В работе форума приняли участие делегаты и уполномоченные представители из 64 региональных отделений Союза, главы субъектов Российской Федерации, представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, финансовых и деловых кругов, институтов гражданского общества, руководители ведущих промышленных корпораций и объединений, крупнейших научных и образовательных учреждений, а также представители экспертного сообщества и средств массовой информации.
В работе Съезда принял участие Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин.
Открыл работу Съезда председатель Союза машиностроителей России, генеральный директор государственной корпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов. Он приветствовал участников мероприятия, а также поблагодарил правительство Самарской области, администрацию г. Тольятти и руководство ОАО «АВТОВАЗ» за помощь в организации съезда.
После утверждения Повестки и Регламента Съезда были избраны рабочие органы Съезда.
С докладом «О деятельности Союза машиностроителей России за отчетный период» выступил вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев. «Результаты деятельности нашей организации дают все основания считать, что Союз машиностроителей России сумел стать массовой, авторитетной и влиятельной организацией, пользующейся поддержкой руководства страны и общества, которая успешно отстаивает интересы отечественного машиностроения и смежных с ним высокотехнологичных отраслей экономики. При этом созданы существенные предпосылки для превращения нашего Союза в центр, объединяющий не только машиностроительное сообщество, но и координирующий усилия государства, общества и деловых кругов в интересах развития всего обрабатывающего сектора российской экономики», – сказал Владимир Гутенев.
В ходе обсуждения доклада выступили председатели региональных отделений: Московского - Александр Новиков, Хабаровского – Александр Пекарш и Санкт-Петербургского – Александр Гуров, а также Первый заместитель председателя комитета ГД по промышленности Валерий Драганов.
Делегаты утвердили доклады Мандатной комиссии и Центральной ревизионной комиссии ООО «СоюзМаш России» и ОООР «СоюзМаш России», а также проголосовали по вопросу повестки дня «О внесении изменений в Уставы ООО и ОООР «СоюзМаш России».
Далее прошли выборы руководящих и контрольно-ревизионного органов ООО «СоюзМаш России» и ОООР «СоюзМаш России».
Руководителем Союза машиностроителей России единогласно был переизбран Генеральный директор госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов, первым заместителем - Владимир Гутенев.
После перерыва выступил Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин.
В своей речи Глава Правительства затронул наиболее актуальные проблемы машиностроительного комплекса, подчеркнув его важность в социально-экономическом развитии России. Владимир Путин заявил, что в ближайшее десятилетие Россия должна войти в число пяти ведущих экономик мира. При этом он особо подчеркнул, что имеет в виду вовсе не гонку за процентами, а качественное развитие отечественной экономики. Под качественным развитием подразумевается диверсификация, снижение сырьевой зависимости, модернизация и индустриализация. На территории России, по мнению Премьера В.Путина, должна действовать вся технологическая и промышленная цепочка – от исследовательских и конструкторских работ до выпуска конечной продукции.
«В качестве мер поддержки предприятий различных секторов машиностроения будем применять механизм субсидирования процентных ставок, прежде всего, по кредитам на технологическое перевооружение и реализацию внутренних инвестиционных проектов», – сообщил Владимир Путин. Также, по его словам, правительство будет содействовать предприятиям машиностроения в привлечении средств Внешэкономбанка и других финансовых институтов.
Важным направлением развития отечественной промышленности Владимир Путин назвал подготовку и переподготовку кадров. В этой связи Глава Правительства сказал: «Вашему Союзу нужно активнее заниматься модернизацией профессионального образования, способствовать налаживанию кооперационных связей между предприятиями и учебными заведениями, участвовать в экспертизе образовательных программ». Премьер-министр также отметил, что работа по профподготовке должна начинаться значительно раньше. «Союз машиностроителей России мог бы воссоздать такую сеть детских учреждений дополнительного образования, думаю, что и регионы, и муниципалитеты, и вузы, конечно, вас поддержали бы», – сказал Глава Правительства.
