: «Кайдзен-светофор» отследит лучшие практики в ОАК
1 Июль 2016
В предыдущие годы ОАК существенно, более чем на 2/3, обновила оборудование на своих заводах. Всего закуплено более 500 единиц отечественного и иностранного производства. Использование некоторых станков, например клепальных автоматов, в Комсомольске-на-Амуре или новых технологический линий по производству агрегатов из композиционных материалов в Ульяновске и Казани резко, в пять или даже более раз, повысило производительность труда.
Однако в этом году приоритеты производственной политики меняются. Наряду с начатым несколько лет назад техническим перевооружением все крупные заводы в обязательном порядке начинают внедрять мероприятия бережливого производства.
«Возможности инвестировать в покупку оборудования и технологий, к сожалению, не бесконечны. Мы должны сосредоточиться на незатратных мероприятиях, которые требуют смекалки и инициативы производственников на местах, но не масштабных капитальных вложений», – отметил президент ОАК Юрий Слюсарь в ходе подведения итогов конкурса лучших проектов в области бережливого производства в ОАК.
Тем более незатратные мероприятия по улучшению рабочего места или производственных процессов без закупок дорогостоящего оборудования могут приносить серьезную экономию в масштабах крупных предприятий. За последние три года общий экономический эффект от внедрения мероприятий по бережливому производству приближается к 1 млрд руб. Мы решили ознакомиться с наиболее интересными Lean-проектами 2015 года.
Конец созерцательности
Специалисты филиала компании «Сухой» в Комсомольске-на-Амуре представили один из лучших проектов года – переход на бригадную форму организации труда. Проект начали реализовывать в цехе по обработке крупногабаритных деталей из алюминиевых сплавов. В результате существенно выросла загрузка высококвалифицированных операторов станков с числовым программным управлением, увеличилась на треть номенклатура обрабатываемых деталей.
Как вспоминает начальник цеха № 33 Александр Шаршатов, в 2013 году в цехе была организована работа совместной группы экспертов компании «Сухой» и ОАК. Одна из задач – существенное повышение использования рабочего времени. После проведения хронометража операций выяснилось, что около половины времени основного производственного персонала уходит либо на наблюдение за работой высокопроизводительных станков, либо на передвижения по предприятию в поисках инструмента и комплектующих.
В 2014 году директор завода Александр Пекарш одобрил комплексный план по развитию цеха. Решение проблемы связали с переводом работы на бригадную форму труда. Основное решение заключалось в приглашении бригадиров. Идея заключалась в том, чтобы все свое рабочее время бригадир проводил непосредственно в цехе: получал от мастера задание на день и распределял бы его между рабочими, помогал с обеспечением запчастями, с ремонтом оборудования, другими текущими операциями.
За станками закрепили определенную номенклатуру производимых изделий с четким циклом изготовления каждой детали. Также на пилотном участке была отработана система комплектации инструмента.
С 2014 по 2015 год в цехе сформировали восемь бригад, три из них с освобожденным бригадиром. Также внедрили «структуру поддержки», где через лист решения проблем до начальника цеха оперативно доходят все нерешенные вопросы, выстроена цепочка помощи.
«У нас принцип в коллективе: не оставлять ни одно замечание или вопрос без внимания. Если человек что-то спросил, обязательно нужно ответить. Много нового оборудования, сложные детали, технологический процесс не сразу всем досконально понятен. Вопросы возникают, более того, они обязаны возникать. И на каждый должен быть дан ответ», – говорит Александр Шаршатов.
За два последних года проведена большая работа по увеличению технологической мощности – пересмотрены управляющие программы на сверление сегментов шпангоутов, что позволило сократить машинное время в три раза. При фрезеровании крыльевых и фюзеляжных стрингеров выигрыш по времени составил почти 40 %. Использование группового раскроя также позволило значительно улучшить производственные показатели.
В 2015 году с наращиванием технологических мощностей 33-й стал набирать дополнительные объемы из соседних цехов, всего около 150 позиций по боевым самолетам. Номенклатура изготавливаемых в цехе деталей выросла на треть!
Нет «козлу»!
