Проект ИРНИТУ - победитель Федеральной целевой программы по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России

20 Май 2018

Проект ИРНИТУ «Разработка и создание программно-аппаратного СВЧ-плазменного комплекса для мониторинга, контроля и безопасной эксплуатации маслосистемы двигателей наземного и воздушного назначений» стал победителем Федеральной целевой программы по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014—2020 годы с общим объемом бюджетного финансирования 100 млн рублей. Индустриальным партнером проекта выступает автомобильная корпорация ПАО «КАМАЗ», которая обеспечивает внебюджетное софинансирование в размере 30 млн руб.
Основным заказчиком и координатором Федеральной целевой программы выступает Министерство образования и науки Российской Федерации. Из 556 представленных на конкурс заявок, поддержка будет оказана 51 победителю.
За три года авторский коллектив ученых ИРНИТУ планирует создать мобильный программно-аппаратный СВЧ плазменный комплекс и разработать уникальные технологии диагностики (с достоверностью не менее 90%) узлов трения двигателей и гидросистем, позволяющие прогнозировать техническое состояние узлов и механизмов независимо от типов развивающихся дефектов в автомобильных двигателях «КАМАЗ». Данная технология может быть расширена для диагностики двигателей и гидросистем широкого назначения (авиационных, железнодорожных, корабельных, нефте— и газоперекачивающих станций и т.д.);
По мнению разработчиков доктора технических наук Виктора Дрокова и кандидата физико-математических наук Николая Иванова, подавляющее большинство компаний сталкивается с дефектами узлов маслосистемы двигателей, однако существующие приборы и технологии диагностирования в той или иной степени не устраивают потребителя. Финансовые и временные затраты на устранение неисправностей в некоторых случаях составляют миллионы рублей, поэтому компании заинтересованы в улучшении системы диагностики, чтобы фиксировать неисправное состояние двигателей на ранней стадии.
«Сегодня все производители двигателей стараются продлить эксплуатационный срок своей продукции, но для этого нужны объективные технологии диагностики износа. Это актуальная проблема для всех мировых производителей и эксплуатантов двигателей, поскольку точная диагностика поможет осуществлять выходной контроль качества, достоверно прогнозировать остаточный эксплуатационный ресурс, исключить необоснованное отстранение двигателя от эксплуатации, оперативно определить дефекты и не допускать их развития, точно определить узел маслосистемы, подлежащий ремонту. Наша технология способна справиться со всеми этими задачами, — сообщил один из авторов проекта Владислав Дроков. – Технология диагностирования отработана на 20 тыс. пробах масел и смывов с более чем 600 авиадвигателей за период с 1997 года. Ее работоспособность подтверждена в ходе экспериментов на двигателях Д-18Т (Ан-124 «Руслан») и семейства АЛ-20/30/40 (самолеты Су). В настоящий момент создается технология диагностирования для разрабатываемого двигателя ПД-14, который планируется устанавливать на новые магистральные самолеты МС-21. Мы имеем положительные рекомендации от таких крупных производителей авиационных двигателей в России, как ОАО «НПО «Сатурн» (г. Рыбинск) и ОАО «ОДК-Авиадвигатель» (г. Пермь)».
В настоящее время в Иркутском национальном исследовательском техническом университете разработан лабораторный макет СВЧ плазменный комплекс — прибор нового поколения для диагностики узлов трения, который позволяет проанализировать пробу любой спецжидкости (моторного масла; тормозной, охлаждающей жидкостей; любого вида топлива) объемом 1 мл в течение 10 минут и получить полную информацию одновременно по 11 химическим элементам. Достоверность разработанной технологии составляет 90%, т.е. из 100 неисправных и дефектных авиадвигателей, масло которых поступило на анализ – в 90 случаях был поставлен правильный «диагноз», подтвержденный результатами заводской разборки.
В рамках нового проекта СВЧ плазменный комплекс впервые будет разрабатываться как специализированное оборудование для диагностики узлов трения семейства двигателей автомобилей «КАМАЗ» различных назначений. В его создании будут участвовать технические службы и разработчики ПАО «КАМАЗ» и эксплуатационные предприятия, что позволит поднять достоверность диагностирования. Предполагается, что СВЧ плазменный комплекс, разрабатываемый для автомобилей КАМАЗ, будет являться базовой платформой для диагностики двигателей различного назначения наземного, воздушного и морского.
Соисполнителями проекта планируются привлекаться конструкторско-технологический институт научного приборостроения (г. Новосибирск); СКБ "Нефтехимавтоматика", Всероссийский институт метрологии (г. Екатеринбург); ООО "СпектроСиб" (г. Иркутск).
В работе проекта задействовано большое количество студентов и аспирантов института высоких технологий Иркутского национального исследовательского технического университета и физического, химического и математического факультетов Иркутского государственного университета.
Заместитель Председателя Правительства России Юрий Борисов ознакомился с производством самолетов МС-21-300 на заводе Корпорации «Иркут»