Кроме того, Владимир Путин рассчитывает, что Союз машиностроителей России поможет в поиске проектов для Агентства стратегических инициатив. «Вы наверняка слышали и о предложении создать Агентство стратегических инициатив. С его помощью мы хотим обеспечить широкое участие молодежи в реализации прорывных проектов, дать новый импульс развитию страны. Я очень рассчитываю, что Союз машиностроителей России через свои структуры поможет нам в поиске этих талантов и интересных перспективных проектов», – сказал он.
В заключение Председатель Правительства РФ Владимир Путин отметил следующее: «Всей своей историей отечественное машиностроение доказало, что может обеспечивать технологическое превосходство нашей страны по ключевым направлениям развития. Поступательное движение вперёд не может быть обеспечено и достигнуто без машиностроения. У нас есть замечательные, яркие примеры научных и конструкторских триумфов и в ракетно-космической отрасли, и оборонной промышленности, атомном, энергетическом машиностроении. Я нисколько не сомневаюсь в том, что сегодняшний потенциал машиностроительного комплекса, возможности инженерных, конструкторских кадров, рабочих – этот потенциал дает нам право рассчитывать на такие же триумфы и прорывные проекты в будущем. Уверен, что так оно и будет».
С докладом «О перспективах среднесрочного развития машиностроительного комплекса России» выступил Председатель Союза машиностроителей России Сергей Чемезов. В своем выступлении он проанализировал состояние отечественного машиностроения и сформулировал первоочередные задачи отрасли.
По словам лидера Союза, усилия российских машиностроителей должны быть направлены на решение таких основных задач, как: существенное повышение инновационной активности предприятий через преодоление их низкой инновационной восприимчивости, а также увеличение расходов организаций на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Кроме того, необходимо расширять и углублять международное сотрудничество в интересах инновационного развития отрасли и продвижения высокотехнологичной продукции на внутренний и внешние рынки, а также формировать кадровый потенциал машиностроения, способного обеспечить его инновационное развитие.
Затем слово было предоставлено члену Бюро Центрального совета СоюзМаш России, губернатору Самарской области Владимиру Артякову. В своем выступлении он коснулся темы автомобилестроения, отметив, что данная отрасль Самарской области вышла из кризиса и вступила в качественно новый этап своего развития.
С докладом «О задачах Союза машиностроителей России на новом этапе развития, вытекающих из установок руководства страны» выступил первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев. Он определил основные задачи Союза машиностроителей России на новом этапе развития и сформулировал проблемы, помощь в решении которых нужна на государственном уровне.
В частности, Владимир Гутенев обратил внимание на необходимость при формировании курсовой политики в большей степени учитывать интересы высокотехнологичной промышленности и экспорта машиностроительной продукции. «Конечно, крепкий рубль – это показатель доверия к российской экономике, но мы должны учитывать интересы высокотехнологичной промышленности и ее экспортного потенциала. Дальнейшее укрепление рубля может серьезно ухудшить конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках», – сказал он.
Говоря о проблемах ценообразования в рамках гособоронзаказа, Владимир Гутенев отметил: «Необходимо установить жесткие условия, обеспечивающие дисциплину заказчика и исполнителя, ответственность за своевременное заключение контрактов и оплату по ним. Кроме того, на наш взгляд, целесообразно предусмотреть включение в себестоимость затраты предприятия на переподготовку и обучение персонала».
Также, по словам Владимира Гутенева, не решен вопрос закрепления молодых специалистов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Главная причина – это отсутствие доступного жилья. Здесь необходима помощь государства в его строительстве, в том числе на принципах софинансирования.
Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин дал комментарии по тем предложениям и инициативам, которые прозвучали в ходе работы Съезда.
В частности, по поводу льготного срока выкупа земли премьер-министр сказал, что он даст соответствующее поручение Минэкономразвития РФ. По вопросу, поставленному Владимиром Гутеневым, о льготах для оборонных предприятий по уплате земельных налогов – премьер обещал подумать, поскольку это сложный вопрос. Но, с другой стороны, ведь нужен «какой-то стимул к тому, чтобы все-таки от излишней земли избавлялись. Может быть, это поможет и в жилищном строительстве в городах», – ответил Владимир Путин.