Администрация Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО) решила поднять производительность труда на предприятии, изменив времяпрепровождение рабочих в цехах. Из положенного на обеденный перерыв времени до получаса отводится на настольные игры. Некоторое время назад администрация снабдила цеха подразделения предприятия шахматным инвентарем.
«Шахматы же дают умственную и эмоциональную подпитку, и люди возвращаются к работе с новыми силами. По нашим наблюдениям, в тех цехах, где много шахматистов, процент выполнения плана самый высокий. Потому, ничего не запрещая, мы поощряем то, что полезно», – отмечает директор по персоналу ВАСО Александр Неведров.
Хотя прямой зависимости результатов труда от числа шахматистов, конечно, нет, но имеются интересные факты: так, в первом квартале 2016 года подразделения механосборочного производства выполнили план по валовой продукции на 106 %. При этом именно в одном из цехов МСП больше всего активных любителей шахмат.
Штрихи «Сокола»
Один из интересных проектов, направленных на повышение оперативности взаимодействия цехов агрегатной и окончательной сборки с цехами заготовительного и механообрабатывающего производства (ЗМП), реализуется сегодня на нижегородском авиазаводе (НАЗ) «Сокол». В основу этого проекта легло создание и внедрение новой автоматизированной подсистемы управления «матрица сборки». Она нацелена на решение одной из самых острых проблем авиастроительного производства – оперативной информации о дефиците сборки.
Цель проекта – оперативное регулирование, исключающее простои в цехах агрегатно-сборочного производства. Технология управления, предложенная нижегородцами, позволяет в упреждающем режиме получать информацию о дефицитных позициях, оперативно реагировать на потребности сборочных цехов и соответственно им выстраивать работу механических цехов.
Управляющая система, являющаяся собственной разработкой специалистов «Сокола», связывает цикловой график сборки с номенклатурными планами цехов ЗМП и в онлайн-режиме расставляет приоритеты по запуску и выпуску деталей. В интерфейсе системы каждый этап сборочного процесса окрашен в цвет, соответствующий его состоянию обеспеченности. Активизацией интересующего этапа на экран выводится перечень позиций, которые могут стать причиной отставания от графика сборки. Эта же информация отображается в цехах-изготовителях деталей по маршруту производства.
Информация в системе непрерывно обновляется и доступна на всех уровнях управления – от мастера до директора по производству. Данные о ходе сборки в режиме реального времени отображаются и на специальных мониторах, установленных в помещениях цехов и в кабинетах ведущих специалистов завода, за счет чего обеспечивается визуализация производственного процесса.
В настоящее время проект находится на этапе внутризаводского тиражирования. Запланировано расширение отдельных его направлений и внедрение новых функциональных подсистем, разработанных специалистами нижегородского авиазавода.
Банк бережливых
Лучший проект по бережливому производству по итогам 2016 года предложили авиастроители «Авиастар-СП». По словам директора по развитию бережливого производства Вячеслава Маркевича, с 2016 года более 80 % предложений подаются в электронном виде, с помощью кайдзен-портала. Это в десятки раз сокращает время прохождения документа до его внедрения, а также позволяет структурировать предложения по направлениям и сохранять их в базе данных.
Проект в Ульяновске привел к удвоению до 5 500 кайдзен-предложений в прошлом году. Более половины рабочих и инженеров оказались вовлечены в процесс непрерывных улучшений. Общий экономический эффект превысил 34 млн руб.
В прошлом году количество предложений в Ульяновске удвоилось, во многом благодаря проведению через электронную форму. С учетом опыта «Авиастар-СП» в ОАК планируется создать единый портал, куда в цифровой форме собираются все рацпредложения.
В корпорации начинают создавать межзаводские функциональные команды, которые дистанционно сформируют единую базу знаний. Ее можно будет использовать и в гражданской, и в транспортной авиации по секторам производств, что значительно облегчит поиск информации.
«Плюсы нашего предложения налицо. При использовании одних и тех же инструментов деятельность каждого предприятия будет прозрачной, и мы сможем обмениваться опытом с коллегами, общаться также и в рамках видеоконференций. Упростится оценка нашей работы, поскольку ее критерии будут едиными для всех», – говорит Вячеслав Маркевич.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Надо дать рабочему работать!