23 Март 2019

Заместитель Председателя Правительства России Юрий Борисов посетил с рабочим визитом Иркутский авиационный завод – филиал ПАО «Корпорация «Иркут» (в составе ОАК).
В ходе посещения завода Юрию Борисову доложили о подготовке  третьего опытного самолета МС-21-300 к началу летных испытаний. Заместитель Председателя Правительства поднялся на борт самолета, на котором идут работы по установке интерьера пассажирского салона.
В цехе окончательной сборки делегации был представлен четвертый опытный самолет МС-21-300. В настоящее время на нем монтируются системы, машина присоединится к летным испытаниям в 2019 г.
Юрий Борисов ознакомился с производством  самолетов МС-21-300 по серийным технологиям и перспективами развития производственной базы завода.
"Мы планы свои менять не будем: задача стоит завершить сертификацию в 2020 году, а с 2021 года выйти на серийное производство. Думаю, что все это посильно, – заявил Юрий Борисов. – Моя мечта: надо переходить на серийность выше 100 самолетов. И для этого возможности есть».
Касаясь вопроса двигателей самолета МС-21-300, он заявил: «Мы не отказываемся от партнерства с Pratt & Whitney, не будем никакие меры предпринимать, чтобы это партнерство ухудшить». В то же время Юрий Борисов отметил, что «при определенных обстоятельствах мы готовы будем перейти только на отечественные двигатели». В ходе визита было объявлено, что на первом самолете МС-21-300, произведенном по серийным технологиям, будет установлен двигатель ПД-14. Доработанный под установку двигателей ПД-14 самолет будет задействован в летных испытаниях.

Фюзеляж самолета МС-21-300 доставлен в г. Жуковский

19 Декабрь 2018

Фюзеляж самолета МС-21-300, предназначенного для проведения ресурсных испытаний, доставлен на аэродром «Раменское» (г. Жуковский) с аэродрома Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Корпорация «Иркут» (в составе ОАК).
Специалисты Корпорации совместно с работниками предприятий-участников кооперации и сотрудниками ЦАГИ проведут сборку планера самолета МС-21-300 и установят систему нагружения.

В ЦАГИ провели визуализационные испытания перспективного тяжелого транспортного самолета

18 Декабрь 2018

Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского) завершили очередной этап испытаний модели тяжелого транспортного самолета интегральной схемы. Ученые исследовали физическую картину обтекания поверхностей объекта. Эксперименты проходили в аэродинамической трубе малых скоростей ЦАГИ.
Визуализация спектров обтекания выполнена методом «шелковинок». С его помощью можно увидеть направления местных скоростей на исследуемой модели и установить места начала отрывных течений. Это дает наглядное представление о совершенстве разрабатываемой аэродинамической компоновки.
Эксперименты помогли определить причины снижения аэродинамических характеристик на некоторых углах атаки, а также отметить ряд интересных особенностей обтекания такой компоновки. Так, специалисты института выяснили, что центроплан сохраняет безотрывное обтекание на углах атаки, значительно превышающих эксплуатационный диапазон.

Награда

18 Декабрь 2018

Указом Президента России орденом Александра Невского награжден Владимир Гутенев - председатель Комиссии Госдумы по ОПК, Первый вице-президент Союза машиностроителей России.

Владимир Гутенев - доктор технических наук, профессор, лауреат государственной и правительственных премий Российской Федерации. В настоящее время является депутатом Государственной Думы ФС РФ (VI и VII созыв). Ранее занимался научной и преподавательской деятельностью в РАНХиГС при Президенте РФ, был советником гендиректора ГК «Ростех», референтом гендиректора ФГУП «Рособоронэкспорт».