По вопросу софинансирования при подготовке кадров – Владимир Путин также обещал подумать, попросив конкретизировать данное предложение для совместного решения вопроса.
С заключительным словом на съезде выступил председатель Союза машиностроителей России Сергей Чемезов. Он поблагодарил всех присутствующих делегатов, уполномоченных представителей, членов Бюро Центрального совета и Правления Союза, а также всех партнеров Союза машиностроителей России в государственных и общественных структурах за плодотворное сотрудничество.
По итогам работы съезда принята резолюция.
Сайт ООО "Союз машиностроителей России"
Предложения по дополнительным мерам поддержки высокотехнологичных отраслей промышленности и ОПК направлены СоюзМаш в адрес Президента РФ
6 Май 2020
Союз машиностроителей России направил в адрес руководства страны предложения по мерам поддержки высокотехнологичных отраслей промышленности и ОПК в текущих экономических условиях. Содержание инициатив обсуждалось 21 апреля 2020 года в ходе заседания Бюро Союза машиностроителей России и ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям». Из 814 предложений, поступивших от руководителей отраслевых корпораций, предприятий промышленности, региональных отделений Союза и экспертных советов Госдумы, 20 признаны наиболее значимыми и вошли в итоговый документ.
Меры поддержки предприятий промышленности
21 Апрель 2020
21 апреля 2020 года под председательством руководителя Союза машиностроителей России, главы Госкорпорации Ростех Сергея Чемезова состоялось расширенное заседание Бюро СоюзМаш и Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям». Темой обсуждения стали меры поддержки высокотехнологичных отраслей промышленности и ОПК в текущих экономических условиях.
ГосДума РФ приняла законопроект
20 Апрель 2020
ГосДума РФ приняла законопроект, направленный на снижение нагрузки на участников закупочных процедур в условиях кризиса Законопроект внесен группой депутатов во главе с первым заместителем председателя Комитета ГД по экономической политике и промышленности Владимиром Гутеневым. Поправки в действующие федеральные законы № 44-ФЗ, №223-ФЗ, №449-ФЗ
Полет в штатном режиме
16 Январь 2020
Четвертый самолет МС‑21
присоединился к программе летных испытаний. 25 декабря 2019 года на аэродроме Иркутского авиационного завода –
филиала ПАО «Корпорация «Иркут» (предприятие является членом Иркутского регионального отделения Союза машиностроителей России) состоялся первый полет четвертого самолета
МС‑21-300, предназначенного для летных испытаний.
Продолжительность полета составила 1 час 40 минут, он проходил
на высоте 3 000 метров при скорости около 500 км/час. Самолет
пилотировал экипаж в составе
летчиков‑испытателей, Героев России Романа Таскаева и Олега Мутовина. По докладу экипажа, задание выполнено полностью, полет прошел в штатном режиме. При постройке машины учтены результаты летных и наземных испытаний
первых опытных самолетов
МС‑21-300.
3 и 4 января в СОЦ «Иркут-Зенит» состоялся тради-
6 Январь 2020
Кубок проводится при поддержке Иркутского регионального отделения Союза машиностроителей России. В нем приняли участие 11
команд: АСП, ЗШП, МетП, МИП, энергозавод, УГК, отдел 314, СГТ,
сборная цехов 215–216, отдел 363
и «Автотранс». Из группы А
в плей-офф вышли футболисты
цехов 215–216: сильная, не первый год играющая объединенным
составом команда обыграла АСП и энергозавод. Несмотря на все старания отдела
363 усилиться молодежью, в группе Б прошла в полуфинал
команда отдела 314, собран-
ная начальником подразделения
А.Н. Свистовым. Ну а самой боевой
получилась группа В: здесь сыграли все заявленные пять команд!