Сергей Юрасов, вице-президент по производству и техническому развитию ОАК:
– В этом году ОАК впервые подсчитала эффект от внедренных улучшений по бережливому производству: за три года он приблизился к 1 млрд руб. Самое главное на этом этапе, конечно, не экономические показатели, а понимание важности бережливого производства, вовлеченность всех предприятий, как можно большего количества рабочих.
Среди самых важных проектов я бы выделил опыт филиала компании «Сухой» в Комсомольске-на-Амуре по внедрению бригадной формы организации труда. Назначение на основных операциях освобожденных бригадиров – людей, которые непосредственно заняты рациональной организацией труда в цехе, удалось существенно повысить производительность, планомерно загружать работой высококвалифицированных специалистов и оборудование. В этом, наверное, и заключается ценность бережливого производства – максимально задействовать производственный персонал.
Мне приятно отметить, что по итогам прошедшего года каждый десятый сотрудник предприятий ОАК подал предложения по улучшениям. Сегодня мы рассматриваем еще один важный проект в нашем холдинге – запуск мониторинга Lean-изменений, так называемый кайдзен-светофор. Если, например, в корпорации «Иркут» или в компании «Сухой» проекты бережливого производства находятся на самом высоком в группе уровне, то на некоторых заводах мы только начинаем эти проекты. Светофор как раз поможет отслеживать, чтобы они продвигались успешно и быстро везде.
Управление производством, http://www.up-pro.ru/library/production_management/kaizen/sfetofor-oak.html
6 Май 2020
Союз машиностроителей России направил в адрес руководства страны предложения по мерам поддержки высокотехнологичных отраслей промышленности и ОПК в текущих экономических условиях. Содержание инициатив обсуждалось 21 апреля 2020 года в ходе заседания Бюро Союза машиностроителей России и ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям». Из 814 предложений, поступивших от руководителей отраслевых корпораций, предприятий промышленности, региональных отделений Союза и экспертных советов Госдумы, 20 признаны наиболее значимыми и вошли в итоговый документ.
21 Апрель 2020
21 апреля 2020 года под председательством руководителя Союза машиностроителей России, главы Госкорпорации Ростех Сергея Чемезова состоялось расширенное заседание Бюро СоюзМаш и Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям». Темой обсуждения стали меры поддержки высокотехнологичных отраслей промышленности и ОПК в текущих экономических условиях.
20 Апрель 2020
ГосДума РФ приняла законопроект, направленный на снижение нагрузки на участников закупочных процедур в условиях кризиса Законопроект внесен группой депутатов во главе с первым заместителем председателя Комитета ГД по экономической политике и промышленности Владимиром Гутеневым. Поправки в действующие федеральные законы № 44-ФЗ, №223-ФЗ, №449-ФЗ
7 Апрель 2020
Прогнозы Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) относительно российской экономики неоправданно пессимистичны. Об этом в интервью Федеральному агентству новостей заявил первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике и промышленности, первый заместитель председателя Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.
16 Январь 2020
Четвертый самолет МС‑21
присоединился к программе летных испытаний. 25 декабря 2019 года на аэродроме Иркутского авиационного завода –
филиала ПАО «Корпорация «Иркут» (предприятие является членом Иркутского регионального отделения Союза машиностроителей России) состоялся первый полет четвертого самолета
МС‑21-300, предназначенного для летных испытаний.
Продолжительность полета составила 1 час 40 минут, он проходил
на высоте 3 000 метров при скорости около 500 км/час. Самолет
пилотировал экипаж в составе
летчиков‑испытателей, Героев России Романа Таскаева и Олега Мутовина. По докладу экипажа, задание выполнено полностью, полет прошел в штатном режиме. При постройке машины учтены результаты летных и наземных испытаний
первых опытных самолетов
МС‑21-300.