Россия и Сирия ведут переговоры о закупке МС-21

23 Июль 2018

РИА Новости. Сирия и Россия ведут переговоры о развитии экономического сотрудничества, в частности о закупке Сирией самолетов МС-21, заявил посол России в Сирии Александр Кинщак.
"Сирия ведет переговоры о закупке самолетов МС-21", — заявил Кинщак в эфире телеканала "Россия 24".
МС-21 — перспективный российский пассажирский самолет вместимостью от 150 до 211 пассажиров, включает в себя новейшие разработки в области самолето- и двигателестроения, бортового оборудования и систем. Он сменит советские самолеты "Ту", "Як" и "Ан". Разработчиком и производителем самолета является корпорация "Иркут" (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию).

О ходе сертификационных и валидационных работ по проекту МС-21

23 Июль 2018

Сайт Росавиации. 25-27 июня 2018 года в Кёльне, ФРГ, состоялось очередное совещание Росавиации с Европейским агентством по безопасности полетов (EASA) с участием ПАО «Корпорация «Иркут» в рамках прохождения процедур валидации типовой конструкции самолета МС-21 в EASA.
В ходе встречи обсуждались вопросы подходов к сертификации по панелям: «Управление проектом», «СКВ, САРД», «Программное и аппаратное обеспечение», «Безопасность кабины», «Обеспечение разработки и отказобезопасность» и «ГПМО».
По результатам совещания подписан Протокол.

Представители Китайской академии общественных наук считают важным перенять опыт ИРНИТУ по подготовке кадров для авиастроения

23 Июль 2018

Сайт ИрнИТУ. ИРНИТУ посетили представители Китайской академии общественных наук (КАОН), Всекитайской Ассоциации по изучению России, Восточной Европы и Центральной Азии. В ходке визита они провели с руководством университета переговоры о сотрудничестве в сфере образования и науки, а также посетили научно-исследовательские лаборатории.

В состав делегации вошли генеральный секретарь Ассоциации, член Китайской академии общественных наук Ван Сяоцюань и младший научный сотрудник КАОН Ван Чэнсин. КАОН представляет собой комплексный исследовательский центр с филиалами в крупнейших городах страны. В настоящее время в структуре Академии 31 институт, 45 исследовательских центров, которые охватывают все ступени высшего образования КНР и поствузовской подготовки.

Геологоразведочный техникум ИРНИТУ – победитель военизированной Спартакиады среди ссузов

23 Июль 2018

Сайт ИрНИТУ. Геологоразведочный техникум Иркутского национального исследовательского технического университета занял первое место по итогам ежегодной городской военизированной Спартакиады среди ссузов. Учащиеся девяти средних специальных учебных заведений демонстрировали навыки военной подготовки в течение учебного года. Награждение состоялось 15 июня в конференц-зале ИРНИТУ. Дипломы и подарки победителям вручил военный комиссар Ленинско-Свердловского административных округов Иркутска Анатолий Михайлов.

Серебряным призером соревнований стал Иркутский техникум транспорта и строительства. «Бронза» досталась студентам Сибирского колледжа транспорта и строительства.

Участников Спартакиады поздравили представители военкомата, руководители ссузов и заместитель начальника военной кафедры ИРНИТУ Максим Кобец.

Магистрант ИРНИТУ Георгий Матлыгин выиграл чемпионат ОАК по стандартам WorldSkills

23 Июль 2018

Сайт ИрНИТУ. Магистрант второго курса Института авиамашиностроения и транспорта ИРНИТУ, специалист Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Корпорация «Иркут» Георгий Матлыгин занял первое место в компетенции «Лучший инженер-технолог» на Открытом корпоративном чемпионате профессионального мастерства по стандартам WorldSkills. Соревнования состоялись в Комсомольске-на-Амуре. Организатором выступила Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Интерес к мероприятию проявили более 100 представителей 11 ведущих авиастроительных предприятий страны.

Перспективы производства сидра из сибирских яблок представит на Международном форуме «Байкал» студент ИРНИТУ Антон Коваль

23 Июль 2018

Сайт ИрНИТУ. Второкурсник ИРНИТУ Антон Коваль представит на Международном молодежном форуме «Байкал» перспективы производства сидра из сибирских яблок. Это будет один из 20 проектов, которые ИРНИТУ презентует на выставке исследовательских и инженерных проектов. Мероприятие состоится 29 июня - 6 июля в Ольхонском районе.

Антон Коваль осваивает технологию пищевых производств в Институте высоких технологий. На форуме он выступит в секции «Наука и технологии». Студент покажет установку для производства сидра в непрерывном потоке, которую он сконструировал под научным руководством доцента кафедрой химии и пищевой технологии Галины Гусаковой.