Фаворитами группы стали футболисты «Автотранса» (очень уверенно обыграли МИП и МетП) и УГК, уступившие только металлургам,
которые на второй день соревнования
усилились молодыми игроками из команды отдела 363. Ох и напряженной получилась битва
фаворитов: и все же УГК обыграли
«Автотранс» со счетом 2:1, причем победный гол был забит за две минуты до конца встречи! Однако по результатам остальных встреч в плей-офф вышли и УГК, и
«Автотранс».
Ветеранов поздравили с Новым годом
26 Декабрь 2019
Есть на Иркутском авиационном заводе (предприятие является членом Иркутского регионального отделения Союза машиностроителей России) добрая традиция – устраивать новогодний праздник для ветеранов предприятия. Это возможность для наших пенсионеров вновь почувствовать себя частью завода и встретиться с товарищами, с которыми они плечо к плечу проработали много лет. В этом году на праздник пришли 130 гостей.О делах предприятия ветераны узнали непосредственно от генерального директора Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут», Председателя Иркутского регионального отделения Союза машиностроителей России Александра Алексеевича Вепрева. Он поздравил
присутствующих и рассказал о планах на будущий год.
– Вы все, наверняка, знаете, что 25 декабря мы подняли в небо четвертый летный МС-21. Заводские испытания этой машины будем проводить еще в первом квартале 2020 года. Также идет изготовление пятой опытной машины с российскими двигателями ПД-14. Основная задача – получить сертификат летной годности к концу следующего года. Надо выполнить около 450 полетов, только после этого начнутся поставки. Гражданская продукция – это новое перспективное направление, но и военное будем сохранять и развивать.
По этому году мы выполнили все обязательства по поставкам военных самолетов.
Четвертый самолет МС-21-300 присоединился к программе летных испытаний
25 Декабрь 2019
25 декабря 2019 года на аэродроме Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Корпорация «Иркут» (предприятие является членом Иркутского регионального отделения Союза машиностроителей России) состоялся первый полет четвертого самолёта МС-21-300, предназначенного для лётных испытаний.
Продолжительность полета составила 1 час 40 минут, он проходил на высоте порядка 3 000 метров при скорости около 500 км/час.
Самолет пилотировал экипаж в составе летчиков-испытателей, Героев России Романа Таскаева и Олега Мутовина. По докладу экипажа, задание выполнено полностью, полет прошел в штатном режиме.
При постройке машины учтены результаты летных и наземных испытаний первых опытных самолетов МС-21-300.
Быстрее, выше, сильнее: на авиасалоне в Дубае рассказали о модернизации Як-130
20 Ноябрь 2019
Авиатехника из России привлекла повышенное внимание на авиашоу, проходящем сейчас в Дубае. Российские самолеты и вертолеты стали одной из главных премьер.
Около 1200 компаний со всего мира принимают участие в крупнейшем авиакосмическом салоне. Среди участников собрались 87 тысяч специалистов из 76 стран. Многие представленные в Дубае машины, к примеру Як-130, не имеют конкурентов и считаются лучшими в своем классе.
Российский учебный самолет способен имитировать полеты любых других истребителей, в том числе последних поколений. Его глубокая модернизация в первую очередь затронула боевые характеристики и номенклатуру вооружения, а также аэродинамику.
По словам генерального директора ПАО «Объединенная авиастроительная компания» Юрия Слюсаря, именно участие на авиасалоне в Дубае ознаменовано начало расширения возможностей и глубокой модернизации Як-130. Самолет выпускается на Иркутском авиационном заводе (предприятие является членом Иркутского регионального отделения Союза машиностроителей России).
Помощь техникуму
8 Ноябрь 2019
Иркутский авиационный техникум и Иркутский авиазавод имеют давнюю историю сотрудничества. Образовательное учреждение - кузница кадров для ИАЗ. В ноябре Председатель Иркутского регионального отделения Союза машиностроителей России, генеральный директор ИАЗ Александр Вепрев организовал помощь для Иркутского
авиационного техникума.