6 Январь 2020
Кубок проводится при поддержке Иркутского регионального отделения Союза машиностроителей России. В нем приняли участие 11
команд: АСП, ЗШП, МетП, МИП, энергозавод, УГК, отдел 314, СГТ,
сборная цехов 215–216, отдел 363
и «Автотранс». Из группы А
в плей-офф вышли футболисты
цехов 215–216: сильная, не первый год играющая объединенным
составом команда обыграла АСП и энергозавод. Несмотря на все старания отдела
363 усилиться молодежью, в группе Б прошла в полуфинал
команда отдела 314, собран-
ная начальником подразделения
А.Н. Свистовым. Ну а самой боевой
получилась группа В: здесь сыграли все заявленные пять команд!
Фаворитами группы стали футболисты «Автотранса» (очень уверенно обыграли МИП и МетП) и УГК, уступившие только металлургам,
которые на второй день соревнования
усилились молодыми игроками из команды отдела 363. Ох и напряженной получилась битва
фаворитов: и все же УГК обыграли
«Автотранс» со счетом 2:1, причем победный гол был забит за две минуты до конца встречи! Однако по результатам остальных встреч в плей-офф вышли и УГК, и
«Автотранс».
26 Декабрь 2019
Есть на Иркутском авиационном заводе (предприятие является членом Иркутского регионального отделения Союза машиностроителей России) добрая традиция – устраивать новогодний праздник для ветеранов предприятия. Это возможность для наших пенсионеров вновь почувствовать себя частью завода и встретиться с товарищами, с которыми они плечо к плечу проработали много лет. В этом году на праздник пришли 130 гостей.О делах предприятия ветераны узнали непосредственно от генерального директора Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут», Председателя Иркутского регионального отделения Союза машиностроителей России Александра Алексеевича Вепрева. Он поздравил
присутствующих и рассказал о планах на будущий год.
– Вы все, наверняка, знаете, что 25 декабря мы подняли в небо четвертый летный МС-21. Заводские испытания этой машины будем проводить еще в первом квартале 2020 года. Также идет изготовление пятой опытной машины с российскими двигателями ПД-14. Основная задача – получить сертификат летной годности к концу следующего года. Надо выполнить около 450 полетов, только после этого начнутся поставки. Гражданская продукция – это новое перспективное направление, но и военное будем сохранять и развивать.
По этому году мы выполнили все обязательства по поставкам военных самолетов.
25 Декабрь 2019
25 декабря 2019 года на аэродроме Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Корпорация «Иркут» (предприятие является членом Иркутского регионального отделения Союза машиностроителей России) состоялся первый полет четвертого самолёта МС-21-300, предназначенного для лётных испытаний.
Продолжительность полета составила 1 час 40 минут, он проходил на высоте порядка 3 000 метров при скорости около 500 км/час.
Самолет пилотировал экипаж в составе летчиков-испытателей, Героев России Романа Таскаева и Олега Мутовина. По докладу экипажа, задание выполнено полностью, полет прошел в штатном режиме.
При постройке машины учтены результаты летных и наземных испытаний первых опытных самолетов МС-21-300.
20 Ноябрь 2019
Авиатехника из России привлекла повышенное внимание на авиашоу, проходящем сейчас в Дубае. Российские самолеты и вертолеты стали одной из главных премьер.
Около 1200 компаний со всего мира принимают участие в крупнейшем авиакосмическом салоне. Среди участников собрались 87 тысяч специалистов из 76 стран. Многие представленные в Дубае машины, к примеру Як-130, не имеют конкурентов и считаются лучшими в своем классе.
Российский учебный самолет способен имитировать полеты любых других истребителей, в том числе последних поколений. Его глубокая модернизация в первую очередь затронула боевые характеристики и номенклатуру вооружения, а также аэродинамику.
По словам генерального директора ПАО «Объединенная авиастроительная компания» Юрия Слюсаря, именно участие на авиасалоне в Дубае ознаменовано начало расширения возможностей и глубокой модернизации Як-130. Самолет выпускается на Иркутском авиационном заводе (предприятие является членом Иркутского регионального отделения Союза машиностроителей России).
8 Ноябрь 2019
Иркутский авиационный техникум и Иркутский авиазавод имеют давнюю историю сотрудничества. Образовательное учреждение - кузница кадров для ИАЗ. В ноябре Председатель Иркутского регионального отделения Союза машиностроителей России, генеральный директор ИАЗ Александр Вепрев организовал помощь для Иркутского
авиационного техникума.